Конспект урока по математике Пропорциональность величин (в соответствии с ФГОС)

Тема:Пропорциональность величин Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний  и способов деятельности (открытия нового знания) 6 класс. Цели урока: организовать  деятельность учащихся  по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний  и способов деятельности по изучаемой теме. Планируемые образовательные результаты:   личностные: дать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявить познавательный интерес к изучению предмета, к способам решени...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

Академия социального управления





Кафедра общей и педагогической психологии


Практико-значимая работа


«Конспект урока по математике 6 класс

(в соответствии с ФГОС)»







Выполнил слушатель:

Учитель математики

МОУ СОШ № 20 им. Н. З. Бирюкова

городского округа Орехово-Зуево

Комиссарова А.Ю.

Руководитель: преподаватель Мурашова Н.А.









Москва 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Основная часть: конспект урока………………………………………4

Заключение………………………………………………………….....16

Приложения……………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………….…21





























Введение

Процессы модернизации системы образовании в Российской Федерации привели к внедрению ФГОС второго поколения. С 2011 года стандарты второго поколения введены в первых классах. В настоящее время на новые стандарты перешли обучающиеся 1-3 классов и, в качестве эксперимента, в некоторых регионах обучающиеся 5-х классов.

Вопрос перехода на новые образовательные стандарты актуален по нескольким причинам. Одна из них в том, что выпускник школы должен обладать не только определенной суммой знаний, но и быть подготовленным к жизни. Современный урок должен строиться не просто на передаче знаний от учителя к ученику, а на активной вовлеченности ученика в процесс получения новых знаний. Учитель должен опирается на системно - деятельностный подход к процессу обучения, осуществлять управление процессом обучения, мотивируя и вдохновляя обучающихся. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Цель проекта: реализация требований ФГОС ООО при изучении темы:

«Пропорциональность величин»









Основная часть: конспект урока

Предмет: математика

Учитель: Комиссарова Анна Юрьевна

Класс: 6 «В»

Тема: Пропорциональность величин

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания) 6 класс.

Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме.

Планируемые образовательные результаты:

личностные: дать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявить познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых задач;

метопредметные: увидеть роль и место изучаемой темы в других дисциплинах и окружающей жизни;

предметные: познакомиться с понятием прямой и обратной пропорциональности; уметь приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин и устанавливать вид зависимости между величинами.

УМК: Математика 6 класс, И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, рабочая тетрадь №2 математика 6 класс, И.И. Зубарева.

Программное обеспечение урока: программа Microsoft PowerPoint.

Методическое обеспечение урока:

  • компьютерная презентация (Приложение 1),

  • лист самооценки у каждого ученика (Приложение 2),

  • таблица целеполагания у каждого ученика (Приложение 3)

  • бланк самостоятельной работы у каждого ученика (Приложение 4)

Методы организации работы:

  • словесные методы (беседа, чтение),

  • наглядные (демонстрация презентации),

  • проблемно-поисковый,

  • метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

  • парная,

  • коллективная (фронтальная),

  • индивидуальная.

Структура урока:

1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний (4 мин.)
3. Проблемное объяснение нового знания (20 мин.)
4. Физкультминутка (1 мин.)
5. Первичное закрепление во внешней речи (7 мин.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.)
7. Итог урока. Рефлексия (7 мин.)

Перечень универсальных учебных действий: личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (общеучебные и логические) (П), регулятивные (Р).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока

Деятельность

УУД

Название

Цель

Учителя

Учащихся

1.Организационный момент

(1мин)

Создать положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.

«Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок».

Ребята, у вас на партах у каждого лежит желтый круг, нарисуйте на нем улыбку и подарите соседу, пожелайте друг другу хорошего настроения.

Учащиеся выполняют команды учителя.

2.Актуализация знаний

(4 мин)

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания




Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания.

1.Сегодня у нас будет новая тема, а какая не скажу, вы догадаетесь сами, оставьте пустую строчку для записи темы.

