- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре по учебнику Г. В. Дорофеева и др
Рабочая программа по алгебре по учебнику Г. В. Дорофеева и др
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бутенко Л.В. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре адресована для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 3 года обучения. Предмет алгебры входит в образовательную область математика.
Рабочая программа основного общего образования по алгебре составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, авторской программы «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
-
Учебник Алгебра-7,8,9,авторы Г.В. Дорофеев и другие;
-
Рабочая тетрадь, авторы С.С.Минаева, Л.О.Рослова;
-
Дидактические материалы по алгебре, авторы Л.П.Евстафьева, А.П.Карп;
-
Тематические тесты, авторы Л.В.Кузнецова и др.;
-
Контрольные работы, авторы Л.В.Кузнецова и др.;
Учебный план МОУ Козьмодемьяновской СОШ на изучение математики в 7-9 классах отводит 5 часов в неделю. В том числе на изучение алгебры в 7 - 9 классах основной школы отводится 3 часа в неделю в течение каждого года обучения в рамках федерального компонента учебного плана. Всего 312 уроков в расчете 35 учебных недель в 7, 8 классе и 34 учебных недель в 9 классе без учета государственной итоговой аттестации. Учебное время может быть увеличено до 4 уроков в неделю за счет вариативной части учебного плана.
Изучение математики на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при изучении алгебры способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки учащихся.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяют кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Изучение алгебры позволяет формировать умение и навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формирую понимание красоты и изящества математических суждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы в ходе изучения нового материала, закрепления изученного и контроля знаний, выполнения творческих работ.
Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроков, лекций и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий разного характера. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах и других формах организации учебной деятельности, занимаются индивидуально и в группах разного состава.
Основные виды учебно-познавательной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем), проведение исследовательского эксперимента, построение графиков.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, вывод и доказательство формул, анализ формул, решение текстовых количественных и качественных задач, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, анализ графиков, таблиц, схем, объяснение наблюдаемых явлений, изучение устройства приборов по моделям и чертежам, анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой: работа со схемами, решение задач, работа с раздаточным материалом, измерение величин, выполнение фронтальных самостоятельных работ, выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных, моделирование и конструирование.
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (самостоятельные и контрольные работы, тестирование) и устный опрос.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговой контрольной работы (теста), которая включает вопросы (задания) по основным проблемам курса. Курс завершается в 9 классе экзаменом по математике в форме основного государственного экзамена или государственного выпускного экзамена.
Учебно-тематический план.
7 класс.
Количество часов всего 120-1 вариант, (140-2 вариант).
В неделю
-
5 часов в течение 9 недель, 3 часа в неделю в течение 26 недель (1 вариант);
-
4 часа в неделю в течение всего учебного года-35 недель (2 вариант).
Плановых зачетных уроков 10 часов.
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе программы «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.
Учебник Алгебра-7, авторы Г.В. Дорофеев и другие; «Просвещение», 2014 г.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Тематических зачетов
Административных контрольных
Дроби и проценты
16(16)
1
Прямая и обратная пропорциональность
10(11)
1
Введение в алгебру
11(12)
1
Уравнения
15(17)
1
1
Координаты и графики
12(14)
1
Свойства степени с натуральным показателем
10(12)
1
Многочлены
18(20)
1
Разложение многочленов на множители
20(22)
1
Частота и вероятность
5(7)
1
Повторение.
2(9)
1
1
Итого
120 (140)
10
2
8 класс.
Количество часов всего 105.
В неделю 3 часа в неделю в течение всего учебного года - 35 недель.
Плановых зачетных уроков 6 часов.
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе программы «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.
Учебник Алгебра 8, авторы Г.В. Дорофеев и другие; «Просвещение», 2014-2015 г.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Тематических зачетов
Административных контрольных
Алгебраические дроби
23
1
Квадратные корни
17
1
Квадратные уравнения
20
1
1
Системы уравнений
18
1
Функции
14
1
Вероятность и статистика
6
1
Повторение
7
1
Итого
105
6
2
9 класс.
Количество часов всего 102.
В неделю 3 часа в неделю в течение всего учебного года - 34 недель без учета государственной итоговой аттестации.
