Обобщение педагогического опыта по проектной деятельности по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта

учителя математики

Бисеналиевой Винеры Каиржановны

по теме: Потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочное время»















Актуальность темы исследования.

В настоящее время в образовательную деятельность школ вводятся новые педагогические технологии, используются активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Перед такой школой стоят новые задачи. Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

Таким образом главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это факт предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов.

Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам. Сегодня учитель призван не только формировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.

Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности. .

Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении математике.

Объект нашего исследования - процесс организации учебной проектной деятельности школьников на уроках математики и во внеурочное время.

Предмет исследования - педагогические условия организации проектной деятельности школьников при обучении математике.

Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности школьников, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

ѕ охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;

ѕ описать методику организации проектной деятельности;

ѕ раскрыть методику проектной деятельности над проектами, организованными мною на уроках математики и во внеурочное время;

ѕ описать результаты проведенной работы

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников.

Ведущая идея,

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Существует две точки зрения на связь проектной деятельности и метода проектов:

- метод проектов и проектная деятельность - это два понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга;

-метод проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с другом.

Мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность учащихся и метод проектов, как форму организации проектной деятельности учащихся.

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Проектное обучение - организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.

Основной формой проектного обучения является метод проектов

Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта.

Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения

Метод проектов имеет давнюю историю.

Основоположниками проектной деятельности являются американский филосов и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников.

Со временем идея метода проектов изменилась. Из компонента свободного воспитания она становится важной частью вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний через проектную деятельность. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. Я считаю, что в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно - урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.

Метод учебного проекта

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая:

а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.

В методической литературе существует две точки зрения на то, что лежит в основе метода проектов.

Первая точка зрения.

В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - достояние учащегося, соединяющий знания и умения, компетенции и ценности.

Вторая точка зрения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говорится именно о решении какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных приемов, с другой - интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то ее конкретное решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Сущность метода проектов тоже неоднозначна. Перейдем к ее рассмотрению.

  1. Технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. Суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым результатом, корректируют деятельность.

  2. Метод проектов рассматривается как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Этот метод представляется так:

· вариант технологии проблемного обучения;

· комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;

· способ группового обучения;

· альтернативная технология свободного труда;

· технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;

· технология саморазвивающего обучения.

Этапы организации проектной деятельности.

1. Планирование начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

2. Аналитический этап. Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации. На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.

3. Этап обобщения информации. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

4. Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Описание опыта

Анализ возможностей и особенностей применения метода проектов в моей преподавательской практике

Я считаю, что метод проектов нужно применять на различных этапах становления личности ученика, начиная с младшего школьного возраста. Проектную деятельность следует организовывать для младших учащихся во внеурочное время. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Проектная деятельность в младшей школе должна осуществляется поэтапно. На каждом этапе следует использовать определенные методы обучения. Для младшего школьного возраста эффективными оказались метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки, метод мозговой атаки, метод мини-маркетингового исследования, метод мини-маркетингового сравнения, метод информационной поддержки, метод дизайна, метод социализации и т.д. Я в течении 2х лет вела в МБОУ СОШ с. Луков Кордон кружок по проектной деятельности «Почемучки». Программа кружка была рассчитана на 4 года, т.е с первого класса по четвёртый, программа составлена с учётом вышеперечисленных рекомендаций..

Работа была очень интересной, младшие школьники по сути своей маленькие исследователи, они познают мир, и делают открытия с большим удовольствием Было проведено много интересных проектов- «Доброта», «Таланты нашей школы», «Открытка маме», «Солнышко», «Цветы на нашем палисаднике», « Зимушка- зима», « Геометрические фигуры своими руками» , « Сказки о математике» и т.д. Проектная деятельность во внеклассной работе особенно способствуют развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения - учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные - учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные - учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности. Результаты диагностики формирования умений у детей моего класса показали, что систематическая работа проектно-исследовательской деятельностью помогает развивать важнейшие общеучебные умения.

Считается, что наибольшие проблемы внедрения метода проектов возникают в преподавании математики. Дело в том, что современная «школьная» математика, на первый взгляд, представляет из себя свод жестких непреложных правил и методов, точное и аккуратное следование которым порождает у школьников иллюзию успеха. Но самое интересное и самое трудное возникает тогда, когда ученик сталкивается со сложной нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приемов приведет к правильному решению. И главным препятствием для поиска решения такой задачи является результат тяжелого учительского труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно выработанный на уроках, а также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и естественное стремление ребенка к творчеству.