2.А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем по теме «Отношения и пропорции».

Слайд 1. Ответьте на вопросы математического диктанта:

«Да» и «нет» не говорите,

А значком изобразите.

«Да» значком «+», нет значком «-».

Верно ли, что…

1) Отношение двух чисел - это произведение одного из них на другое?

2)Верное равенство двух отношений называют

пропорцией?

3)Произведение крайних членов пропорции

равно сумме её средних членов?

4)Найти неизвестный член пропорции - это значит решить пропорцию?

5)В пропорции m:n=p:q числа m и q называют средними,

а числа n и p называют крайними членами пропорции?

6)Является пропорцией данное равенство: 8:5=4:2,5?

7)Можно составить пропорцию из чисел 4,9,12 и 27?

8)Пройденный путь пропорционален времени движения

когда скорость постоянна?

9)Рост человека пропорционален его возрасту?

3. Слайд 2.Проверка диктанта, на слайде правильный ответ:

- + - + - + + + -

4.Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили. (№8 и №9 не учитывать)

2.Учащиеся, работая индивидуально, отмечают знаком «+» верные высказывания, «-» неверные.







3.Учащиеся самостоятельно проверяют, верно, ли выполнено задание, выясняется, что с №8 и №9 дети не справились.

4.Заполняют лист самооценки.

выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р);

структурирование знаний, подведение под понятие (П);

умение аргументировать свою точку зрения (К);

самооценка (Л).

3.Проблемное объяснение нового знания

(20 мин)

Зафиксировать причину затруднения.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Сформулировать и согласовать цели урока.







Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.









Соотнести новое знание с правилом в учебнике.

Организовать фиксацию преодоления затруднения.

1.Почему не смогли ответить на последние два вопроса?

2.Ребята, кто догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать? Слайд 3.

3.Предлагает заполнить таблицу целеполагания: Слайд 4

Знаю

Не знаю

Хочу знать

Умею

Не умею

Хочу нау

читься

Что такое прямо и обратно пропорциональные величины


Все ли величины связаны между собой пропорциональной зависимостью


Приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин


Устанавливать вид зависимости между величинами


Где в жизни применяется пропорциональность величин


4.Предлагает обсудить задачи урока

5. Дети, вспомните формулу, которой описывается движение. Слайд 5

6.Если скорость будет постоянной, например, 95 км/ч, то какой формулой можно записать такое движение?

7.Что будет происходить с S, если t будет увеличиваться, а скорость останется постоянной?

8.Давайте проверим ваши предположения, для этого выполните № 35.1 стр.80 в рабочей тетради.

9.Итак, какой вывод можно сделать?

Слайд 6

10.Можно ли составить пропорцию из соответствующих значений времени и пути?

11.Рассмотрим теперь случай движения различного транспорта между двумя городами, расстояние между которыми 750 км, какой формулой запишем такое движение? Слайд 7

12.Что будет происходить с t, если V будет увеличиваться?

13.Давайте проверим ваши предположения, для этого выполните № 35.3 стр.81 в рабочей тетради. Какой вывод можно сделать? Слайд 8

14/1. Можно ли составить пропорцию из соответствующих значений времени и скорости?

А что можно сказать об отношении значений скорости и отношении соответствующих им значений времени?

14/2.Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько заданий выполнили верно.

15.Как вы думаете, какую из пар величин: время и путь или время и скорость можно назвать пропорциональными, а какую обратно пропорциональными величинами и почему? Попробуйте сформулировать свойства, которыми обладает каждая из пар величин. Слайд 9

16.Сверьте свои предположения с учебником с.231 и с.233

17.Итак, вернёмся к математическому диктанту, задание №8 и №9. Верно ли, что

8)Пройденный путь пропорционален времени движения

когда скорость постоянна?

9)Рост человека пропорционален его возрасту?

Объясните почему?

1.Не знаем, как определять пропорциональность величин.

2.Формулируют тему урока: «Пропорциональность величин» и записывают в тетрадь.

