Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики у детей с ОВЗ

Аннотация к статье «Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики у детей с ограниченными возможностями здоровья»  Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в разв... К нам  школу приходят дети с различным уровнем подготовки, в том числе и с проблемами в знаниях, отсутствием мотивации.  Кроме того, в нашей школе обучаются ребята с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Исходя из обозначенной проблемы, поставила перед собой цель - формирование общеучебных умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья  через  использование различных методических приёмов. Для достижения цели реализую следующие задачи: - развивать вычислительные навыки; - развивать познавательную самостоятельность, творческую активность учащихся; - формировать у  учащихся навыки самостоятельной работы. Для достижения поставленной цели использую на уроках различные методические приёмы:   I. Устные упражнения:   1.  Задачи в стихах 2. Различные вычислительные цепочки 3. Дидактические игры для устного счета 4. Занимательные задачи 5.Математический, арифметический и  графические диктанты 6.Создание проблемных ситуаций   II. Организация самостоятельной работы.   III. Использование коррекционных упражнений.   IV. Использование ИКТ в классах инклюзивного обучения.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики

у детей с ограниченными возможностями здоровья

Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Между тем, совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников.

Актуальность инклюзивного обучения прописана в следующих документах: Конституция РФ, в ст. 43, Федеральный закон «Об образовании», Закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 «О национальной доктрине образования в РФ.

К нам школу приходят дети с различным уровнем подготовки, в том числе и с проблемами в знаниях, отсутствием мотивации. Кроме того, в нашей школе обучаются ребята с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Одна из важнейших задач обучения школьников математике - формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Исходя из обозначенной проблемы, поставила перед собой цель - формирование общеучебных умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование различных методических приёмов.

Для достижения цели реализую следующие задачи:

- развивать вычислительные навыки;

- развивать познавательную самостоятельность, творческую активность учащихся;

- формировать у учащихся навыки самостоятельной работы.

Как средство изучения уровня развития ученика применяю диагностику. Так, в ходе изучения каждого курса я составляю диагностическую таблицу для отслеживания знаний и умений учащихся, что позволяет выявить пробелы, помогает в дальнейшей работе. В начале изучения каждого следующего курса математики я проверяю степень усвоения предыдущего курса, и западающие темы включаю в таблицу следующего курса. В поурочном планировании отдельно фиксирую план деятельности на уроке (занятии) для каждого ребенка с ОВЗ. Составляю общей план для класса с включением в него блоков-заданий для детей с ОВЗ, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе.

На уроке провожу дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, даю разноуровневое домашнее задание. С точки зрения дифференциации, выделяя в одном классе различные группы, к которым предъявляются в начале разные требования по содержанию, темпу обучения, необходимо помнить, что в результате все дети, в данном случае с ОВЗ, должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом, моя задача при планировании - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ОВЗ, находящихся в классе с детьми «нормы».

Среди учащихся с ОВЗ с помощью социально-психологической службы определила ребят, которые лучше усваивают информацию, полученную на слух (аудиалы), тех, кто лучше усваивает зрительную информацию (визуалы), а также тех, для кого преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д. (кинестетики). Учитывая это деление, работу с ними строю следующим образом:

  • Аудиалу на занятиях сама читаю задания (примеры) вслух (у таких ребят первичное восприятие материала происходит на слух).

  • Визуалу предлагаю выбрать из данных примеров нужные (по заданию) (для этих учащихся первично дается задание в виде записи, а затем уже информация объясняется, записывается).

  • Кинестетику сначала даю задание: нарисуй, пересчитай, запиши пример (равенство) (сначала они рисуют, затем считают, потом объясняют).

