- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по математике на тему Обыкновенные дроби, урок закрепление изученных знаний (5 класс)
Конспект урока по математике на тему Обыкновенные дроби, урок закрепление изученных знаний (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Леонова Н.В. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по математике в 5 классе на конкурс «Мастер - класс»
«Обыкновенные дроби».
Цели урока: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению математики, сформировать у них желание самостоятельно заниматься предметом.
Задачи:
-
усвоение особенностей сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
-
научить учащихся мыслить логически, быстро, думать и принимать правильное решение;
-
развивать интерес учащихся к изучаемому предмету;
-
эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: презентация, карточка, наглядность, учебники, тетради.
Ход урока:
Учитель объявляет тему, цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске:
Без знания дробей никто не может
признаваться знающим математику!
-
Игра «Кто скорее, кто вернее» (устный счет).
Правило игры: класс делится на 3 команды (по рядам), отвечает тот ученик - член команды, который первым поднимет руку. При правильном ответе принесет команде 1 балл.
-
сравнить: и 1 и и
и 1 0 и и и 1 и .
-
назвать дроби в порядке возрастания: ,
Как называются эти дроби? (правильные)
Какая дробь наименьшая? (у которой знаменатель больше) ,,
-
назвать дроби в порядке возрастания:
Какая дробь наименьшая? (у которой знаменатель больше)
Как называются эти дроби? (неправильные)
-
перевести:
в метры: 4 дм, 33 дм, 20 см, 19дм, 91см, 10дм, 2см (1м,)
в часы: 30 мин, 15 мин, 45 мин, 120с, 34мин, 78с, 10с (,,,,,,)
в килограммы: 250г, 2т, 28г, 352г, 35т, 988г, 100г
(, 2000кг, , , 35000кг, , )
-
История возникновения дробей
Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времен появилась потребность измерять длину, площадь, объем, время и другие величины. Результат измерения не всегда удается выразить натуральным числом. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби.
Дроби в Древнем Египте
Первая дробь, с которой познакомились люди, была, наверное, половина. За ней последовали …, затем … и т.д., т.е. единичные или основные дроби. У них числитель всегда единица. Египтяне выражали любую дробь в виде суммы только основных дробей. Если, например, в результате измерения получалось дробное число , то для египтян оно представлялось в виде суммы единичных дробей:
Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стебля крупных тропических растений - папирус. В папирусе Ахмеса имеются таблицы для представления некоторых дробей в виде суммы единичных дробей.
Дроби в Древнем Риме
У древних римлян асс служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Если асс делить на 12 равных частей, то получается унций. Со временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские двенадцатеричные дроби, т.е. дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо римляне говорили «одна унция», - «пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции - третью, шесть унций - половиной.
Дроби в Древней Греции
В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним - числитель дроби. Например, означало три пятых.
Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями.
Дроби на Руси
Дроби в Древней Руси называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:
- половина, полтина, - треть,
- четь, - полтреть,
- полчеть, - полполтреть,
- полполчеть, - полполполтреть (малая треть),
- полполполчеть (малая четь), - пятина,
- седьмина, - десятина.
-
Игра «Ромашка» на повторение теоретического материала.
Правило игры: на лепестках ромашки написаны задания-вопросы. Нужно по очереди участником каждой команды открыть лепесток, прочитать задание и ответить на него. Правильный ответ - очко команде, при неверном ответе право ответа переходит команде, если ответа нет или он неверен, то право ответа переходит к другой команде.
Вопросы на лепестках:
-
Что показывают знаменатель и числитель дроби? (знаменатель - на сколько частей разделено, числитель - сколько частей взято)
-
Какая дробь равна единице? (в которой числитель равен знаменателю)
-
Какая дробь называется правильной? (в которой числитель меньше знаменателя)
-
Какая из двух дробей с равными знаменателями меньше? (та, у которой числитель меньше)
-
Какая дробь называется неправильной? (та, у которой знаменатель больше числителя)
-
Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше? (та, у которой числитель больше)
-
Сравни с единицей правильную дробь? (меньше единицы)
-
Как из одной дроби вычесть другую, если знаменатели одинаковые? (из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, знаменатель оставить прежним)
-
Какая дробь больше единицы? (неправильная)
-
Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? (числители складывают, знаменатель оставляют тем же)
-
Дроби какого вида называются основными, единичными дробями? (числитель всегда единица)
-
Какая основная единица измерения массы древних римлян? (асс)
-
Что такое унция? (одна 12 от асс)
-
Как назывались дроби в древней Руси? (доля или ломанное число)
-
Какой дроби соответствует малая треть в древней Руси? ()
-
Шуточная задача. (за правильны ответ команда получает 5 баллов)
1) Клоун, чтобы посмешить публику сказал, что рост у него км, а вес т. Публика смеялась: всем было ясно, что клоун выбрал неподходящие единицы длины и массы. Скажите, каков рост клоуна в см и каков его вес в кг?
(Ответ: 100000 см : 5000 * 9 = 180 см, 1000 кг : 25 * 2 = 80 кг)
2) Клоун предложил кому-нибудь из публики поиграть с ним в такую игру. Он называет дробь. Игрок из публики называет меньшую дробь. Затем клоун называет еще меньшую дробь, игрок из публики - еще меньшую и т.д. Выигрывает тот, кто называет дробь, меньше которой уже дробей нет? Можно ли выиграть в такой игре? (нет, их бесконечно много)
-
Игра «Лучший счетчик».
Правило игры: команде выдается листок с примерами. Каждый участник решает один пример и передает дальше. Второй участник, используя ответ предыдущего игрока, решает свой пример и т.д. Команда, закончившая задание первой и получившая при этом правильный ответ получает 3 балла. Команда, закончившая второй, получает 1 балл.
Подведение итогов урока: подсчет очков каждой команды, определение победителя (победившая команда «5», команда, занявшая второе место «4», третье место «3»)
-
Домашнее задание: придумать задачу на сложение и вычитание обыкновенных дробей.
5