3.Отмечают в таблицах целеполагания что уже знают, что умеют делать (плюсами или «галочками»), что не знают, хотят узнать и чему хотят научиться.





4.Проговаривают свои результаты работы с таблицей целеполагания, выделяют задачи на урок.

5.S=V*t

6.S=95*t

7.Тоже увеличится.

8.Работают в парах.

9.При увеличении времени в несколько раз, путь увеличивается во столько же раз.

10. Да, например, Конспект урока по математике Пропорциональность величин (в соответствии с ФГОС) = Конспект урока по математике Пропорциональность величин (в соответствии с ФГОС)

11.750=V*t


12.Время будет уменьшаться.

13.Дети выполняют задание и формулируют вывод:

при увеличении скорости в несколько раз, время уменьшается во столько же раз.

14/1. Нет

Это взаимно-обратные числа, т.к.

Конспект урока по математике Пропорциональность величин (в соответствии с ФГОС)*Конспект урока по математике Пропорциональность величин (в соответствии с ФГОС) =1

14/2. Заполняют лист самооценки.

15. Дети, работая в группах, делают предположение о том, как называются данные величины и формулируют свойства. Представляют свои выводы для обсуждения другим группам.

16. Работа с учебником, удостоверяются, что их выводы сделаны верно.

17. Теперь мы знаем, что путь и время пропорциональны, а рост и возраст человек не пропорциональны. Объясняют почему.

фиксирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

извлечение необходимой информации из текста, построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

самоопределение (Л);

Постановка целей занятий, планирование деятельности (Р);

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса (К).

4.Физкульт

минутка (1 мин)

Снять усталость и напряжение учащихся, улучшить внимание.

Слайд 10

Говорит о том, что в Сочи недавно прошла XII Олимпиада по зимним видам спорта. Предлагает под музыку имитировать движения каждого олимпийского вида спорта.

У кого лучше получится?

Дети включаются в соревнование, придумывают движения.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

(7 мин)

Организовать усвоение детьми новых правил с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально,

- в парах.

1.Итак, вернемся к нашей теме урока, проговорите друг другу в парах, какие величины называются прямо пропорциональными, а какие обратно пропорциональными?

2.Выполните устно №1041

3. А теперь самостоятельно придумайте пары величин, которые являются прямо пропорциональными, обратно пропорциональными и которые не являются ни теми, ни другими.

4. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько придумали верных пар величин с заданными свойствами.

1.Проговаривают

2. Цепочкой друг за другом отвечают на вопросы задания.

3.Работают в парах и озвучивают классу свои примеры, класс соглашается или оспаривает неверные примеры.

4. Заполняют лист самооценки.

структурирование собственных знаний, поиск и выделение необходимой информации (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);

оценивание усваиваемого материала (Л).

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

на новый способ действия.

Организовать самопроверку самостоятельной работы.

По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

1. Слайд 11.Предлагает выполнить самостоятельную работу:

Какие из следующих величин являются прямо пропорциональными, какие - обратно пропорциональными, а какие не являются ни теми, ни другими:

А) стоимость товара и его количество (при постоянной цене),

Б) длина и ширина прямоугольника (при постоянной площади),

В) объём выполненной работы и время работы (при постоянной производительности),

Г) рост человека и его возраст,

Д) цена и количество товара (при постоянной стоимости),

Е) расстояние по железной дороге и стоимость билета.

Проверка Слайд 12.

2. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько пар величин распределили в соответствии с их названием верно.

3. По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока с целью ликвидации пробелов знаний учащихся.

1.Выполняют и проверяют.





2. Заполняют лист самооценки.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

формирование готовности к самообразованию (Л);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата (Р).

7.Итог урока

(7 мин)

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности

на уроке и поставленной цели. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1.Ребята, а вы задумались, зачем мы изучаем данную тему? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Где в нашей жизни может пригодиться знание о пропорциональности величин?

2.Предлагает детям взять таблицу целеполагания и проанализировать, все ли намеченные цели были выполнены, в чём была трудность, довольны ли своей работой на уроке?

