Отчет по теме самообразования Ситуация успеха на уроке

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель Андреева Ю.И.

Тема самообразования на 2011-2012 уч.год - «Ситуация успеха на уроке»

«Важно иметь в виду, что даже разовое переживание

успеха может коренным образом изменить

психологическое самочувствие ребенка , резко изменить

. ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношений
с окружающими» (А.С. Белкин )

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться .

Так почему же он теряет интерес к учебе ? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Проводилось экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности положительной мотивации к учению у учащихся начальных классов. По результатам этого исследования всего 38 учащихся из 100 идут радостно в школу. Что является причиной нежелания посещать школу?

Одной из причин является то, что дети не испытывают успеха в учебной деятельности.

Эта проблема совершенно не новая и я думаю, что каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с подобной проблемой.

Что же такое «ситуация успеха» в учебе? Ситуация успеха в учебной деятельности - комплекс оптимальных приемов, способствующих включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника. Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся.

Пути создания ситуации успеха /по мнению великих педагогов/


  1. Дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.(Сластенин В.А.)

  2. Сотрудничество учителей с учащимися (Г.А. Цукерман)

  3. Доброжелательные отношения между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности (И. Ф. Харламов)

  4. Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. (Сухомлинский В.А.)

Надо сказать, что успех - понятие очень ёмкое и воспринимается ребятами по разному, в зависимости от возраста.

  • Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка.

  • Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает.

  • Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его.

  • Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности. В основе ожидания успеха - стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое "Я", свою позицию, сделать заявку на будущее.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ТИПОВ СИТУАЦИЙ УСПЕХА:

  1. НЕОЖИДАННАЯ РАДОСТЬ

  2. ОБЩАЯ РАДОСТЬ

  3. РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

Неожиданная радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость - это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя . Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий. Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.

Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость - это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Радость познания. Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие", но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Мы, взрослые люди, любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания, по заслугам оценивают наш вклад в позитивное дело. Поэтому нам нужно стараться поощрять даже небольшой успех ученика, отмечать (хотя бы добрым словом) его личные достижения при изучении нового материала.

Итак, обозначим основные факторы, создающие успех в процессе обучения учащихся:


  • Словесное поощрение,

  • создание микроклимата сотрудничества и взаимопомощи,

  • высокая мотивация и активность учащихся в учебном процессе,

  • использование информационного пространства в обучении,

  • развитие познавательных способностей,

  • формирование мотива достижений цели через участие в проектной деятельности,

  • дифференцированный подход в обучении

Для повышения мотивации и активности в учебной деятельности /особенно в 5 классе/ я применяю на уроках технологию игрового обучения, стараюсь разнообразить формы работы на уроках, применяю метод проблемного обучения, использую приемы опорных задач и решение задач по готовым чертежам /в геометрии/, планирую чаще вводить исследовательскую деятельность на уроках (например решать задачи с не сформулированным вопросом, задачи с параметром и др.

Особое место в школе должно отводится использованию информационных технологий на уроках. Я побывала 24.09.08 года на семинаре «Современный урок. Технология успеха» в МОУ СОШ № 133 и в очередной раз убедилась в том, что уроки с ИКТ должны проводиться в системе, а не спонтанно и не как разовые акции. Для этого каждый кабинет должен быть оснащен компьютером, проектором и экраном. Учебная мотивация таких уроков достаточно высокая.

Дифференцированный подход в обучении также остается результативным и применяемым в практике работы, так как ребенок имеет возможность получить и выполнить посильное для себя задание.

И конечно же ясным и понятным остаётся то, что основная роль в организации ситуации успеха в учебной деятельности отводится учителю.

Надо сказать, что в процессе организации «ситуации успеха» можно столкнуться и с очень серьёзной проблемой. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый испытает успех и удовлетворение, - и высокий уровень отношения к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное обеспечение успешности может развить ситуацию индифферентного отношения к учебной деятельности. Мало того, постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Педагоги и психологи продолжают исследовать влияние успеха на эффективность обучения. Известен факт, когда в одном из классов одной американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После обработки данных он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий «коэффициент интеллектуальности». При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал «самыми умными», более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями.
Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию «наиболее умных», являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал. Следовательно репутация умницы создала из слабых иной образ, побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе.
Этот интересный пример даёт возможность задуматься и возможно продолжить работу по данной теме самообразования и на следующий учебный год





© 2010-2022