Рабочая программа по алгебре по учебнику Г. В. Дорофеева и др

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по алгебре адресована для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 3 года обучения. Предмет алгебры входит в образовательную область математика.

Рабочая программа основного общего образования по алгебре составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, авторской программы «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  1. Учебник Алгебра-7,8,9,авторы Г.В. Дорофеев и другие;

  2. Рабочая тетрадь, авторы С.С.Минаева, Л.О.Рослова;

  3. Дидактические материалы по алгебре, авторы Л.П.Евстафьева, А.П.Карп;

  4. Тематические тесты, авторы Л.В.Кузнецова и др.;

  5. Контрольные работы, авторы Л.В.Кузнецова и др.;

Учебный план МОУ Козьмодемьяновской СОШ на изучение математики в 7-9 классах отводит 5 часов в неделю. В том числе на изучение алгебры в 7 - 9 классах основной школы отводится 3 часа в неделю в течение каждого года обучения в рамках федерального компонента учебного плана. Всего 312 уроков в расчете 35 учебных недель в 7, 8 классе и 34 учебных недель в 9 классе без учета государственной итоговой аттестации. Учебное время может быть увеличено до 4 уроков в неделю за счет вариативной части учебного плана.

Изучение математики на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при изучении алгебры способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки учащихся.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяют кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

Изучение алгебры позволяет формировать умение и навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формирую понимание красоты и изящества математических суждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы в ходе изучения нового материала, закрепления изученного и контроля знаний, выполнения творческих работ.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроков, лекций и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий разного характера. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах и других формах организации учебной деятельности, занимаются индивидуально и в группах разного состава.

Основные виды учебно-познавательной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем), проведение исследовательского эксперимента, построение графиков.

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, вывод и доказательство формул, анализ формул, решение текстовых количественных и качественных задач, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, анализ графиков, таблиц, схем, объяснение наблюдаемых явлений, изучение устройства приборов по моделям и чертежам, анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой: работа со схемами, решение задач, работа с раздаточным материалом, измерение величин, выполнение фронтальных самостоятельных работ, выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных, моделирование и конструирование.

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (самостоятельные и контрольные работы, тестирование) и устный опрос.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговой контрольной работы (теста), которая включает вопросы (задания) по основным проблемам курса. Курс завершается в 9 классе экзаменом по математике в форме основного государственного экзамена или государственного выпускного экзамена.


Учебно-тематический план.


7 класс.

Количество часов всего 120-1 вариант, (140-2 вариант).

В неделю

  • 5 часов в течение 9 недель, 3 часа в неделю в течение 26 недель (1 вариант);

  • 4 часа в неделю в течение всего учебного года-35 недель (2 вариант).

Плановых зачетных уроков 10 часов.

Административных контрольных уроков 2 ч.

Планирование составлено на основе программы «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.

Учебник Алгебра-7, авторы Г.В. Дорофеев и другие; «Просвещение», 2014 г.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Тематических зачетов

Административных контрольных

Дроби и проценты

16(16)

1


Прямая и обратная пропорциональность

10(11)

1


Введение в алгебру

11(12)

1


Уравнения

15(17)

1

1

Координаты и графики

12(14)

1


Свойства степени с натуральным показателем

10(12)

1


Многочлены

18(20)

1


Разложение многочленов на множители

20(22)

1


Частота и вероятность

5(7)

1


Повторение.

2(9)

1

1

Итого

120 (140)

10

2

8 класс.

Количество часов всего 105.

В неделю 3 часа в неделю в течение всего учебного года - 35 недель.

Плановых зачетных уроков 6 часов.

Административных контрольных уроков 2 ч.

Планирование составлено на основе программы «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.

Учебник Алгебра 8, авторы Г.В. Дорофеев и другие; «Просвещение», 2014-2015 г.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Тематических зачетов

Административных контрольных

Алгебраические дроби

23

1


Квадратные корни

17

1


Квадратные уравнения

20

1

1

Системы уравнений

18

1


Функции

14

1


Вероятность и статистика

6

1


Повторение

7


1

Итого

105

6

2

9 класс.

Количество часов всего 102.

