Урок математики Волшебные цифры

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в первом классе. Тема: "Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Оборудование: мультимедийный проектор, Mimio Studio (интерактивная доска).

Цели и задачи:

  • уточнить представления о цифрах и числах;

  • познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;

  • познакомить с первыми десятью римскими цифрами;

  • тренировать мыслительные операции, речь, навыки счета в пределах 9;

  • тренировать умение записывать соотношения между числами, представленными различной символикой.

I. Устные упражнения

- Счет до 20 вперед и обратно. (Можно использовать линейку.)
- Сосчитайте через один от 1 до 9; от 10 до 2.
- Скажите, пожалуйста, у всех получилось считать? А если у вас будут затруднения, то как вам справится с этой задачей?
(Можно воспользоваться линейкой или числовым отрезком.)
- Сегодня мы - гости Волшебной страны. Живут там цифры. А как вы думаете, какие это цифры, если страна Волшебная? (Волшебные цифры.)
- А теперь откроем страницу 40 учебника и попадаем в Волшебную страну.
Посмотрите, там все необычно.
- Какие цели и задачи мы поставим перед собой для этого урока.

Высказывание детей:

- Познакомиться с новыми цифрами;
- Научиться выполнять действия с ними;
- Научиться сравнивать их и т.д.

- Что интересного вы видите? (Числа обозначены по-другому, другими цифрами.)
- Чем отличается число от цифры? (Число - это количество предметов; цифра - это знак для обозначения числа. Этот знак можно выбирать произвольно.)
- Какими цифрами обозначены в Волшебной стране число: 0, 2, 5, 8?
- Какое число обозначено флажком? Листиком? Грушей?
- Какое число следует за листиком? Какое число предшествует ему?
- На сколько листочек больше грибка? На сколько грибок меньше, чем листочек?
- На сколько цветочек больше, чем яблоко? На сколько яблоко меньше, чем цветок?
- Что я должна знать:

  • Для сравнения чисел в Волшебной стране? (Из двух чисел на числовом отрезке меньше то, которое расположено левее, а больше то, которое расположено правее.)

  • Для сложения или вычитания из волшебного числа обычного числа? (При сложении числа надо от выбранной точки переместиться вправо по числовому лучу, а при вычитании переместиться от выбранной точки влево.)

II. Цифры Волшебной страны

- Сейчас, мы с вами попробуем использовать наши знания в Волшебной стране.
- Выполнение задания № 1, № 2.
(Работа у доски по цепочке, с комментированием.)
- А сейчас, сами составьте выражения на сравнения, используя цифры Волшебной страны.
(Проверка вариантов решения у доски.)
- Подведем итог нашей работы в Волшебной стране. Сможете ли вы сравнивать и выполнять действия с числами, записанные «волшебными» цифрами. (Да, если будет дан числовой отрезок.)

III. Римские цифры

- А знаете ли вы, что цифры, которыми мы пользуемся, не были придуманы в одночасье. Это результат длительного исторического развития человеческого общества. В древности люди записывали числа словами. Постепенно слова заменились знаками. У разных народов числовые знаки были разными. Древнейшие известные нам цифры - иероглифы вавилонян и египтян. Они представляют собой клинописные знаки.
Прообразы современных цифр появились в Индии примерно в шестом веке. Удобство записи чисел при помощи этих цифр привело к их распространению в другие страны. В Европу индийские цифры попали благодаря арабам лишь в X - XIII вв., поэтому их часто называют «арабскими». Всеобщее распространение они получили лишь в XVII веке.
Наиболее долговечной из древних цифровых систем стала римская нумерация, возникшая более 25 веков назад. Они до сих пор используются для обозначения чисел.
В наши дни римские цифры используются в основном для обозначения порядковых числительных.
(Подробное ознакомление детей с римской нумерацией.)
Давайте, попробуем сами записать (по образцу) римские цифры.
Выполнение задания № 4 стр. 40.
(Учащиеся у доски записывают по образцу римские цифры.)
- Давайте прочитаем числовые выражения, найдём их значения и результат запишем римскими цифрами.
Выполнение задания № 5 стр. 40.
(В тетради и у доски с объяснением столбики I и II, а III самостоятельно.)
- Для тех, кто справился с заданием можно предложить выполнитьзадание № 6.
Задание № 7 стр. 41 учащиеся выполняют самостоятельно.

