- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре в 9 (общеобразовательном) классе
Рабочая программа по алгебре в 9 (общеобразовательном) классе
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Постернакова О.Г. |
Дата | 04.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ливадийский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора школы по УВР Директор МКОУ «Ливадийский УВК»
____________Т.И.Гарбуз _____________Л.А.Мазур
«____»____________2015 г. Приказ №___ от «___»________2015г.
Рабочая программа
по алгебре
в 9 (общеобразовательном) классе
2015 - 2016 учебный год
Составила:
Постернакова Ольга Глебовна
учитель математики высшей
квалификационной категории
«Согласовано»
Руководитель МО
_________В.С.Бычква
Протокол № ___ от
«____»____________2015 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
3. О введении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования/ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.2004г. №03-51-10/14-03
4. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03. 2004 года № 1312.
5. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
6. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
7.О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
8.Примерная программа для общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА. 7-9 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. - М.: Просвещение,2008. - с. 255-С.22-60 к учебному комплексу для 7 - 9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н.)
Программа соответствует учебнику Макарычев Ю.Н., Миндюк Н. Г.,
Нешков К. И. и др. под ред. С.А. Теляковского. «Алгебра 9 кл.» Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, − М.:Просвещение, 2014г.
Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В целях развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета включены задачи физического характера, задачи из химии.
При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане - «Раздел для тех, кто хочет знать больше», создавая условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом.
Число уроков повторения возрастает, их количество - 21. Связано это с тем, что 3 часа из повторения взято на повторение и проведение входного контроля за курс 8 класса (по текстам администрации школы).
Общая характеристика учебного предмета
Тип программы: базовая программа по алгебре.
Изучение алгебры в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- Продолжить овладевать математическими знаниями необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, для решения задач;
- Продолжить формирование качества личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- Продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
При изучении алгебры на ступени основного общего образования ставятся следующие задачи:
- Развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- Овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- Изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- Получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- Развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- Сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Осуществление целей образовательной программы по алгебре для 9 класса обусловлено так же использованием в образовательном процессе следующих технологий: игровое моделирование (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава); проблемное обучение; личностно ориентированное обучение.
В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды и формы контроля: самостоятельные работы, тестирование, математические диктанты, контрольные работы. Формы учёта достижений это: проверка тетрадей по предмету, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность - участие в олимпиадах, математических конкурсах.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно - иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане школы.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 850 ч. из расчета 5 ч. в неделю с V по IX класс.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа по алгебре 9 класса рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). В том числе 8 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу.
Уровень обучения - базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса установлены стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
-
Планируемый уровень подготовки учащихся является базовым.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания алгебры в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов; - решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения; - исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; - ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; - проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; - поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. Предметные результаты обучения задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В результате изучения курса алгебры 9 класса ученик должен
Понимать и знать:
- понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
Уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n у= а(х - m) 2 ), строить их графики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах.
Содержание учебного курса
Уровень обучения - базовый.
Программа рассчитана: 3 часа в неделю, 48 часов - I полугодие, 54 часа - II полугодие, итого 102 ч.
Распределение материала по темам:
1. Квадратичная функция. ( 22 ч)
В начале этого раздела систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции - функций у =ах2+ b, у = а (х - m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + Ьх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции у = ах2 + Ьх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции y=xn при четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится понятие корней n-ой степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Задачи изучения раздела:
- систематизировать и обобщить сведения о функциях из курсов 7 и 8 классов;
- выработать умение строить график квадратичной функции и с помощью графика перечислять свойства этой функции;
- ознакомить учащихся со свойствами степенной функции с натуральным показателем и ввести понятие корня n-ой степени.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной. (14 ч)
В этом разделе завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + Ьх + c> 0 или ах2 + Ьх + с < 0, где а ≠0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
Цели изучения раздела:
- сформировать умение решать некоторые виды целых уравнений, используя разложение многочлена на множители и введение новой переменной, а также ознакомить учащихся с некоторыми приёмами решений дробных рациональных уравнений;
- выработать умение решать неравенства второй степени с одной переменной с помощью графика квадратичной функции;
- выработать умение решать неравенства второй степени с одной переменной с помощью метода интервалов.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными. (17 ч)
В данном разделе завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение раздела завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
Цель изучения раздела:
- выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать задачи с помощью таких систем;
- ознакомить учащихся с геометрической интерпретацией на координатной плоскости множества решений некоторых неравенств с двумя переменными и их систем.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии. (15 ч)
При изучении раздела вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Цель изучения раздела:
- дать понятие о числовой последовательности и арифметической прогрессии, ознакомить с формулами n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии;
- познакомить учащихся с понятием геометрической прогрессии, формулами n-го члена и суммы n первых членов геометрической прогрессии.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Начальные сведения из статистики. (13 ч)
Изучение раздела начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
Далее учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
Цель раздела:
- ознакомить с понятиями «перестановка», «размещение», «сочетание» и соответствующими формулами, выработать умение решать несложные комбинаторные задачи;
- ввести понятие «случайное событие», «относительная частота случайного события» и «вероятность случайного события» и выработать умение решать простейшие задачи с использованием этих понятий;
- сформировать у учащихся представление о простейших статистических характеристиках и их использовании при анализе данных, полученных в результате исследования;
- сформировать начальные представления о сборе и обработке статистических данных, о наглядной интерпретации статистической информации.