Плановых зачетных уроков 6 часов.
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе программы «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.
Учебник Алгебра 9, авторы Г.В. Дорофеев и другие; «Просвещение», 2014-2016 г.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Тематических зачетов
Административных контрольных
Неравенства
19
1
Квадратичная функция
20
1
Уравнения и системы уравнений
25
2
1
Арифметическая и геометрическая прогрессии
17
1
Статистические исследования
6
Повторение
15
1
Итого
102
5
2
Содержание тем учебного курса.
7 класс.
Глава 1. Дроби и проценты (16 ч.).
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они смогут систематизировать и обобщить сведения об обыкновенных и десятичных дробях, научатся пользоваться эквивалентными представлениями чисел в ходе решения задач, что обеспечит дальнейшее развитие вычислительных навыков и умений решать задачи на проценты, сформирует первоначальные умения статистического анализа массивов числовых данных.
Основные изучаемые вопросы:
-
Сравнение дробей.
-
Вычисления с рациональными числами.
-
Степень с натуральным показателем.
-
Задачи на проценты.
-
Статистические характеристики.
Учащиеся должны знать:
-
основное свойство дроби для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю;
-
разные способы сравнения дробей;
-
термины статистических характеристик: среднее арифметическое, мода, размах;
Учащиеся должны уметь:
-
сравнивать дроби, имеющие любую форму записи, различными способами;
-
выполнять вычисления с рациональными числами;
-
находить моду, размах, среднее арифметическое в статистических задачах;
Глава 2. Прямая и обратная пропорциональность (10/11 ч.)
Основная цель: создать условия для введения понятия отношения и пропорции; формирования представления о прямой и обратной пропорциональностях величин; развития логического мышления в процессе решения задач с помощью пропорций и на пропорциональное деление.
Основные изучаемые вопросы:
-
Зависимости и формулы.
-
Прямая пропорциональность.
-
Обратная пропорциональность.
-
Пропорции.
-
Решение задач с помощью пропорций.
-
Пропорциональное деление.
Учащиеся должны знать:
-
понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин и практическую значимость этих понятий;
-
основное свойство пропорции;
Учащиеся должны уметь:
-
решать с помощью пропорции уравнения и задачи;
-
применять понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин для упрощения решения соответствующих задач;
-
решать задачи на пропорциональное деление;
Глава 3. Введение в алгебру (11/12 ч.).
Основная цель: создать условия для формирования у учащихся первоначальных представлений о языке алгебры, о буквенном исчислении; для обучения выполнять простейшие преобразования буквенных выражений.
Основные изучаемые вопросы:
-
Буквенная запись свойств действий над числами.
-
Преобразование буквенных выражений.
-
Раскрытие скобок.
-
Приведение подобных слагаемых.
Учащиеся должны знать:
-
термины: выражение, тождественное преобразование;
-
формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, раскрыть скобки, привести подобные слагаемые;
Учащиеся должны уметь:
-
правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование»;
-
составлять несложные буквенные выражения и формулы;
-
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
-
выражать из формул одни переменные через другие;
Глава 4. Уравнения (15/17 ч.).
Основная цель: создать условия для знакомства учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнений; для обучения решению текстовых задач алгебраическим способом, для формирования умение решать несложные линейные уравнения.
Основные изучаемые вопросы:
-
Алгебраический способ решения задач.
-
Корни уравнения.
-
Решение уравнений.
-
Решение задач с помощью уравнений.
Учащиеся должны знать:
-
определение уравнения; термины: корень уравнения, решить уравнение;
-
алгоритм решения уравнений;
-
как используется уравнение при решении задач;
Учащиеся должны уметь:
-
правильно употреблять термины «уравнения», «корень уравнения»;
-
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним;
-
решать текстовые задачи с помощью уравнения;
Глава 5. Координаты и графики (12/14 ч.).
Основная цель: создать условия для развития умений, связанных с работой на координатной плоскости, для знакомства с графиками зависимостей у = х, у = -х, у = х2, у = х3, у = |x|, для формирования первоначальных навыков интерпретации графиков реальных зависимостей.
