ЧАСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каргина Наталья Юрьевна

преподаватель

ГОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий», к.п.н.

ЧАСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО

Термин «индивидуальное обучение» применяется при описании формы обучения, которую можно выразить формулой: преподаватель - учащийся. В нашем колледже такие студенты учатся по индивидуальным учебным планам.

Термин «индивидуализация обучения» характеризует сам процесс обучения. В одних работах этот термин характеризует учёт личностных особенностей учащегося, а в некоторых других работах, предполагается построение самого процесса обучения (т.е. содержания, форм, средств и методов) исходя из особенностей учащегося. В последнем случае ещё используют термин «персонализированное обучение».

Термином «технология» обучения подчёркивается следующее основное качество процесса обучения - возможность представления его в виде системы управляемых действий, обеспечивающих гарантированный, наперёд заданный результат.

Исходя из выше сказанного, данную работу следовало бы назвать примерно так: «Технология персонализированного индивидуального обучения студентов СПО при изучении отдельного учебного предмета (Теория вероятностей и математическая статистика)»

Отсюда следует и смысл, который мы вкладываем в использовании термина «частная», означающего персонализированное обучение студентов по отдельно взятому предмету в рамках традиционной системы СПО.

Эффективность индивидуальной формы обучения студентов напрямую зависит от качества управления эти процессом (учебным процессом студента). В практике, зачастую, такое управление сводится в лучшем случае к разработке индивидуальной учебной программы (содержания обучения, перечня учебных пособий и других материалов), режимам консультаций и контроля знаний. Однако, мотивирующее начало, инициируемое на каждом аудиторном занятии преподавателем для активизации мыслительных действий, отсутствует или весьма ослаблено при индивидуальном изучении учебного материала студентом. На наш взгляд, эту проблему следует решать смещением акцента на внутреннюю мотивацию студента и организацией индивидуального обучения, основанного на сильных внутренних мотивах.

Именно такая позиция положена мною в основу разработки нового авторского учебного курса «Теория вероятностей и математическая статистика». Курс рассчитан на студентов колледжа профессиональных и информационных технологий г. Ноябрьска, хотя с успехом может найти применения в других учебных заведениях. Далее кратко изложим содержание технологии.

Интегрирующей основой курса является проект, включающий:

- тему;

- гипотезу исследования;

- цель, задачи исследования;

- методы исследования (учебные модули);

- отчёт.

Элемент проекта - учебный модуль, включающий:

- законченный блок информации;

- целевую программу действий студента;

- рекомендации (советы) преподавателя по её успешной реализации.

Принципиальные отличия от других систем обучения состоят в следующем:

1) студенты подбирают самостоятельно или им предлагается на выбор тема проекта. Проект имеет чёткую практическую направленность, выполнение которого проводится с применением методов математической статистики. Вот некоторые темы проектов: «Демографическая ситуация в городе Ноябрьск», «Бюджет семьи», «Система здравоохранения в городе Ноябрьск», «Стоимость квартиры в городе Ноябрьск», «Статистический анализ в поэзии Пушкина А.С.» и другие. Эмпирические (статистические) данные студент собирает самостоятельно, именно этой возможностью и определяется выбор темы проекта. Далее формулируются гипотеза исследования, цель, задачи и кратко описываются возможные методы, которые студент может использовать при выполнении проекта;

Следующие пункты отличий характеризуют и технологию модульного обучения [1].

2) изменяется форма общения преподавателя со студентом. Оно осуществляется через модули, их применение в выполнении проекта и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения преподавателя со студентом;

3) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формулируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объём изучаемого содержания и уровень его усвоения, но и на возможность применения его в проекте.

4) ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

5) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи студентам.

Цель обучения: содействие развитию самостоятельности студентов, исследовательских умений, их умению выполнять практические задачи с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные научные идеи:

1. С большим увлечением (мотивационный принцип) выполняется учащимся та деятельность, которая им свободно выбрана, жёстко не ограничена руслом учебного предмета, не однозначна.

2. обучение базируется на деятельностном принципе, только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий студента. Важнейшее значение играет целевая ориентация на выполнение задач проекта.

3. Частная технология индивидуального обучения использует и идеи развивающего обучения, т.е реализуется дозированное выполнении студентом проекта в зоне своего ближайшего развития.

4. В основе технологии находится и программированное обучение. Чёткость и логичность действий, активность и самостоятельность студента, индивидуальный темп работы, самоконтроль и взаимоконтроль - это черты программированного подхода присущи и частной технологии индивидуального обучения.

Следует отметить, что частная технология индивидуального обучения вряд ли будет эффективна для преподавания любого учебного курса. Проект, как интегрирующая основа курса, должен:

- содержать решение актуальной (пусть интересной для студента) практической задачи, которая всегда богаче, непредсказуема, сложнее «чистой» теории;

- охватывать теоретический фундамент учебного курса и логику его построения;

- быть потенциально выполнимым в реальных условиях учебной деятельности студента.

В курсе «Теория вероятностей и математическая статистика» эти требования гармонично выполняются.

Литература

1. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М., 2001. - 384 с.

2. Горелова Г. В., Кацко И. А. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel:Учебное пособие для вузов/Серия «Высшее образование».-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-480с.



© 2010-2022