Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Расчеты при смешивании.

«Старинный»

Способ решения.





Выполнила: Кочкина И.Т.,

учитель математики

МОУ «Лицей № 15»

им. акад. Ю.Б.Харитона,

г. Саров, Нижегородской обл.























Расчеты при смешивании.

В школьном курсе математики предлагается очень мало задач на «смеси и сплавы». Однако эти задачи встречаются как в заданиях ГИА-9, так и в заданиях ЕГЭ-11 по математике. Решение задач по этой теме вызывает у ребят немало трудностей. На факультативных занятиях по математике в 6 классе я рассматриваю с ребятами «старинный » способ решения задач на смеси и сплавы, предварительно обосновав его. Данный способ не вызывает у ребят никаких трудностей, доступен для понимания и ребята в дальнейшем успешно его используют.

Предлагаемые задачи можно использовать на факультативных занятиях в общеобразовательных школах, на уроках в гимназиях и лицеях с углубленном изучением математики, начиная с 6-го класса.

Довольно часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, а иногда даже газообразные или твердые вещества, разбавлять что-либо водой или наблюдать испарение воды, т.е. усыхание.

Одной из наиболее распространенных характеристик смеси является концентрация конкретной составляющей смеси, т.е. отношение количества этой составляющей к общему количеству смеси. На практике концентрации принято выражать в сотых долях единицы, называемых процентами. Содержание какого-либо драгоценного металла в сплаве с примесями обычно называют пробой и обозначают числом тысячных долей единицы. Например, говоря о золоте 573-й пробы, мы подразумеваем, что в каждых 1000 г такого «золота» содержится 573 г чистого золота.

Рассмотрим «старинный» способ расчетов при смешивании.

Задача 1.

В каких пропорциях нужно смешать раствор 50%-ной и раствор 70%-ной кислоты, чтобы получить раствор 65%-ной кислоты?

Решение: Для решения задачи нарисуем схему

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) 50 5

65

70 15

в которой слева запишем требуемую концентрацию кислоты в процентах, т.е. 65, затем друг под другом запишем концентрации имеющихся растворов, т.е. 50 и 70, наконец, подсчитаем и запишем крест-накрест соответствующие разности 65 - 50 = 15 и 70 - 65 = 5. Теперь можно сделать вывод, что для получения 65-процентной кислоты нужно взять растворы 50-процентной и 70-процентной кислот в отношении 5 : 15, или 1 : 3.

Ответ: 1 : 3

Дадим обоснование этому способу.

Пусть требуется смешать растворы а-процентной и b-процентной кислоты, чтобы получить

с-процентный раствор. Пусть а < b, причем Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) : если с < a или c > b, то с-процентный раствор, конечно получить нельзя. Пусть берется х частей первого раствора и у частей второго, то выполняется равенство

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал),

откуда вытекает соотношение Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) Такой же вывод дает описанная в условии задачи схема

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)a b - c

c

b c - a

Таким образом, использование схемы вполне обосновано.

Задача 2.

В каких пропорциях нужно сплавить золото 375-й пробы с золотом 750-пробы, чтобы получить золото 500-пробы?

Решение:

Пользуясь старинным способом, получим схему

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) 375 250

500

750 125

Отсюда делаем вывод, что золото 375-й пробы и 750-й пробы нужно сплавлять в отношении 250 : 125 = 2 : 1.

Ответ: 2 : 1

Задача 3.

Имеется 90 г 80-процентной уксусной эссенции. Какое наибольшее количество 9-процентного столового уксуса из нее можно получить?

Решение:

Столовый уксус из эссенции можно получить, разбавив ее водой, т.е. 0-процентным «уксусом». Применяя старинный способ, имеем схему

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)0 71

9

  1. 9

из которой получаем, что 9 частей эссенции нужно разбавить 71 частью воды, т.е. к 90 г эссенции следует добавить Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)г воды. В результате получится Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)г столового уксуса.

Ответ: 800 г

Задача 4.

Сколько пресной воды нужно добавить к 4 кг морской воды, чтобы уменьшить содержание соли в ней в 2,5 раза?

Решение:

Если обозначить через а содержание соли в морской воде и воспользоваться старинным способом, то получится схема

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) 0 Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)

а Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)

таким образом, пресную и морскую воду нужно смешать в отношении Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал), а, значит, к 4 кг морской воды нужно добавить 6 кг пресной.

Ответ: 6 кг

Задача 5.

Индийский чай дороже грузинского в Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) раза. В каких пропорциях нужно смешать индийский чай с грузинским, чтобы получить чай дороже грузинского в Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) раза?

