- Преподавателю
- Математика
- Урок -конференция по теме Виды симметрии
Урок -конференция по теме Виды симметрии
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова Л.А. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тип урока: изучение нового материала с элементами конференции, интегрированный с краеведением, ботаникой, биологией, искусством
Цели урока:
-
образовательные: изучение понятия зеркальной симметрий, проведение исследовательской работы по изучению явлений осевой и центральной симметрии в природе, архитектуре. искусстве, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
-
развивающие: развитие логического мышления, творческой активности, познавательного интереса;
-
воспитательные: воспитание умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, раздаточный материал: бланки конспектов, карточки с проверочной работой, мультимедийные презентации: « Симметрия в архитектуре», «Симметрия в природе», «Виды симметрии».
Подготовка к уроку:
Урок в течение 2 недель готовят учитель, учащиеся 8 класса. Урок является итогом работы, которая состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Учащиеся 8 класса разбиваются на 4 группы по интересам: теоретики, ботаники-биологи, архитекторы, художники.
Этап 2. Каждая из перечисленных групп получает определенное задание, в соответствии с которым учащиеся подбирают материал. Ребята обрабатывают большой объём информации, используя при этом дополнительную литературу и ресурсы сети Интернет.
Этап 3. Этап консультаций учащихся и учителя, этап непосредственного взаимодействия технических руководителей и их групп. В это время уточняются возникшие в ходе работы вопросы, готовится выступление, которое оформляется техническими руководителями в виде презентаций. Учитель готовит раздаточный материал.
Этап 4 - это итог совместной работы в форме конференции "Симметрия вокруг нас" и изучение нового вида симметрии - зеркальной.
ХОД УРОКА
I. Вводное слово учителя. (1-3 мин)
Тема нашего урока: "Симметрия ". Сегодня у нас необычный урок, урок с элементами конференции: "Роль симметрии в окружающем мире". Уважаемые участники конференции, несомненно, вы узнаете много нового в течение этого урока. Большое количество информации трудно запомнить сразу, поэтому прошу Вас открыть тетради, записать тему урока и в течение каждого выступления делать необходимые для Вас заметки по всем изученным видам симметрии. В конце урока Вас ждет небольшой тест.
II. Актуализация знаний учащихся.(10 мин)
С понятием симметрии мы с вами знакомились в курсе математики 6 класса и изучали понятия осевой и центральной симметрии. Для вас приготовлен сюрприз - это ваши первые творческие работы, которые были связаны с темой сегодняшнего урока. Все показать невозможно, но некоторые сегодня посмотрим. ( демонстрация работ «Узнай чья работа»)
Слово "симметрия" - греческое, оно означает "соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей". Его широко используют все без исключения направления современной науки.
Об этой закономерности задумывались многие великие люди. Например, Л. Н. Толстой говорил: "Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия понятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано?". Действительно симметричность приятна глазу. Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными; или творениями человека: зданиями, техникой, - всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии.
Герман Вейль сказал: "Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство". Герман Вейль - это немецкий математик. Его деятельность приходится на первую половину ХХ века. Именно он сформулировал определение симметрии, установил по каким признакам усмотреть наличие или, наоборот, отсутствие симметрии в том или ином случае. Таким образом, математически строгое представление сформировалось сравнительно недавно - в начале ХХ века. Оно достаточно сложное. Мы же обратимся и еще раз вспомним те определения, которые даны нам в учебнике.
Презентация « Виды симметрии», выступает группа теоретиков. По ходу выступления, учащиеся делают записи в тетрадях.
О каком новом виде симметрии вы услышали?
Ежедневно каждый из нас по нескольку раз в день видит отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаём вопросов, не делаем открытий. И только философы и математики не теряют способности удивляться. Немецкий философ Иммануил Кант говорил о зеркальном отражении так: «Что может быть более похоже на мою руку или на моё ухо, чем их собственное отражение в зеркале? И всё же руку, которую я вижу в зеркале, нельзя поставить на место постоянной руки…»
III. Выступление ботаников - биологов. Презентация «Симметрия в природе»(10 мин)
Прежде чем познакомить Вас с результатами нашего исследования, мы представим вам науку Ботанику.