6. Повторение. (21 ч)
Цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Тематический план
№
Содержание учебного материала
Кол - во часов
Кол-во к/р
1
Квадратичная функция.
22
2
2
Уравнения и неравенства с одной переменной.
14
1
3
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
17
1
4
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
15
2
5
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Начальные сведения из статистики.
13
1
6
Повторение.
21
1
Итого
102
8
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Сроки выполнения
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Практическая часть
Формы контроля
Оборудова-ние
План
Факт
1
Повторение: алгебраические выражения и их преобразование
1
2
Повторение: решение уравнений и неравенств
1
3
Диагностическая работа
1
Квадратичная функция
22
4
Функция. Область определения и область значений функции.
1
5
Функция. Нахождение области определения и области значений функции
1
6
График функции. Самостоятельная работа
1
7
Свойства функции
1
8
Свойства элементарных функций
1
9
Нахождение свойств функции по формуле и по графику. Самостоятельная работа
1
10
Квадратный трехчлен и его корни
1
11
Выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена
1
12
Теорема о разложении квадратного трехчлена на множители.
1
13
Контрольная работа №1 по теме «Квадратичная функция»
1
14
Исследование функции у = ах 2
1
15
Функция у = ах 2, ее график и свойства. Самостоятельная работа
1
16
График функции у = ах 2 + n , у = а(х - m) 2
1
17
Использование шаблонов парабол для построения графика функции у = а(х - m) 2 + n. . Самостоятельная работа
1
18
Алгоритм построения графика функции
у =ах 2 + bx+c
1
19
Свойства функции у =ах 2 + bx+c. Самостоятельная работа
1
20
Влияние коэффициента a, b и с на расположение графика квадратичной функции
1
21
Построение графика квадратичной функции. Самостоятельная работа
1
22
Функции у=хnи ее свойства
1
23
Понятие корня n-й степени и арифметического корня n-й степени. Самостоятельная работа
1
24
Нахождение значений выражений, содержащих корень n-й степени
1
25
Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция»
1
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
26
Понятие целого уравнения и его степени
1
27
Целое уравнение и его корни
1
28
Решение целых уравнений различными методами
1
29
Решение более сложных целых уравнений. Самостоятельная работа
1
30
Дробные рациональные уравнения
1
31
Решение дробных рациональных уравнений по алгоритму
1
32
Использование различных приемов и методов при решении дробных рациональных уравнений. Самостоятельная работа
1
33
Решение неравенств второй степени с одной переменной
1
34
Алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной
1
35
Применение алгоритма при решении неравенств второй степени с одной переменной. Математический диктант
1
36
Решение целых рациональных неравенств методом интервалов
1
37
Решение целых и дробных неравенств методом интервалов
1
38
Применение метода интервалов при решении неравенств. Самостоятельная работа
1
39
Контрольная работа № 2 по теме: «Уравнения и неравенства с одной переменной»
1
Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы
17
40
Понятие уравнения с двумя переменными
1
41
Уравнение окружности
1
42
Графический способ решения систем уравнений
1
43
Решения систем уравнений графически. Самостоятельная работа
1
44
Способ подстановки решения систем уравнений второй степени
1
45
Решение систем уравнений второй степени способом подстановки. Самостоятельная работа
1
46
Использование способа сложения при решение систем уравнения второй степени
1
47
Решение систем уравнения второй степени различными способами
1
48
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
1
49
Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени
1
50
Решение задач на работу с помощью систем уравнений второй степени
1
51
Решение различных задач с помощью систем уравнений второй степени. Самостоятельная работа
1
52
Решение линейных неравенств с двумя переменными
1
53
Решение неравенств второй степени с двумя переменными
1
54
Решение систем линейных неравенств с двумя переменными. Самостоятельная работа
1
55
Решение систем неравенств второй степени с двумя переменными
1
56
Контрольная работа № 3 по теме: « Уравнения и неравенства с двумя переменными»
1
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
57
Понятие последовательности, словесный и аналитический способы ее задания
1
58
Рекуррентный способ задания последовательности
1
59
Определение арифметической прогрессии. Рекуррентная формула n-го члена арифметической прогрессии.
