- Преподавателю
- Математика
- Мастер класс по математике Математические нюансы при решении задач ЕГЭ части 2 (на примере одного из заданий)
Мастер класс по математике Математические нюансы при решении задач ЕГЭ части 2 (на примере одного из заданий)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трефилова Е.Ф. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Мастер класс
Тема: Математические нюансы при решении задач ЕГЭ части 2.
Решить неравенство:
Решение
, . Если приведение к общему знаменателю не вызывает трудностей у рядового одиннадцатиклассника, то дальнейшие действия заставляют его задуматься. Немногие могут представить себе как , а х как (Точно также как все помнят о том как приводить к общему знаменателю, но забывают о почленном делении). Воспользовавшись вышеизложенными выкладками, получим шесть членов, которые можем удачно сгруппировать, имеем:,, далее, очевидно использование метода интервалов, и согласно алгоритму, имеем
= 0, D. В этом месте школьники теряются, так как знают, что в этом случае корней нет, но, надо понимать, что выражение реально и оно имеет определенный знак и функция, представленная левой частью уравнения вполне существует: у =. D и а=1 указывает нам на то, что парабола направлена ветвями вверх и не имеет с Ох общих точек. Следовательно, она располагается выше Ох и всегда имеет положительный знак. Значит, мы можем просто поделить на обе части неравенства. Важно объяснить школьнику, привыкшему делить части неравенства только на конкретные числа, что на член с переменной мы тоже можем разделить, но только в том случае если знаем его знак. Имеем, , согласно алгоритму решения методом интервалов имеем точки 0,1,4, которые разобьют числовую прямую на промежутки. Учитывая область определения запишем
ответ
Рассмотрев вышеописанные решения можно сделать следующие выводы: область определения все-таки целесообразней находить после «основного решения» задания, хотя существуют случаи, когда ее рациональней найти в начале решения. Решая аналитически неравенство всегда важно представлять себе графически ситуацию, и обратиться к графическому представлению, если возникли затруднения. Важно также помнить «о сложном в простом» (х=). Задания части С построены таким образом, что поиск их решения заставляет мобилизовать знания по всем основным разделам алгебры и начал анализа, причем с течением времени задания стают все более интересней (сложней), требуют индивидуального подхода к решению.
Примечание Вот еще несколько примеров, имеющих свои «тонкости»:
Список использованной литературы
-
alexlarin.net
-
Сборник задач по математике для поступающих во втузы."
Егерев В.К., Кордемский Б.А., Зайцев В.В. и др. Под ред. М.И. Сканави Учебное пособие.
6-е, переработанное изд., М.: Высшая школа, 1992г.
-
ЕГЭ 2006. Математика. Тематические тренировочные задания. Ответы и решения, В.В. Кочагин,М.Н. Кочагина, М.-Эксмо, 2006
Контактный телефон: 8(342)274-02-04