Одна из форм работы, побуждающей к волевой активности

Несмотря на новации, активно внедряемые образовательными учреждениями, слабоуспевающие ученики в школе были, есть и, к сожалению, будут. Причин этому множество, но одной из наиболее частых можно считать  недостаточную  сформированность у учащихся волевых качеств – целеустремлённости, настойчивости, самостоятельности. Отсутствие этих качеств ведёт к недостаточному развитию интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной  сфер индивидуальности, что не может не сказаться на успешности ребёнка в уро...
Раздел Математика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.И.Филатова

МАОУ СОШ №7, г.Калининград

Одна из форм работы, побуждающей к волевой активности

Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Универсальные учебные действия подразделяют на личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Несмотря на новации, активно внедряемые образовательными учреждениями, слабоуспевающие ученики в школе были, есть и, к сожалению, будут. Причин этому множество, но одной из наиболее частых можно считать недостаточную сформированность у учащихся волевых качеств - целеустремлённости, настойчивости, самостоятельности. Отсутствие этих качеств ведёт к недостаточному развитию интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сфер индивидуальности, что не может не сказаться на успешности ребёнка в урочной и внеурочной деятельности.

Одним из путей решения данного вопроса я выбрала применение уровневой дифференциации при формировании универсальных учебных действий, в частности, использование в работе парной и групповой работы.

Считаю, что в малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри малой группы он может высказывать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Консультантов-координаторов групп и сам их состав подбираю по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Организовав работу учащихся в группах, можно интереснее проводить тематические зачёты. Например, зачет по теме «Перпендикулярность плоскостей» в 10-м классе. На зачёт, помимо теоретических вопросов, были вынесены 12 задач по данной теме. Класс разделился на пары по принципу «сильное звено - слабое звено», и в течение 15 минут ученики работали над решением этих задач, причём заранее было условлено, что результат работы представляет более слабый ученик. Ответственность за результат пары побуждала к активной познавательной деятельности каждого её участника, при этом помогающий ученик получал не меньшую пользу от этой работы, чем ученик слабый, поскольку его знания были актуализированы, конкретизированы, приобретали гибкость, были закреплены именно при объяснении своему однокласснику.

При представлении результата отвечающий должен был не только объяснить решение задачи, но и ответить на довольно сложные вопросы оппонентов - своих одноклассников.

В итоге в рамках обычного урока учащиеся рассмотрели решение 12 задач, услышали грамотную математическую речь, сильные учащиеся дополнительно закрепили материал, слабые, проявив волевые качества, совместными усилиями достигли необходимого уровня изучения данной темы. Учащиеся проводили перманентную оценку своей деятельности, при этом урок носил положительную эмоциональную окраску. Стоит заметить, что в ходе работы формировались коммуникативные качества: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, а также речевые умения: умение высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи.

Подобная работа способствует достижению учащимися таких личностных и метапредметных результатов, как сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.



  1. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3.

  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. eidos.ru/journal/2002/0423.htm

  3. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. - 2005. - Ст. 1212



© 2010-2022