В неделю 3 часа в неделю в течение всего учебного года - 34 недель без учета государственной итоговой аттестации.

Плановых зачетных уроков 6 часов.

Административных контрольных уроков 2 ч.

Планирование составлено на основе программы «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.

Учебник Алгебра 9, авторы Г.В. Дорофеев и другие; «Просвещение», 2014-2016 г.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Тематических зачетов

Административных контрольных

Неравенства

19

1


Квадратичная функция

20

1


Уравнения и системы уравнений

25

2

1

Арифметическая и геометрическая прогрессии

17

1


Статистические исследования

6



Повторение

15


1

Итого

102

5

2

Содержание тем учебного курса.


7 класс.

Глава 1. Дроби и проценты (16 ч.).

Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они смогут систематизировать и обобщить сведения об обыкновенных и десятичных дробях, научатся пользоваться эквивалентными представлениями чисел в ходе решения задач, что обеспечит дальнейшее развитие вычислительных навыков и умений решать задачи на проценты, сформирует первоначальные умения статистического анализа массивов числовых данных.

Основные изучаемые вопросы:

  • Сравнение дробей.

  • Вычисления с рациональными числами.

  • Степень с натуральным показателем.

  • Задачи на проценты.

  • Статистические характеристики.

Учащиеся должны знать:

  • основное свойство дроби для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю;

  • разные способы сравнения дробей;

  • термины статистических характеристик: среднее арифметическое, мода, размах;

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать дроби, имеющие любую форму записи, различными способами;

  • выполнять вычисления с рациональными числами;

  • находить моду, размах, среднее арифметическое в статистических задачах;

Глава 2. Прямая и обратная пропорциональность (10/11 ч.)

Основная цель: создать условия для введения понятия отношения и пропорции; формирования представления о прямой и обратной пропорциональностях величин; развития логического мышления в процессе решения задач с помощью пропорций и на пропорциональное деление.

Основные изучаемые вопросы:

  • Зависимости и формулы.

  • Прямая пропорциональность.

  • Обратная пропорциональность.

  • Пропорции.

  • Решение задач с помощью пропорций.

  • Пропорциональное деление.

Учащиеся должны знать:

  • понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин и практическую значимость этих понятий;

  • основное свойство пропорции;

Учащиеся должны уметь:

  • решать с помощью пропорции уравнения и задачи;

  • применять понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин для упрощения решения соответствующих задач;

  • решать задачи на пропорциональное деление;

Глава 3. Введение в алгебру (11/12 ч.).

Основная цель: создать условия для формирования у учащихся первоначальных представлений о языке алгебры, о буквенном исчислении; для обучения выполнять простейшие преобразования буквенных выражений.

Основные изучаемые вопросы:

  • Буквенная запись свойств действий над числами.

  • Преобразование буквенных выражений.

  • Раскрытие скобок.

  • Приведение подобных слагаемых.

Учащиеся должны знать:

  • термины: выражение, тождественное преобразование;

  • формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, раскрыть скобки, привести подобные слагаемые;

Учащиеся должны уметь:

  • правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование»;

  • составлять несложные буквенные выражения и формулы;

  • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

  • выражать из формул одни переменные через другие;

Глава 4. Уравнения (15/17 ч.).

Основная цель: создать условия для знакомства учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнений; для обучения решению текстовых задач алгебраическим способом, для формирования умение решать несложные линейные уравнения.

Основные изучаемые вопросы:

  • Алгебраический способ решения задач.

  • Корни уравнения.

  • Решение уравнений.

  • Решение задач с помощью уравнений.

Учащиеся должны знать:

  • определение уравнения; термины: корень уравнения, решить уравнение;

  • алгоритм решения уравнений;

  • как используется уравнение при решении задач;

Учащиеся должны уметь:

  • правильно употреблять термины «уравнения», «корень уравнения»;

  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним;

  • решать текстовые задачи с помощью уравнения;

Глава 5. Координаты и графики (12/14 ч.).

Основная цель: создать условия для развития умений, связанных с работой на координатной плоскости, для знакомства с графиками зависимостей у = х, у = -х, у = х2, у = х3, у = |x|, для формирования первоначальных навыков интерпретации графиков реальных зависимостей.

