Урок по теме Квадратные уравнения

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: квадратные уравнения.

ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать, обобщить и расширить знания и умения учащихся по теме; формировать вычислительные навыки, способствовать формированию у учащихся желания и потребности обобщения изучаемых фактов; развивать самостоятельность и творчество; прививать любовь к предмету.

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок- соревнование

ОБОРУДОВАНИЕ: тест «Квадратные уравнения», карточки для самостоятельной работы; таблицы, опорный конспект

ЭПИГРАФ

Посредством уравнений, теорем Я уйму всяких разрешил проблем

ГОСЕР

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Слово учителя

В классе выбираем 2 команды «Дискриминант» и «Корень» и 2 группы болельщиков.

В каждой команде выбираем капитана. В каждой группе выбираем ведущего.

Слово ведущего.

Чтобы найти все множество корней,

Дискриминант ты вычислить сумей.

Нужно только очень постараться:

В квадрат минус 4ас Быстро мы тепер находим:

Минус в плюс-минус Д под корнем,

Делим на 2а - и будь таков!

Уравнения ответ готов!

  1. Разминка команд. Тест «Квадратные уравнения»

Каждый участник получает лист с вопросами теста.

ЗАДАНИЯ ТЕСТА
В-1

  1. Квадратным уравнением называется уравнение вида , где а, b, с- числа, а Урок по теме Квадратные уравнения

, х - ....

  1. Уравнение хУрок по теме Квадратные уравнения = а, где a >0 , имеет корни: xУрок по теме Квадратные уравнения = , xУрок по теме Квадратные уравнения =....

  2. Уравнения ахУрок по теме Квадратные уравнения = 0, где аУрок по теме Квадратные уравнения0, называется квадратным уравнением.

  3. Уравнение ахУрок по теме Квадратные уравнения+bх =0, где а =0, b =0 называется квадратным уравнением.

5. Если ахУрок по теме Квадратные уравнения+bх+с=0 квадратное уравнение (аУрок по теме Квадратные уравнения0) , то b называют …… коэффициентом.

6. Корни квадратного уравнения ахУрок по теме Квадратные уравнения+bх+с=0 вычисляют по формуле xУрок по теме Квадратные уравнения=Урок по теме Квадратные уравнения

7. Приведенное квадратное уравнение хУрок по теме Квадратные уравнения+рх +g =0 совпадает с уравнением общего вида, в котором а =...., b=…, с =....

8. Если xУрок по теме Квадратные уравнения и xУрок по теме Квадратные уравнения- корни уравнения хУрок по теме Квадратные уравнения+рх +g =0, то справедливы формулы xУрок по теме Квадратные уравнения+ xУрок по теме Квадратные уравнения =…

xУрок по теме Квадратные уравнения* xУрок по теме Квадратные уравнения=…..

В-II



1. Если ахУрок по теме Квадратные уравнения+bх+с=0 квадратное уравнение, то a называют …… коэффициентом, c - …. членом.

2. Уравнение хУрок по теме Квадратные уравнения=а, где а <0 не имеет ……

3. Уравнение вида ахУрок по теме Квадратные уравнения+с =0, где аУрок по теме Квадратные уравненияО, сУрок по теме Квадратные уравнения0 называют ……… квадратным уравнением.

4. Корни квадратного уравнения ахУрок по теме Квадратные уравнения +bх +с =0 вычисляют по формулам

Урок по теме Квадратные уравнения Урок по теме Квадратные уравнения

5. Квадратное уравнение ахУрок по теме Квадратные уравнения+bх+с=0 имеет два различных действительных корня, если

bУрок по теме Квадратные уравнения-4ac….

6. Квадратное уравнение вида xУрок по теме Квадратные уравнения+px+g=0 называется …..

7. Сумма корней приведеного квадратного уравнения равна коэффициенту,

взятому с знаком, произведения корней равно члену.