Использование метода проектов на уроках математики позволяет реализовать деятельностный подход в обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Главная цель организации проектной деятельности -- развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить тактические задачи, такие, как мотивация учебной деятельности с доминированием мотивов ее совершенствования, развитие познавательной самостоятельности; формирование и развитие творческих способностей; усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности; формирование опыта самообразования и т. д.

Однако необходимо отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и не развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать. Одно из средств решения этих задач на уроках математики -- творческие проекты учащихся.

Я хочу предоставить на рассмотрение разработанные мною проекты. В разработках есть методика проведения проектов по математике, которая включает в себя описание организации проектной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Прошедший учебный год я преподавала в параллели 5 -х классов, поэтому сначала представлю проекты в 5-х классах

В 5-6 классов можно успешно продолжить подготовку учащихся к проектной деятельности, считаю, что в курсе математики 5-6 классов метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни класса, познавательные задачи и так далее.

В пятых классах занимаясь по учебнику Н.Я. Виленкина, в первом полугодии гораздо больше времени можно уделять работе над проектами на уроках. Во втором полугодии эффективны краткосрочные проекты, поскольку много нового материала и на уроке очень трудно выделить время для консультаций. Применение краткосрочных проектов, на мой взгляд, наиболее удачно при закреплении новых понятий и определений. Особый интерес у моих пятиклассников вызывают проекты с историческим содержанием. Например проект «Меры длины, веса, площади». Цель проекта: углубление и систематизация знаний по истории происхождения старинных и современных мер длины, веса, площади в Англии, Франции, Германии, России. Такие проекты мы проводили буквально по каждой теме. Интересным получился проект по теме « Углы». Название проекта « Прямой угол». Основополагающий вопрос: « Всели углы в нашем кабинете прямые?» Была проведена исследовательская работа по измерению и вычислению прямых углов в кабинете математики. По результатам этой работы была сочинена сказка с представлением в виде презентации. Соответственно дети сделали выводы, что нужно лучше изучать математику, для того, чтобы строить здания с прямыми углами.

С пятиклассниками мы разработали и провели один долгосрочный учебный проект при изучении десятичных дробей ( продолжительность проекта 4 недели).

Название проекта - « Вездесущие десятичные дроби». Приложение №1

Цели проекта:

• показать важность десятичных дробей в жизнедеятельности человека;

• привлечь внимание учащихся к использованию дробей в различных областях науки;

• научить применять знания по теме «Десятичные дроби» на практике;

• формировать навыки работы в команде и работы с информационными технологиями.

Каждая группа выбрала тему для исследования и проводила работу согласно плану.. Итогом работы по проекту «Вездесущие десятичные дроби» является выступление на общешкольной научно -практической конференции. Работа моих учеников была высоко оценена советом экспертов - 5 призовых мест.

Также в пятых классах можно проводить мини проекты на уроках по предмету «Наглядная геометрия»

Темы уроков, на материале которых можно осуществить проектную деятельность

Тема урока

Деятельность учащихся

Геометрические конструкторы из бумаги

Знакомство с конструкторами из бумаги (на примере «Тангра-ма» и «Колумбовой игры»). Создание собственного конструктора.

Треугольник. Пирамида

Изготовление моделей пирамид из разверток. Выполнение макета комплекса «Египетские пирамиды».

Прямоугольник. Параллелепипед

Изготовление бумажных моделей параллелепипедов. Разработка и строительство из них макета Древнего Вавилона.

Геометрические тела

Разработка плана строительства и изготовление из моделей геометрических тел (пирамид, цилиндров и др.) макета детского городка.

Зеркальная симметрия

Конструирование и изготовление из зеркал, скотча и пуговиц детской игрушки калейдоскоп.

Симметрия

Разработка рисунков орнаментов, изготовление из бумаги бордюров. Нахождение им различных применений.


Я считаю, что можно совместить традиционный и личностно ориентированный подход в обучении через включение элементов проектной деятельности в обычный урок.

При этом эффективна система оценивания деятельности по проекту. Дети с увлечением занимались исследованиями, охотно включались в оценочную деятельность, принимали к сведению критические замечания

Над проектами я работала и в предыдущие годы, старалась проводить в каждом классе и на уроках алгебры и на уроках геометрии наиболее интересные из них Например при изучении в 11 классе темы «Показательная функция» (Приложение №2) я предложила учащимся самостоятельно изучить тему написать реферат и предоставить результат в виде презентации. То, что было продемострировано превзошло ожидания, ребята работали с интернетом, нашли дополнительную информацию, эстетично оформили презентацию , и самое главное досконально изучили тему.