Основные изучаемые вопросы:

  • Множества точек на координатной прямой.

  • Расстояние между точками координатной прямой.

  • Множества точек на координатной плоскости.

  • Графики.

  • Графики вокруг нас.

Учащиеся должны знать:

  • понятия координатной прямой и системы координат на плоскости;

  • как построить график линейной функции;

  • что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная, квадратичная функции) описывают большое разнообразие реальных зависимостей;

Учащиеся должны уметь:

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • строить точки по их координатам на прямой и на плоскости;

  • находить расстояние между точками координатной прямой;

  • интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы;

Глава 6. Свойства степени с натуральным показателем (10/12 ч.).

Основная цель: создать условия для выработки умения выполнять действия над степенями с натуральными показателями, для усвоения правила умножения при решении комбинаторных задач.

Основные изучаемые вопросы:

  • Произведение и частное степеней.

  • Степень степени, произведения и дроби.

  • Решение комбинаторных задач.

  • Перестановки.

Учащиеся должны знать:

  • формулировку степени с натуральным показателем;

  • основные свойства степени и как используются свойства степеней при упрощении выражений;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять действия со степенями с натуральными показателями;

  • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;

Глава 7. Многочлены (18/20 ч.).

Основная цель: создать условия для выработки умения выполнять действия с многочленами, применять формулы квадрата и куба суммы и квадрата и куба разности для преобразования квадрата и куба двучлена в многочлен.

Основные изучаемые вопросы:

  • Одночлены и многочлены.

  • Сложение и вычитание многочленов.

  • Умножение одночлена на многочлен.

  • Умножение многочлена на многочлен.

  • Формулы квадрата суммы и квадрата разности.

  • Решение задач с помощью уравнений.

Учащиеся должны знать:

  • формулировки «одночлены» и «многочлены»;

  • алгоритмы сложения и вычитания многочленов, умножения одночлена на многочлен и многочлена на многочлен;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные действия с многочленами;

  • применять формулы квадрата суммы и квадрата разности;

  • решать задачи с помощью уравнений;

Глава 8. Разложение многочленов на множители (20/22 ч.).

Основная цель: создать условия для выработки умения выполнять разложение многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращённого умножения.

Основные изучаемые вопросы:

  • Вынесение общего множителя за скобки.

  • Способ группировки.

  • Формула разности квадратов.

  • Формулы разности и суммы кубов.

  • Разложение на множители с применением нескольких способов.

  • Решение уравнений с помощью разложения на множители.

Учащиеся должны знаеть:

  • как разложить многочлен на множители, используя: формулы сокращенного умножения, вынесение за скобки общего множителя и способ группировки.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять разложение многочленов на множители;

  • выполнять несложные преобразования многочленов, применяя формулы сокращённого умножения;

  • решать уравнения с помощью разложения на множители;

Глава 9. Частота и вероятность (5/7 ч.).

Основная цель: создать условия для демонстрации возможности оценивания вероятности случайного события по его частоте.

Основные изучаемые вопросы:

  • Относительная частота случайного события.

  • Вероятность случайного события.

Учащиеся должны знать:


  • формулировки «относительная частота случайного события» и «вероятность случайного события»;

Учащиеся должны уметь:

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

Повторение. Решение задач (2/9 ч.).

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

уметь:

  • основное свойство дроби для сокращения, приведения дробей к новому знаменателю;

  • разные способы сравнения дробей;

  • термины статистических характеристик: среднее арифметическое, мода, размах;

  • понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин и практическую значимость этих понятий;

  • основное свойство пропорции;

  • термины: выражение, тождественное преобразование;

  • формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, раскрыть скобки, привести подобные слагаемые;

  • определение уравнения; термины: корень уравнения, решить уравнение;

  • алгоритм решения уравнений;

  • как используется уравнение при решении задач;

  • понятия координатной прямой и системы координат на плоскости;

  • как построить график линейной функции;

  • что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная, квадратичная функции) описывают большое разнообразие реальных зависимостей;

  • формулировку степени с натуральным показателем;

  • основные свойства степени и как используются свойства степеней при упрощении выражений;

  • формулировки «одночлены» и «многочлены»;

  • алгоритмы сложения и вычитания многочленов, умножения одночлена на многочлен и многочлена на многочлен;

  • как разложить многочлен на множители, используя: формулы сокращенного умножения, вынесение за скобки общего множителя и способ группировки.