- Как будете выполнять эту работу?

Объяснение учащимися своей работы.
Дети должны пересчитать предметы в рамках, соединить линией рамки, содержащие одинаковое количество предметов, и записать ответ для левого столбика арабскими цифрами, а для правого - римскими. Учитель может поработать с некоторыми учащимися индивидуально у доски по мере необходимости.
Как только ученик выполняет работу - он встает. Учитель проверяет его работу. За правильно выполненную работу ученик получает наклейку, после этого он становится помощником учителя и помогает проверить остальных учащихся. Все ребята, правильно выполнившие задание, получают поощрение.

Подведем итог нашей работы:

- Как называются цифры, с которыми мы сейчас работали?
- С какими цифрами мы чаще работаем на уроках?

IV. Алфавитная нумерация

- Мы с вами узнали, что в Индии, в Вавилоне, в Египте - были разнообразные цифры. А были ли у нас - у славян, цифры? А если были, то как они могли выглядеть?

Варианты ответов детей. (На доске можно нарисовать отрезок с делениями, а учащиеся выходят к доске, и рисуют придуманную им цифру.)

- Действительно, была славянская алфавитная нумерация. Она возникла в IX - X вв. и встречалась до конца XVII века. Её название - «кириллица» - происходит от имени славянского просветителя Кирилла Философа. В составе кириллицы 42 буквы, 17 из которых использовались для обозначения чисел. Над буквами-числами ставился особый знак ~ , названный «титло». Цифры 1-9 обозначались следующими буквами: a (аз) - 1 и т.д.

Учащиеся рассматривают таблицу на стр. 42 задание № 1.
Выполнение задания № 2 стр. 42. Выполняется по цепочке у доски.
Для тех, кто все выполнил можно предложить задание № 3 стр. 42 - самостоятельно, с последующей проверкой.

Подведем итоги нашей работы:

- С какой нумерацией мы познакомились сегодня на уроке? (Волшебной, римской, алфавитной.)
- Как называются числа, с которыми мы работаем на уроках математике?(Арабские)

V. Закрепление изученного материала

- Мы сегодня очень многое узнали, давайте теперь вспомним изученное ранее. Посмотрите на задание № 4 стр. 42. Что надо сделать?

Объяснение учащихся: по рисунку составить выражения. Дети делают сами, с проверкой на доске.

- Задание № 5 стр. 43. А что вы будете делать в этом задании?

Объяснение учащихся: составлять выражения, но в выражении будет несколько слагаемых - более 2.

Проверка на доске или устно.

VI. Рефлексия

- Давайте вспомним, какие цели мы поставили сегодня перед собой.

Ответы учащихся:

- Познакомиться с новыми цифрами;
- Научиться выполнять действия с ними;
- Научиться сравнивать их и т.д.

- Скажите, пожалуйста, все ли цели мы сегодня достигли? (Да.)
- Давайте, проанализируем работу каждого из вас. Для этого, возьмите карандаш любого цвета, который вам нравится. На полях тетради рисуем кружочки (можно заранее наклеить) в количестве 5 штук. Закрашивать их будем с нижнего. Я буду задавать вам вопросы. Если вы, готовы ответить на мой вопрос словами: «Да, я знаю или я могу…», то вы кружочек закрашиваете, не можете ответить - оставляете кружок белого цвета.

  • Можете ли вы составлять числовые выражения по рисунку.

  • Можете ли вы решать примеры, записанные «волшебными цифрами», ели у вас есть числовой отрезок.

  • Можете ли вы прочитать выражения, записанные римскими цифрами.

  • Можете ли вы решить выражения, записанные римскими цифрами.

  • Запомнили ли вы названия цифровых нумераций, с которыми встречались на уроке.

VII. Подведение итогов

- Кто закрасил один кружок?
- Кто закрасил два кружка?
- Кто закрасил три кружка?
- Кто закрасил четыре кружка?
- Кто закрасил пять кружков?
- Что было самым трудным на уроке?
- Предлагаю вам дома выполнить задание № 6 стр. 43.(По желанию)
- Большое спасибо за работу на уроке.



© 2010-2022