8. Если таковы р, g, xУрок по теме Квадратные уравнения , xУрок по теме Квадратные уравнения, что xУрок по теме Квадратные уравнения+ xУрок по теме Квадратные уравнения= -р, xУрок по теме Квадратные уравнения* xУрок по теме Квадратные уравнения= ….. , то xУрок по теме Квадратные уравнения и xУрок по теме Квадратные уравнения- корни уравнения.

После заполнения пропусков тексты собираются на проверку.

III. Блицтурнир.

  1. Определить вид уравнения. Какие из уравнений этой группы являются лишними?

Команда I

Команда II

А) 1. 3хУрок по теме Квадратные уравнения-х=0

Б) 1. хУрок по теме Квадратные уравнения-9х+18=0

2. хУрок по теме Квадратные уравнения-9=0

2. 5хУрок по теме Квадратные уравнения-8х-4=0

3. 3хУрок по теме Квадратные уравнения-5х+2=0

3. хУрок по теме Квадратные уравнения-х-6=0

4. 3хУрок по теме Квадратные уравнения=0

4. хУрок по теме Квадратные уравнения+4х+4=0

Ответы:





А) 3 - лишнее, так как это полное квадратное уравнение 1,2,4- неполные квадратные уравнения

Б) 2 - лишнее, так как это уравнение общего вида 1, 3, 4 - приведенные квадратные уравнения

  1. Не решая уравнения, найти корни

Команда I

Команда II

  1. х (х+0,2)=0

  2. (х-3)(х+9)=0

  3. хУрок по теме Квадратные уравнения-4х=0

  4. 3,7хУрок по теме Квадратные уравнения=0

  5. 16хУрок по теме Квадратные уравнения-1=0

  1. (х-0,3)х=0

  2. (х-4)(х+10)=0

  3. 16хУрок по теме Квадратные уравнения-9=0

  4. 0,03хУрок по теме Квадратные уравнения=0

  5. хУрок по теме Квадратные уравнения-5х=0

2. Какие из уравнений не имеют корней?





Команда I

Команда II

1. 25-хУрок по теме Квадратные уравнения=0

1. 7хУрок по теме Квадратные уравнения+4=0

2. (х-2)Урок по теме Квадратные уравнения=0

2. (х-2)Урок по теме Квадратные уравнения+3=0

3. (х-1)Урок по теме Квадратные уравнения+6=0

3. хУрок по теме Квадратные уравнения+8=0

4. хУрок по теме Квадратные уравнения-7=0

4. (х-5)Урок по теме Квадратные уравнения=0

5. хУрок по теме Квадратные уравнения+3=0

5. хУрок по теме Квадратные уравнения-3=0

6. (-3х)Урок по теме Квадратные уравнения+0,2=0

6. (-5х)Урок по теме Квадратные уравнения+0,4=0





  1. Кто первый?

Задание командам.

  1. Найти дискриминант и определить число корней:

а). 4х+4хУрок по теме Квадратные уравнения+1=0

б). Урок по теме Квадратные уравнения-22х-15=0

в). Урок по теме Квадратные уравнения=-3а+1

г). Урок по теме Квадратные уравнения=-3х-1

  1. Решите уравнения

а). хУрок по теме Квадратные уравнения-6х+8=0

б). Урок по теме Квадратные уравнения-8х-4=0

в). (х+3) Урок по теме Квадратные уравнения=2х+6

г). Урок по теме Квадратные уравнения

д). 3х(5х+3)=2х(6х+5)+2

  1. Конкурс болельщиков.

1 . Как можно решить приведенное квадратное уравнение?

  1. Сформулировать теорему Виета. Использование таблицы.

Урок по теме Квадратные уравненияУрок по теме Квадратные уравнения xУрок по теме Квадратные уравнения+px+g=0

xУрок по теме Квадратные уравнения+ xУрок по теме Квадратные уравнения= -р

xУрок по теме Квадратные уравнения* xУрок по теме Квадратные уравнения= g


  1. Как используется теорема Виета при решении квадратного уравнения общего вида ахУрок по теме Квадратные уравнения+bх+с=0, аУрок по теме Квадратные уравнения0 Использование таблицы


ахУрок по теме Квадратные уравнения+bх+с=0, аУрок по теме Квадратные уравнения0

хУрок по теме Квадратные уравнения+Урок по теме Квадратные уравнениях+Урок по теме Квадратные уравнения=0

Урок по теме Квадратные уравнения



ГИМН ТЕОРЕМЫ ВИЕТА

По праву достойна в стихах батъ воспета
О свойствах корней теорема Виета
Что лучше, скажи, постоянства такого:

Умножишь ты корни - и дробь уж готова?