  • формулировки «относительная частота случайного события» и «вероятность случайного события»;


  • сравнивать дроби, имеющие любую форму записи, различными способами;

  • выполнять вычисления с рациональными числами;

  • находить моду, размах, среднее арифметическое в статистических задачах;

  • правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование»;

  • составлять несложные буквенные выражения и формулы;

  • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

  • выражать из формул одни переменные через другие;

  • правильно употреблять термины «уравнения», «корень уравнения»;

  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним;

  • решать текстовые задачи с помощью уравнения;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • строить точки по их координатам на прямой и на плоскости;

  • находить расстояние между точками координатной прямой;

  • интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы;

  • выполнять действия со степенями с натуральными показателями;

  • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;

  • выполнять основные действия с многочленами;

  • применять формулы квадрата суммы и квадрата разности;

  • решать задачи с помощью уравнений;

  • выполнять разложение многочленов на множители;

  • выполнять несложные преобразования многочленов, применяя формулы сокращённого умножения;

  • решать уравнения с помощью разложения на множители;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Методические и учебные пособия:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2004 г.

  • Примерные программы основного общего образования. Математика. М.-«Просвещение», 2006 г.

  • «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.

  • Учебник «Алгебра 7», авторы Г.В. Дорофеев и другие изд. «Просвещение» 2014 г.;

Оборудование и приборы:

  • Компьютер;

  • Мультимедийная установка;

  • Комплект классных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;

  • Демонстрационные таблицы по алгебре для 7-9 классов по всем темам курса.

Дидактический материал:

  • Рабочая тетрадь, авторы С.С.Минаева, Л.О.Рослова;

  • Дидактические материалы по алгебре, авторы Л.П.Евстафьева, А.П.Карп;

  • Тематические тесты, авторы Л.В.Кузнецова и др.;

  • Контрольные работы, авторы Л.В.Кузнецова и др.;

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки алгебры 7-9 Кирилла и Мефодия», CD-ROM .

  • Л.В. Кузнецов, С.В.Суворова, Е.Н.Бунимович и др. «Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе» - М. «Просвещение, 2006-2008 г.г.

  • И.В.Ященко и другие «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Учебное пособие», изд.М.- «Интеллект-Центр»

  • И.В.Ященко и другие «ГИА 2013-2015. Математика 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания», изд. «Экзамен»

  • Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т. п.)

Интернет - ресурсы

  • Портал информационной поддержки ЕГЭ

ege.edu.ru

  • Федеральный институт педагогических измерений

fipi.ru

  • Открытый банк задач ЕГЭ по математике

mathege.ru

  • Открытый банк задач ГИА по математике

mathgia.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

fcior.edu.ru

  • Образовательный портал для подготовки к экзаменам

решуеге.рф

  • Онлайн тесты

uztest.ru

  • Материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ

100ege.ru

  • Онлайн тесты по математике

ege-online-test.ru

Список литературы.


Основная литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт 2004 г.

  • Примерные программы основного общего образования. Математика. М.-«Просвещение», 2006 г.

  • Программы по алгебре. «Алгебра 7 - 9 классы» Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимовича, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаевой, издательства «Просвещение», 2009 г.

Дополнительная литература:

  • А.Ф.Коликов, А.В.Коликов «Изобретательность в вычислениях», М. «Дрофа», 2009 г.

  • О.Л. Безрукова « Олимпиадные задачи по математике», Волгоград «Учитель», 2009 г.

  • Г.И.Глейзер «История Математики в школе VII -VIII классы», М. «Просвещение», 1982 г.

  • И.С.Петраков « Математика для любознательных», М.-«Просвещение» , 2000г.

  • М.В.Ткачёва «Домашняя математика », книга для учащихся 7 класса общеобразовательных школ, М.-«Просвещение», 1994 г.

  • М.В.Ткачёва «Домашняя математика», книга для учащихся 8 класса общеобразовательных школ, М.-«Просвещение», 1994 г.

4

© 2010-2022