Основные изучаемые вопросы:
-
Множества точек на координатной прямой.
-
Расстояние между точками координатной прямой.
-
Множества точек на координатной плоскости.
-
Графики.
-
Графики вокруг нас.
Учащиеся должны знать:
-
понятия координатной прямой и системы координат на плоскости;
-
как построить график линейной функции;
-
что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная, квадратичная функции) описывают большое разнообразие реальных зависимостей;
Учащиеся должны уметь:
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
строить точки по их координатам на прямой и на плоскости;
-
находить расстояние между точками координатной прямой;
-
интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы;
Глава 6. Свойства степени с натуральным показателем (10/12 ч.).
Основная цель: создать условия для выработки умения выполнять действия над степенями с натуральными показателями, для усвоения правила умножения при решении комбинаторных задач.
Основные изучаемые вопросы:
-
Произведение и частное степеней.
-
Степень степени, произведения и дроби.
-
Решение комбинаторных задач.
-
Перестановки.
Учащиеся должны знать:
-
формулировку степени с натуральным показателем;
-
основные свойства степени и как используются свойства степеней при упрощении выражений;
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять действия со степенями с натуральными показателями;
-
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
Глава 7. Многочлены (18/20 ч.).
Основная цель: создать условия для выработки умения выполнять действия с многочленами, применять формулы квадрата и куба суммы и квадрата и куба разности для преобразования квадрата и куба двучлена в многочлен.
Основные изучаемые вопросы:
-
Одночлены и многочлены.
-
Сложение и вычитание многочленов.
-
Умножение одночлена на многочлен.
-
Умножение многочлена на многочлен.
-
Формулы квадрата суммы и квадрата разности.
-
Решение задач с помощью уравнений.
Учащиеся должны знать:
-
формулировки «одночлены» и «многочлены»;
-
алгоритмы сложения и вычитания многочленов, умножения одночлена на многочлен и многочлена на многочлен;
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять основные действия с многочленами;
-
применять формулы квадрата суммы и квадрата разности;
-
решать задачи с помощью уравнений;
Глава 8. Разложение многочленов на множители (20/22 ч.).
Основная цель: создать условия для выработки умения выполнять разложение многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращённого умножения.
Основные изучаемые вопросы:
-
Вынесение общего множителя за скобки.
-
Способ группировки.
-
Формула разности квадратов.
-
Формулы разности и суммы кубов.
-
Разложение на множители с применением нескольких способов.
-
Решение уравнений с помощью разложения на множители.
Учащиеся должны знаеть:
-
как разложить многочлен на множители, используя: формулы сокращенного умножения, вынесение за скобки общего множителя и способ группировки.
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять разложение многочленов на множители;
-
выполнять несложные преобразования многочленов, применяя формулы сокращённого умножения;
-
решать уравнения с помощью разложения на множители;
Глава 9. Частота и вероятность (5/7 ч.).
Основная цель: создать условия для демонстрации возможности оценивания вероятности случайного события по его частоте.
Основные изучаемые вопросы:
-
Относительная частота случайного события.
-
Вероятность случайного события.
Учащиеся должны знать:
-
формулировки «относительная частота случайного события» и «вероятность случайного события»;
Учащиеся должны уметь:
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Повторение. Решение задач (2/9 ч.).
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
уметь:
-
основное свойство дроби для сокращения, приведения дробей к новому знаменателю;
-
разные способы сравнения дробей;
-
термины статистических характеристик: среднее арифметическое, мода, размах;
-
понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин и практическую значимость этих понятий;
-
основное свойство пропорции;
-
термины: выражение, тождественное преобразование;
-
формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, раскрыть скобки, привести подобные слагаемые;
-
определение уравнения; термины: корень уравнения, решить уравнение;
-
алгоритм решения уравнений;
-
как используется уравнение при решении задач;
-
понятия координатной прямой и системы координат на плоскости;
-
как построить график линейной функции;
-
что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная, квадратичная функции) описывают большое разнообразие реальных зависимостей;
-
формулировку степени с натуральным показателем;
-
основные свойства степени и как используются свойства степеней при упрощении выражений;
-
формулировки «одночлены» и «многочлены»;
-
алгоритмы сложения и вычитания многочленов, умножения одночлена на многочлен и многочлена на многочлен;
-
как разложить многочлен на множители, используя: формулы сокращенного умножения, вынесение за скобки общего множителя и способ группировки.