Ботаника - наука о растениях. Она охватывает огромный круг проблем: их систематику; развитие в течение геологического времени; возможности хозяйственного использования растений; закономерности внешнего и внутреннего строения растений.
Наше исследование было направлено на выявление примеров симметрии в растениях, то есть мы занимались последней из этих проблем - проблемой поиска закономерностей внешнего строения растений.
Этот вопрос возник ещё в 5 веке до н. э. На явление симметрии в живой природе обратили внимание в Древней Греции пифагорейцы в связи с развитием ими учения о гармонии. В 19 веке появлялись отдельные работы, касающиеся этой темы. А в 1961 году как результат многовековых исследований, посвященных поиску красоты и гармонии окружающей нас природы, появилась наука биосимметрика.
Для представления итогов нашей работы мы выбрали растения, произрастающие в нашей местности. Это сделано для того, чтобы ещё раз обратить ваше внимание на бережное отношение к окружающей нас природной красоте.
Начнем с показа примеров осевой симметрии в ботанике.
Рассмотрим, как связаны животный мир и симметрия. Сначала расскажем, что же такое зоология и чем эта наука занимается. Её предмет - изучение животного мира и именно строения и деятельности тела животных, их развития, распределения по земле и отношений к окружающей (животной и мертвой) природе. Конечная цель ее - выяснение законов, управляющих явлениями животного мира, объяснение с их помощью происхождение современного мира животных и установление естественной системы животных.
Существует множество таких законов и один из них это закон симметрии. Как мы знаем, на плоскости существует два вида симметрии: осевая и центральная. Наше исследование заключалось в поиске примеров этих двух видов симметрии в животном мире.
Начнём с осевой симметрии. По нашим наблюдениям, она присуща большому количеству видов животных. Мы остановили свой выбор на тех животных, которые обитают в нашем крае, чтобы ещё раз подчеркнуть необходимость заботливого отношения к братьям нашим меньшим.
Выводы:
-
По нашим наблюдениям, в любом растении можно найти какую-то его часть, обладающую осевой или центральной симметрией. Это могут быть листья, цветы, стебли, стволы деревьев, плоды, и более мелкие части, такие как сердцевина цветка, пестик, тычинки и другие.
Осевая симметрия присуща различным видам растений и грибам, и их частям.
Центральная симметрия наиболее характерна для плодов растений и некоторых цветов.
Симметрию живого существа определяет направление его движения. Для живых существ, для которых ведущим направлением является направление движения "вперед", наиболее характерна осевая симметрия. Так как в этом направлении животные устремляются за пищей и в этом же спасаются от преследователей. А нарушение симметрии привело бы к торможению одной из сторон и превращению поступательного движения в круговое.
Центральная симметрия чаще встречается в форме животных, обитающих под водой.
Асимметрию можно наблюдать примере простейших животных
Дополнительный материал, приведённый учителем:
Почему в природе господствует симметрия?
Причина - сила тяготения, действием силы тяготения или отсутствием таковой объясняется то, что космические тела, плавающие во вселенной, и микроорганизмы, взвешенные в воде, обладают высшей формой симметрии - сферической (при любом повороте относительно центра фигура совпадает сама с собой). Пример - планеты Земля, Луна и другие. Все организмы, растущие в прикреплённом состоянии (деревья) или животные, для которых сила тяжести является решающей, обладают осевой симметрией, если кроме силы тяжести действует другие силы ( в воде) животные и растение могут обладать центральной симметрией. Если на животных действует коме направления силы тяжести направление движения, то такие животные имеют плоскость симметрии, которую биологи называют билатеральной.