Решение:

Если использовать старинный способ, то получится схема

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) 1 Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)

Следовательно, грузинский чай с индийским надо смешивать в отношении Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) Для того чтобы обосновать полученный результат, достаточно убедиться в том, что использование старинного способа здесь правомерно. В самом деле, никакой принципиальной разницы нет в том, подсчитывать ли содержание какого-либо вещества в единице смеси или стоимость единицы смеси, т.е. количество денег, уплаченное в среднем за единицу смеси.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным раствором той же кислоты и получили 600 г 15%-ного раствора кислоты. Сколько граммов каждого раствора взято?


  1. Сплав меди и цинка содержал 82% меди. После добавления в сплав 18 кг цинка процентное содержание меди в сплаве понизилось до 70%. Сколько меди и сколько цинка было в сплаве первоначально?


  1. В 30%-ный раствор серной кислоты добавили 200г воды, после чего чистой серной кислоты в новом растворе стало 25%. Сколько воды и сколько чистой серной кислоты было в растворе первоначально?


  1. Сплав олова и меди, масса которого 16 кг, содержит 55% олова. Сколько килограммов олова нужно добавить в сплав, чтобы повысить содержание олова в сплаве до 60%?


  1. Смешали 25%-ный раствор серной кислоты с 20%-ным раствором серной кислоты и получили 800 г 23%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора взято?


  1. Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить к этому куску сплава, чтобы получившийся сплав содержал 40% меди?


  1. Кусок сплава меди с цинком массой 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60% меди?


  1. Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько нужно взять металла каждого из этих сортов, чтобы получить 140 т стали с содержанием 30% никеля?


  1. Один раствор содержит 20% (по объему) соляной кислоты, а второй - 70% этой кислоты. Сколько литров первого и второго растворов нужно взять, чтобы получить 100 л 50%-го раствора соляной кислоты?

Решение задач.


1Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал). 30 5 1) 5 : 15 = 1 : 3-отношение 30%-ого р-ра к 10%-ому

15 2) 600 : 4 = 150(г) масса 30%-ого р-ра

10 15 3) 600 - 150 = 450(г) масса 10%-ого р-ра

Ответ: 150г, 450г

2. 0 12 1) 6 : 35- отношение цинка к массе 82%-ого сплава

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) 70 2) 18 : х = 6 : 35

82 70 х = 105г- масса 82%-ого сплава

3) 105 ∙ 0,82 = 86,1(кг) масса меди

4) 105 - 86,1 = 18,9(кг) масса цинка

Ответ: 86,1кг; 18,9кг

3Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал). 30 25 1) 5 : 1- отношение 30%-ого р-ра к воде

25 2) 200 : х = 1 : 5

0 5 х = 1000(г) масса 30%-ого р-ра

3) 1000 ∙ 0,3 = 300(г) масса серной к-ты

4) 1000 - 300 = 700 (г) масса воды

Ответ: 300г, 700г

4Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал). 55 40 1) 8 : 1-отношение массы 55%-ого сплава к массе олова

60 2) 16 : х = 8 : 1

100 5 х = 2(кг) масса олова

Ответ: 2

5. 25 3 1) 3 : 2- отношение 25%-ого р-ра к 20%-ому

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) 23 2) 800 : 5 = 160(г) масса одной части

20 2 3) 160 ∙ 3 = 480(г) масса 25%-ого р-ра

4) 160 ∙ 2 = 320(г) масса 20%-ого р-ра

Ответ: 480г, 320г

6Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал). 45 40 1) 8 : 1- отношение массы 45%-ого сплава к массе олова

40 2) 12 : 8 = 1,5(кг)

0 5

Ответ: 1,5кг

7. 45 40 1) 40 : 15 = 8 : 3- отношение массы 45%-ого сплава к массе меди

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) 60 2) 8 : 3 = 36 : х

100 15 х = 13,5(кг) масса меди

Ответ: 13,5кг

8Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал). 5 10 1) 10 : 25 = 2 : 5- отношение массы 5%-ого лома к массе 40%-ого

30 2) 140 : 7 = 20(т) масса одной части

40 25 3) 20 ∙ 2 = 40(т) масса 5%-ого лома

4) 20 ∙ 5 = 100(т) масса 40%-ого лома

Ответ: 40т, 100т

9. 20 20 1) 2 : 3- отношение 20%-ого р-ра к 70%-ому

Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал)Конспект урока Решение задач на смеси (дополнительный материал) 50 2) 100 : 5 = 20(л) объем одной части

70 30 3) 20 ∙ 2 = 40(л) объем 20%-ого р-ра кислоты

4) 20 ∙ 3 = 60(л) объем 70%-ого р-ра кислоты

Ответ: 40л, 60л

© 2010-2022