3.Возьмите лист самооценки, спросите у своего напарника, сколько баллов он вам поставит за работу в паре. Посчитайте общее количество баллов и оцените свою работу на уроке. Слайд 13

Набрано баллов

Оценка деятельности на уроке

20-23

Я работал (а) отлично

15-19

Я работал (а) хорошо

10-14

Я работал (а) удовл.

Менее10

Нужно ещё поработать над темой

4.Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь №2 стр.81

№ 35.2 и № 35.4, стр.235 учебник Контрольные вопросы №1, №2. Тем, кто работал отлично на уроке выполнить любые 2 задания, кто хорошо - любые 3 задания, остальным все - задания. Слайд 14

1.Дети предлагают свои версии о том, как может в жизни использоваться знание о пропорциональности величин.

2. Каждый высказывается о выполнении или невыполнении своих целей.

3.Заполняют листы самооценки и делают выводы о своей деятельности на уроке.



4.Записывают дом.задание, если что непонятно, задают вопросы.

формирование позитивной самооценки (Л);

управление поведением партнёра,

умение слушать и понимать речь других (К);

умение адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы (Р);

построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия (П).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков, успешно реализуются в процессе обучения математике.

Изучение математики дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критическое мышление;

- представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы ее развития и значимость для развития цивилизации;

- вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость…

2) в метапредметном направлении:

- иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;

- уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

-уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

- уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;

- уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

- овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

- уметь работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;

- развить представление о числе, овладеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений»

В таком контексте знания, умения, навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся, с умением детей самостоятельно добывать знания.






Приложение 2

Лист самооценки______________________________

Критерии самооценки

Кол-во баллов

I Математический диктант.

Поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили. (№8 и №9 не считать)

II Работа в рабочей тетради.

1.Правильно выполнили №35.1 - 1б.

2. Правильно выполнили №35.3 - 1б.

III Привести примеры пар величин с заданными свойствами.

Поставьте себе столько баллов, сколько придумали верных пар величин с заданными свойствами.

IV Самостоятельная работа

Поставьте себе столько баллов, сколько пар величин распределили в соответствии с их названием верно.

V Работа в паре

Поставьте себе столько баллов, сколько ваш напарник вам поставил за совместную работу в паре. ( от 2б. до 5б.)

Итого баллов:_______________

Набрано баллов

Оценка деятельности на уроке

20-23

Я работал(а) отлично

15-19

Я работал(а) хорошо

10-14

Я работал(а) удовл

Менее10

Нужно ещё поработать над темой

Приложение 3.

Таблица целеполагания.

Знаю

Не знаю

Хочу знать

Умею

Не умею

Хочу научиться

Что такое прямо и обратно пропорциональные величины


Все ли величины связаны между собой пропорциональной зависимостью


Приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин


Устанавливать вид зависимости между величинами


Где в жизни применяется пропорциональность величин
















Приложение 4.

Самостоятельная работа:

Какие из следующих величин являются

прямо пропорциональными, какие - обратно пропорциональными,

а какие не являются ни теми, ни другими:

А) стоимость товара и его количество (при постоянной цене),

Б) длина и ширина прямоугольника (при постоянной площади),

В) объём выполненной работы и время работы

(при постоянной производительности),

Г) рост человека и его возраст,

Д) цена и количество товара (при постоянной стоимости),

Е) расстояние по железной дороге и стоимость билета.

Прямо пропорциональные

Обратно пропорциональные

Ни те, ни другие










Список литературы


  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя / под редакцией А.Г. Асмолова. - М.:Просвещение, 2010.-159с.

  2. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Учебник для учащихся образовательных учреждений. Математика 6 класс./ 14-е изд. 2014г.

  3. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Рабочая тетрадь по математике 6 класс, 2014г.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

  5. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. // Под ред. Асмолова А.Г. - М.: Просвещение, 2010.

  6. metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php - видеоколлекции авторов УМК по школьной математике.


© 2010-2022