-
формулировки «относительная частота случайного события» и «вероятность случайного события»;
-
сравнивать дроби, имеющие любую форму записи, различными способами;
-
выполнять вычисления с рациональными числами;
-
находить моду, размах, среднее арифметическое в статистических задачах;
-
правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование»;
-
составлять несложные буквенные выражения и формулы;
-
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
-
выражать из формул одни переменные через другие;
-
правильно употреблять термины «уравнения», «корень уравнения»;
-
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним;
-
решать текстовые задачи с помощью уравнения;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
строить точки по их координатам на прямой и на плоскости;
-
находить расстояние между точками координатной прямой;
-
интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы;
-
выполнять действия со степенями с натуральными показателями;
-
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
-
выполнять основные действия с многочленами;
-
применять формулы квадрата суммы и квадрата разности;
-
решать задачи с помощью уравнений;
-
выполнять разложение многочленов на множители;
-
выполнять несложные преобразования многочленов, применяя формулы сокращённого умножения;
-
решать уравнения с помощью разложения на множители;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Перечень учебно-методического обеспечения.
Методические и учебные пособия:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2004 г.
-
Примерные программы основного общего образования. Математика. М.-«Просвещение», 2006 г.
-
«Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.
-
Учебник «Алгебра 7», авторы Г.В. Дорофеев и другие изд. «Просвещение» 2014 г.;
Оборудование и приборы:
-
Компьютер;
-
Мультимедийная установка;
-
Комплект классных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
-
Демонстрационные таблицы по алгебре для 7-9 классов по всем темам курса.
Дидактический материал:
-
Рабочая тетрадь, авторы С.С.Минаева, Л.О.Рослова;
-
Дидактические материалы по алгебре, авторы Л.П.Евстафьева, А.П.Карп;
-
Тематические тесты, авторы Л.В.Кузнецова и др.;
-
Контрольные работы, авторы Л.В.Кузнецова и др.;
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки алгебры 7-9 Кирилла и Мефодия», CD-ROM .
-
Л.В. Кузнецов, С.В.Суворова, Е.Н.Бунимович и др. «Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе» - М. «Просвещение, 2006-2008 г.г.
-
И.В.Ященко и другие «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Учебное пособие», изд.М.- «Интеллект-Центр»
-
И.В.Ященко и другие «ГИА 2013-2015. Математика 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания», изд. «Экзамен»
-
Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т. п.)
Интернет - ресурсы
-
Портал информационной поддержки ЕГЭ
ege.edu.ru
-
Федеральный институт педагогических измерений
fipi.ru
-
Открытый банк задач ЕГЭ по математике
mathege.ru
-
Открытый банк задач ГИА по математике
mathgia.ru
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
fcior.edu.ru
-
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
решуеге.рф
-
Онлайн тесты
uztest.ru
-
Материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ
100ege.ru
-
Онлайн тесты по математике
ege-online-test.ru
Список литературы.
Основная литература:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт 2004 г.
-
Примерные программы основного общего образования. Математика. М.-«Просвещение», 2006 г.
-
Программы по алгебре. «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.
Дополнительная литература:
-
А.Ф.Коликов, А.В.Коликов «Изобретательность в вычислениях», М. «Дрофа», 2009 г.
-
О.Л. Безрукова « Олимпиадные задачи по математике», Волгоград «Учитель», 2009 г.
-
Г.И.Глейзер «История Математики в школе VII -VIII классы», М. «Просвещение», 1982 г.
-
И.С.Петраков « Математика для любознательных», М.-«Просвещение» , 2000г.
-
М.В.Ткачёва «Домашняя математика », книга для учащихся 7 класса общеобразовательных школ, М.-«Просвещение», 1994 г.
-
М.В.Ткачёва «Домашняя математика», книга для учащихся 8 класса общеобразовательных школ, М.-«Просвещение», 1994 г.
4