Элективный курс

Программа направлена на удовлетворение возросших познавательных интересов учащихся, является надстройкой социально-экономического профиля, развивает содержание базового предмета профиля -  социально-экономической географии.  Основная цель данной программы состоит в профориентации учащихся. Подойдет для образовательных учреждений полного среднего образования, в учебных планах которых есть соответствующие профили. Рекомендуемый возраст для реализации данной  программы учащиеся десятых-одиннадцатых классов.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация


Настоящая программа рассчитана на учащихся, ориентированных на профессиональное изучение туризма как предмета деятельности, учебы, исследования. Изучение основных туристских терминов и понятий поможет понять сущность сложных процессов, охватывающих туристскую сферу деятельности человека.

Второй блок программы познакомит учащихся с увлекательным миром спортивного туризма. Научит жить в гармонии с окружающим миром, ценить красоту природы, беречь и охранять её.














Пояснительная записка

Программа направлена на удовлетворение возросших познавательных интересов учащихся, является надстройкой социально-экономического профиля, развивает содержание базового предмета профиля - социально-экономической географии.

Основная цель данной программы состоит в профориентации учащихся, так как существует сложность выбора профессии в современном обществе. Кроме того, целью программы является и создание условий для развития интересов, склонностей учащихся. Задачи курса состоят в развитии творческих и интеллектуальных способностей учащихся, формировании знаний по теме туризм, воспитании профессионально-деловых качеств.

Основное отличие данной программы состоит в вовлечении учащихся в сферу туризма через социально-экономическую географию. Ожидаемыми результатами изучения программы является улучшение и углубление базовых знаний, и придание им прикладного характера.

Методическое обеспечение программы основано на таких формах обучения, как лекции, экскурсии, походы, соревнования. Одним из основных методов контроля и управления обучением данной программы являются практические занятия, работа на которых может строиться как индивидуально, так и в творческих группах. Итогом курса является создание учащимися проектов, разработка туристских маршрутов.

Программа состоит их двух основных модулей: социально-экономический и спортивный, которые могут рассматриваться независимо друг от друга. Следует отметить, что важной часть спортивного блока является техника безопасности, которая рассматривается в каждой теме блока. Базовая программа рассчитана на 34 часа, но может быть увеличена за счет дополнительных модулей. Программа создана для учащихся 10-го класса.



Учебно-тематическое планирование курса «Туризм»


Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практики


1

Введение

1

1

-

-

2

История туризма

2

1

1

Контр. работа

3

Виды туризма

2

1

1

Тест

4

География туризма

2

1

1

Тест

5

Туристские ресурсы и туристский продукт

4

2

2

Проект

6

Туристские ресурсы родного края

2

1

1

Проект

7

Туризм в ООПТ

4

2

2

Проект

8

Картографическое обеспечение туризма

2

1

1

Тест

9

Техника спортивного туризма

14

3

11

Зачетные соревнования

10

Заключение

1

1

-

Итоговый зачет


Итого

34

14

20


Содержание курса «Туризм»

Введение (1 час)

Ознакомление с программой курса, ее целями и задачами. Тестирование учащихся с целью определения уровня их знаний по предмету.

Тема 1 История туризма (2 часа)

Путешествия в прошлом и настоящем. Путешествия древних. Первооткрыватели и первопроходцы. Знаменитые русские путешественники. История развития туризма в России. История развития детского и юношеского туризма в стране и районе.

Тема 2 Виды туризма (2 часа)

Виды туризма: пешеходный, водный, велосипедный, лыжный, горный. Характеристики видов. Понятие спортивного туризма. Экскурсионный и зарубежный туризм. Разрядные нормативы по спортивному туризму, ориентированию, многоборью.

Тема 3 География туризма (2 часа)

Мировые и Российские туристские центы. Понятие о туристской инфраструктуре. Современное состояние и перспективы развития туризма в мире, в России и в своем регионе.

Тема 4 Туристские ресурсы и туристский продукт (4 часа)

Понятие о туристских ресурсах и туристском продукте. Использование природного и культурного наследия в туризме. Природное и культурное наследие своего района. Использование туристских ресурсов в спортивном туризме.

Тема 5 Туристские ресурсы родного края (2 часа)

Памятники истории и культуры, природные и другие интересные объекты своего района. Туристско-экскурсионная деятельность. Музеи. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов.

Тема 6 Туризм в ООПТ (4 часа)

Понятие ООПТ. Проблемы использования ООПТ в туризме. Туризм как форма охраны ООПТ. Понятие экологического туризма. Проблемы развития экологического туризма. Экологический туризм как форма спортивного туризма.

Тема 7 Картографическое обеспечение туризма (2 часа)

Значение топографии для туризма. Карта. Масштаб, виды масштабов. Генерализация. Номенклатура. Условные знаки. Азимут. Компас. Ориентирование на местности.

Тема 8 Техника спортивного туризма (14 часов)

Личное и групповое туристское снаряжение. Специальное снаряжение. Техника и тактика туристского похода. Разработка маршрута. Движение в походе. Организация бивака. Питание в туристском походе. Туристские должности в группе. Первая медицинская помощь при ранениях, вывихах, переломах, ожогах, переохлаждении.

Заключение (1 час)

Подведение итогов работы. Разработка туристского проекта













Литература


  1. Биржаков М. Б. Казаков Н.П. Безопасность в туризме. Учебно-методическое пособие - СПб: Невский фонд, ТД Герда, 2008.

  2. Дроздов А.В. Основы экологического туризма. Учебное пособие.- Гардарики, 2005

  3. Косолапов А.В. География российского внутреннего туризма. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2008

  4. Ильина Л.А. Туристское природопользование.- М, 2009

  5. Квартальнов В.А. Экономика туризма. - М., 2007.

  6. Кусков А. Туристское ресурсоведение. - М.: Академия, 2008

  7. Лукьянов Е., Погодина В., Филиппова И. География туризма. - СПб: Бизнес-пресса,2007

  8. Усков А. С. Практика туристских путешествий. - СПб.: Геос, 1999








ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №407

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СОГЛАСОВАНО ГБОУИМЦ ДОПУЩЕНО

Пушкинского района Председатель президиума ЭНМС

____________/__________________ ______________/ С.В.Жолован

подпись подпись

«____» ________________ 2013г «____» ____________________ 2013г

М.П. М.П.

Председатель предметной секции ЭНМС

________________/ Т.С. Кузнецова

подпись

Протокол № _____ от «____»______ 2013г

М.П.

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете ГБОУ СОШ №407

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Протокол №_____ от «___» ________ 2013г

Директор ______________ О.В. Тарелкина

М.П.


Программа

«ТУРИЗМ»

(элективный курс 10 класс 34 часа, новая редакция)

Автор-составитель

_____________________________________

Пелевин Алексей Станиславович



Санкт-Петербург, 2013

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА


1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996г.

2. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации

3. Кодекс путешественника

4. Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации № 2688 от 13.07.2001г

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2605-10

6. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329 от 4 декабря 2007 г.

7. Хартия туризма

8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации


© 2010-2022