При изучении стереометрии, вот уже в течении второго года, я даю отдельные темы тому или иному ученику, чтобы он подготовил сообщение по новой теме и подготовил презентацию ребята, даже слабые с удовольствием занимаются этим делом. В результате у меня есть набор презентаций по стереометрии, который я использую на уроках. В своей работе мною совместно с учащимися были разработаны следующие проекты: «Квадратные уравнения», «Секреты комбинаторики», «Действия с десятичными дробями», « Обыкновенные дроби и героический Ленинград», « Решение неравенств с одной переменной», мини проекты: «Призмы», «Конус», «Цилиндр», «Определённый интеграл», «Параллельные прямые», « Скрещивающиеся прямые», «Прямые вокруг нас»

В качестве примера долгосрочного исследовательского межпредметного проекта можно упомянуть проект «Золото математики» (по золотому сечению). Приложение №3

Золотое сечение было исследовано с точки зрения математики, биологии, архитектуры, живописи, фотографии и нравственный аспект-золотое правило общения.

Одним из замечательных событий в жизни нашего села стала реализация регионального межпредметного проекта « Дикий тюльпан». Приложение №4

В рамках межпредметного взаимодействия и интеграции был разработан проект «Дикий тюльпан», направленный не только на решение проблемы сохранения редкого растения Саратовской области дикого тюльпана, но и формирования метапредметных результатов.

Предметом исследования в нашем проекте стал дикий тюльпан, сохранившийся в заволжских степях. Участниками проекта стали учителя и школьники МБОУ СОШ с. Луков Кордон

Цель проекта - исследование уникального растения на природном материале.

Задачи:

  • сформировать у школьников навыки и приемы научного исследования и обработки полученных данных;

  • организовать межпредметное сотрудничество и взаимодействие в рамках исследования;

  • создать стойкий воспитательный эффект в области экологического воспитания.

Детьми была проделана колоссальная работа по пропаганде бережного отношения к уникальному явлению нашей степи. Были проведены полевые исследования по видовому составу, стастистические измерения с последующей обработкой и анализом результатов измерений.

Проект способствовал развитию таких метапредметных качеств как: работа в команде, наблюдательность, умение ставить цели и составлять план, умение анализировать и делать выводы, бережно относиться к природе (во время исследований и замеров ни одно растение не было повреждено). Проект смог существенно повлиять на формирование научного мировоззрения учащихся, а также показал преимущества межпредметного сотрудничества и взаимодействия. Результаты работы по проекту были представлены в публикациях в СМИ и на конференциях разного уровня.

Результативность и эффективность опыта

В проектной деятельности можно выделить ряд положительных факторов:

1. Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:

· коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;

· личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;

· социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;

· литературно-лингвистических: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты;

· математических: расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства и времени;

· художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;

· манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями, координация движений;

· технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.

Наряду с вышеперечисленными способностями у учащихся развиваются операционные структуры умственной деятельности (способность к анализу, синтезу, конкретизации и т.д; Можно заметить, что метод проектов способствует развитию различных способностей у учащихся, сбережению из здоровья.

2. Прогрессивная роль учителя, который руководит деятельностью учеников, оказывает им помощь и вмешивается лишь только в том случае, если в этом есть необходимость;

3. Субъективность учащегося. В проектах, над которыми он работает, важен не его результат (конечный продукт), а сам процесс работы над проектом, когда ученики осваивают новые знания, умения, учатся самостоятельности, ответственности, сотрудничеству;

4. Сведение на нет границы между школьной и внешкольной жизнью. Проекты, которые учащиеся решают в социальной среде, учат целостному видению мира, поскольку ученики в процессе выполнения проекта должны самостоятельно овладеть содержанием различных областей знаний с помощью умственной и физической работы, а также с помощью эмоций;

5. Отсутствие традиционной оценки. Само участие в осуществлении проекта свидетельствует о прогрессе учащегося, и оценка становится лишней. Мы считаем, что метод проектов по ряду признаков превосходит традиционные методы обучения. Он позволяет показать школьникам не только теоретические аспекты изучаемого предмета, но и научить их применять свои знания на практике, в жизни

Данный опыт могут использовать учителя математики при организации проектной деятельности в целях повышения творческой активности учащихся.


© 2010-2022