IV. Выступление архитекторов. Презентация «Симметрия в архитектуре».(5 мин)
Архитектура - удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника, искусство. Только соразмерное, гармоничное сочетание этих начал делает возводимое человеком сооружение памятником архитектуры. Архитектурный облик здания архитектор создает с помощью строительного материала, образ же его созидается творческим мышлением. Одним из художественных средств, которые он использует, является композиция здания. От неё в первую очередь зависит впечатление, которое оставляет архитектурное сооружение. В искусстве симметрия играет огромную роль, многие шедевры архитектуры обладают симметрией. При этом обычно имеется в виду зеркальная симметрия. Термин "симметрия" в разные исторические эпохи использовался для обозначения разных понятий. Рассматривая симметрию в архитектуре, нас будет интересовать геометрическая симметрия - симметрия формы как соразмерность частей целого. Замечено, что при выполнении определенных преобразований над геометрическими фигурами, их части, переместившись в новое положение вновь будут образовывать первоначальную фигуру. Симметричные объекты обладают высокой степенью целесообразности - ведь симметричные предметы обладают большей устойчивостью и равной функциональностью в разных направлениях. Все это привело человека к мысли, что чтобы сооружение было красивым оно должно быть симметричным. Симметрия использовалась при сооружении культовых и бытовых сооружений в Древнем Египте.
Асимметрия - один из приемов ландшафтной архитектуры, который строится по закону динамического равновесия разнородных частей и предусматривает их контрастное сочетание по форме, высоте, колориту и освещенности.
Выводы:
1) принципы симметрии является основополагающими для любого архитектора, но вопрос о симметрии или асимметрии каждый архитектор решает по разному. Асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию симметричных элементов.
2) Удачное решение определяется талантом зодчего, его художественными вкусом и его пониманием прекрасного.
V. Выступление группы художников. Демонстрация своих картин. Презентация(5 мин)
Изобразительное искусство так же нельзя представить без симметрии. В произведениях искусства примитивных цивилизаций и древней живописи, в средневековых религиозных картинах была широко представлена зеркальная симметрия. Композиция таких картин скучна, поскольку симметрия слишком уж очевидна. Ну а мы представляем сегодня работы наших хужожников.
Принцип симметрии используется в построении орнамента. Орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия и т.д.) Демонстрация моделей(выставка).
Бордюр - периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте ( обои). Любой бордюр обладает переносной симметрией.
VI. Итоги конференции.(2-3 мин)
Итак, наша конференция подошла к концу. Попробуем подвести итоги. Вы прослушали сообщения исследовательской работы всех четырех групп. Выступление какой группы вам очень понравилось и почему? Чья работа заслуживает продолжения и представления на научно-практической конференции?
Мы увидели сегодня на уроке , что симметрия - это не только математическое понятие. Его заимствовали из природы. А так как человек - это часть природы, то человеческое творчество во всех его проявлениях тяготеет к симметрии. Симметрия в живой природе: в животном и растительном мире - передается генетически из поколения в поколение.
Роль симметрии очень велика и мы можем сказать словами классика современного естествознания, мыслителя Владимира Ивановича Вернадского "Принцип симметрии охватывает все новые и новые области…"
VII. Устное решение задач на готовых моделях. (5 мин)
-Выбрать фигуры, имеющие - 1)центр симметрии, 2)ось симметрии, 3) провести все оси симметрии у квадрата, прямоугольника, ромба, круга.
-При изучении какой темы на уроках алгебры мы использовали осевую и центральную симметрии?
VIII. Итог урока - тест.
Итак, наш урок подходит к концу. Каждый из Вас получит отметку, которая будет складываться из трёх составляющих: ваша активность на уроке, ваш вклад при подготовке к конференции и результат теста.
Вы узнали много нового и, несомненно, по-другому будете смотреть на окружающий нас мир.
Задание: для каждого № определить, каким видом симметрии он обладает.
X. Домашнее задание: сделать бордюр-трафарет для кабинетов, работаете в группе, срок выполнения до 1 мая.
П.47,Вопросы 16-20 стр.115, №441,44
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Урок геометрии в 8 классе
по теме:
«Осевая и центральная симметрия»
Степанова Л.А., учитель математики
город Набережные Челны 2014 год