Для достижения поставленной цели использую на уроках различные методические приёмы:

I. Устные упражнения - одно из средств формирования устных вычислительных навыков. Именно во время устной работы пятиклассник и шестиклассник эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения. Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При выполнении устных упражнений развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Особенность применения устных упражнений на уроках математики заключается в следующем:

  • способствуют повышению общего уровня математического образования и сознательному усвоению школьного курса;

  • развивают у учеников навык быстро выделять из известных им законов, формул, теорем те, которые следует применить для решения предложенных или возникших в практике задач, расчетов и вычислений;

  • содействуют развитию памяти, развивают способность зрительного восприятия математических фактов, совершенствуют пространственное воображение.

Средства формирования устных вычислительных навыков:

1. Задачи в стихах:

Над болотцем тихо, тихо.

В теплом воздухе парят

Сам комар и комариха,

С ними туча комарят.

Комариха с комаром говорят:

- Сосчитай-ка, комар, комарят.

- Как же счесть, комариха, комарят?

Не поставишь комарят наших в ряд.

Насчитала комариха 40 пар.

А продолжил этот счет уже комар.

Комарят комар до ночи считал,

Насчитал 13 тысяч, аж устал.

А теперь считайте сами вы, друзья,

Велика ли комариная семья?

(Ответ:40х2+13000+2=13082).

2. Различные вычислительные цепочки, достаточное количество которых есть в учебниках Н.Я. Виленкина. Мы проводили мини-соревнования - кто быстрее решит все примеры цепочки. В тетрадь записываем только ответы под соответствующими буквами номера, самые быстрые и точные, как правило, получают оценки.

3. Дидактические игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», «Молчанка», эстафеты, мини- соревнования. Приведу пример игры «Молчанка»: учитель, молча, указкой показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании, правильно вычислить и назвать ответ.

4. Занимательные задачи:

На столе лежат карточки, на которых написаны следующие числа:

0,25; 3/4Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики у детей с ОВЗ; 0,75; 7/8Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики у детей с ОВЗ; 1,2; 1/3Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики у детей с ОВЗ; 0,5; 1/6Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики у детей с ОВЗ; 0,0011; 1/4Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики у детей с ОВЗ;

0,975; 1/2Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики у детей с ОВЗ; 1,05; Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики у детей с ОВЗ 4/5; 0,8; 0,6; 3/5Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики у детей с ОВЗ; 2,5; 1,02.

Учитель вызывает к доске первого ученика и просит его за некоторое время отобрать карточки, на которых написаны десятичные дроби. Второй ученик раскладывает отобранные карточки в порядке возрастания. Третий ученик отбирает из оставшихся карточек те, на которых написаны дроби, которые можно перевести в десятичные дроби. Четвертый участник находит равные им десятичные дроби.

5.Математический, арифметический и графические диктанты

6.Создание проблемных ситуаций

Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка с ОВЗ.

II. Организация самостоятельной работы.

Одной из главных задач стоящих передо мной считаю - формирование у детей с ОВЗ в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, возможности его социальной адаптации. И поэтому на каждом уроке математики я предлагаю учащимся самостоятельную работу, где после данной работы осуществляется взаимопроверка, где учащиеся находят и указывают допущенные ошибки своих товарищей (самостоятельное решение примеров, математический диктант, взаимопроверка).

В своей работе я использую следующие виды самостоятельных работ: обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. В течение многих лет практикую разноуровневые самостоятельные работы, что дает возможность одним учащимся проявить оригинальность мышления, творчество; другим - освоить базовый уровень содержания предмета, и что самое главное для всех учащихся - пребывать в состоянии комфорта, не терять и не снижать мотивацию к учению.

III. Использование коррекционных упражнений.

Важным моментом в уроке является использование коррекционных заданий. Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание, сосредоточенность.
Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток, выполнение творческих заданий.

Закрепление учебного материала провожу с использованием:

  1. Многовариативного дидактического материала для работы с различными по подготовке учащимися, позволяющего многократно повторить изученный материал.

  2. Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.

  3. Карточки для организации устной работы учащихся, которые позволяют отрабатывать умения в применении, например, формул сокращенного умножения, свойств степени и др.

IV. Использование ИКТ в классах инклюзивного обучения.

Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов и электронных учебников по математике. Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке, перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже пальчиками.