1
60
Свойство арифметической прогрессии. Математический диктант
1
61
Аналитическая формула n -го члена арифметической прогрессии. Самостоятельная работа
1
62
Нахождение суммы первых n членов арифметической прогрессии
1
63
Применение формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии. Самостоятельная работа
1
64
Контрольная работа № 4 по теме: «Арифметическая прогрессия»
1
65
Определения геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии
1
66
Свойство геометрической прогрессии. Математический диктант
1
67
Нахождение суммы первых n членов геометрической прогрессии
1
68
Применение формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. Самостоятельная работа
1
69
Сумма бесконечной убывающей геометрической прогрессии
1
70
Решение задач на применение формул суммы первых n членов геометрической прогрессии
1
71
Контрольная работа № 5 по теме: «Геометрическая прогрессия»
1
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
72
Комбинаторные задачи. Комбинации с учетом и без учета порядка
1
73
Комбинаторное правило умножения
1
74
Перестановки и n элементов конечного множества
1
75
Комбинаторные задачи на нахождение числа перестановок из n элементов. Самостоятельная работа
1
76
Размещение из n элементов по k (k £ n)
1
77
Комбинаторные задачи на нахождение числа размещений из n элементов по k (k £ n) . Самостоятельная работа
1
78
Сочетания из n элементов по k (k £ n)
1
79
Комбинаторные задачи на нахождение числа перестановок из n элементов, сочетаний и размещений из n элементов по k (k £ n) . Самостоятельная работа
1
80
Относительная частота случайного события
1
81
Вероятность случайного события
1
82-83
Классическое определение вероятности. Самостоятельная работа
2
84
Контрольная работа № 6 по теме: « Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
1
Повторение
18
85
Нахождение значения числового выражения. Проценты
1
86
Степень с целым показателем
1
87
Разложение целого выражения на множители
1
88
Преобразование выражений, содержащих степень и арифметический корень
1
89
Тождественные преобразования рациональных алгебраических выражений
1
90
Тождественные преобразования дробно-рациональных и иррациональных выражений. Самостоятельная работа
1
91
Линейные, квадратные и биквадратные уравнения
1
92
Дробно - рациональные уравнения
1
93
Решение текстовых задач на составление уравнений
1
94
Решение систем уравнений. Решение текстовых задач на составление систем уравнений.
1
95
Линейные неравенства с одной переменной и системы линейных неравенств с одной переменной.
1
96
Неравенства и системы неравенств с одной переменной второй степени.
1
97
Функция, ее свойства и график .Чтение графиков функций. Кусочно-заданные функции. Тестовая проверочная работа
1
98
Решение тестовых задач на проценты
1
99
Решение различных тестовых задач
1
100
Итоговая контрольная работа № 7
1
101-102
Подведение итогов
2
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Организация учебного процесса предполагает наличие минимального набора учебного оборудования, как для демонстрационных целей в классе, так и для индивидуального использования. Минимальный набор демонстрационного учебного оборудования включает: -демонстрационные плакаты, содержащие основные математические формулы, соотношения, законы, таблицы метрических мер, графики основных функций; - классные линейки, угольники, транспортир, циркуль; - мультимедийный проектор, компьютер. - разработанные презентации по отдельным темам. - карточки, раздаточный материал.
Список литературы:
1. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2014. - 271 с.
2. Алгебра. 9 класс: Рабочая тетрадь в 2-х частях / Н.Г.Миндюк, И.С.Шлыкова. - М.: Просвещение, 2013
-
Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М.Короткова. - М.: Просвещение, 2013.
-
Алгебра. Тематические тесты. 9 класс / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. - М.: Просвещение, 2013.
-
Изучение алгебры. 7-9 классы: книга для учителя / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова, И. С. Шлыкова. - М.: Просвещение, 2012.
-
Уроки алгебры в 9 классе / В. И. Жохов, Л.Б.Крайнева. - М.: Просвещение, 2010.