Возможности анимации позволяют показать учащимся задачи на движение: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Создав коллекцию анимационных картинок, используя эффекты анимации Power Point (эффект «Пути перемещения»), разрабатываю анимационные задачи на движение. Фрагменты уроков, на которых используются анимационные слайды, - яркие и эффективные. Даже дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начали рассуждать, высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи. При работе над текстовыми задачами возникают трудности уже при чтении большого текста. Дети, которые медленно читают, с трудом осмысливают текст задачи. Многие дети не умеют образно мыслить, им непонятно движение вдогонку или с отставанием; удачным получается проведение лабораторных работ (учащиеся получают инструкцию, по ней проводят действия и делают соответствующие выводы).

Ни для кого не секрет, что дети с трудом изучают геометрию. Чтобы заинтересовать их на уроке использую различные методы и приёмы. Например, при опросе использую «разрезные» теоремы. Формулировка теоремы, Чертёж, Что дано и доказать, Доказательство разрезаю по линиям; размеры всех теорем одинаковы. Проверка: все части пронумеровать и сумма этих номеров одна теорема (делаю для себя таблицу). Предлагаю 2-3 учащимся сложить какую-то определённую теорему. Это не у всех легко получается, но присутствующий элемент игры и как - бы подсказка снимает чувство страха перед ответом и вселяет уверенность в ученика, что он справится с поставленной перед ним задачей. В системе "актив-класс" в процессе обучения включаются обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идёт активный процесс индивидуальной умственной деятельности.

Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, используя трехуровневые мини-тесты, в которые включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями. Обязательно провожу анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.

При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы (например, «Графики», «Квадратные уравнения»), на использование наглядных опор-схем (например, «Решение задач с помощью уравнений»), плакатов с алгоритмами (например, «Построение угла равного данному»), схем-таблиц. Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой (учащиеся ведут тетради по теории). Так, при изучении некоторых тем ученикам раздаю карточки с вопросами по изучаемой теме. Ученики находят ответы в учебнике и отмечают карандашом. По окончании проверяем выполнение задания, корректируем, если нужно. Затем учащимся даю ключевые задания. Сильные ученики решают самостоятельно, а учеников с ОВЗ консультирую. На последующих уроках провожу зачет по теории, даю ученикам задания трех уровней: А, В, С. Выполнение заданий проверяю и выставляю оценки. Обязательно провожу анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ решают задания у доски. Как правило, они успешно справляются с заданиями, и это придает им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Не менее важная задача - развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях. Ребята ежегодно участвуют в неделе математики: принимают участие в конкурсах кроссвордов, сочиняют математические сказки. А в прошлом году мы с ними приняли участие в региональном конкурсе по математике «Бельчонок». Результаты обучения стабильные. Но радует то, что ребята с ОВЗ активно стали работать практически на всех этапах урока, без страха и стеснения по желанию выходят к доске, объясняют свои решения.

За три года мне удалось добиться положительных результатов в мотивации к изучению математики, выполнения требований большинством учащихся, установлен контакт с детьми, на уроках присутствует рабочая атмосфера, дети включены в работу. Исходя из личного опыта, я пришла к выводу, что преподавание математики в инклюзивном классе имеет свои особенности, такие как: корректировка программы, доступность информации, неспешное продвижение по курсу для детей с ОВЗ, систематическая работа над ошибками, физическая и психологическая разгрузка, поощрение за успехи, комфортный психологический климат.

Результаты работы отразила в таблице:

1. Динамика уровня обученности учащихся за последние три года

Процент учащихся, освоивших государственные учебные программы по мат-ке (от количества учащихся обучаемых данным преподавателем). Под освоившими учебные программы, понимаются обучающиеся без «2»

2010-2011

2011-2012

2012-2013

100%

100%

100%

2. Динамика «качества знаний» учащихся за последние три года

2.1. Процент учащихся, получивших итоговую оценку «4» и «5» (от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету).

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1%

1%

2%


© 2010-2022