В числителе с, в знаменателе а,

А сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь, что за беда!

В числителе в, а в знаменателе а.



Назовите коэффициенты в каждом уравнении и найдите сумму коэффициентов.

Таблица 1.

1) хУрок по теме Квадратные уравнения-5х+1=0

2) 9хУрок по теме Квадратные уравнения-6х+10=0

3) хУрок по теме Квадратные уравнения+ 2х - 2=0

4) хУрок по теме Квадратные уравнения-3х - 1=0

5) хУрок по теме Квадратные уравнения+ х - 2=0

6) хУрок по теме Квадратные уравнения+ 2х -3=0

7) хУрок по теме Квадратные уравнения-3х+2=0

8) 5хУрок по теме Квадратные уравнения-8х+3=0


1) 1 - 5 + 1=-3

2) 9-6+10=13

3) 1+ 2 - 2=1

4) 1-3 - 1=-3

5) 1+ 1 - 2=0

6) 1+ 2 -3=0

7) 1-3+2=0

8) 5-8+3=0



Закономерность (уравнение № 5 - 8)

  1. первый корень 1;

  2. второй корень с или Урок по теме Квадратные уравнения

  3. сумма коэффициентов равна 0

Итак, корни в уравнениях № 5-8 равны:

  1. хУрок по теме Квадратные уравнения= 1, хУрок по теме Квадратные уравнения = -2

  2. хУрок по теме Квадратные уравнения= 1, хУрок по теме Квадратные уравнения = -3

  3. хУрок по теме Квадратные уравнения = 1, хУрок по теме Квадратные уравнения = 2

  4. хУрок по теме Квадратные уравнения = 1, хУрок по теме Квадратные уравнения = Урок по теме Квадратные уравнения

  5. Вывод. Если в уравнении аxУрок по теме Квадратные уравнения+bx+с=0, а+b+с=0 то один из корней равен 1, а второй Урок по теме Квадратные уравнения; если а-b+с =0, то хУрок по теме Квадратные уравнения= -1, хУрок по теме Квадратные уравнения = -Урок по теме Квадратные уравнения

Вывешивается таблица:


аxУрок по теме Квадратные уравнения+bx+с=0

а+b+с=0

хУрок по теме Квадратные уравнения= 1, хУрок по теме Квадратные уравнения = Урок по теме Квадратные уравнения

если a=1 то

хУрок по теме Квадратные уравнения= 1, хУрок по теме Квадратные уравнения = с


аxУрок по теме Квадратные уравнения+bx+с=0

а - b+с=0

хУрок по теме Квадратные уравнения= -1, хУрок по теме Квадратные уравнения = -Урок по теме Квадратные уравнения

если a=1 то

хУрок по теме Квадратные уравнения= 1, хУрок по теме Квадратные уравнения = -с



Каждая команда и болельщики выполняют задания под девизом «Оперативно и быстро».

Задание. Найти корни.


Команда 1

хУрок по теме Квадратные уравнения+23х - 24=0


Урок по теме Квадратные уравнения+х - 3=0

-5хУрок по теме Квадратные уравнения+4,4х + 0,6=0

хУрок по теме Квадратные уравнения+5х + 4 =0

Урок по теме Квадратные уравнения+5х + 3 =0


Ответы

хУрок по теме Квадратные уравнения= 1, хУрок по теме Квадратные уравнения = -24

хУрок по теме Квадратные уравнения= 1, хУрок по теме Квадратные уравнения =-Урок по теме Квадратные уравнения

хУрок по теме Квадратные уравнения= 1, хУрок по теме Квадратные уравнения =-0,12

хУрок по теме Квадратные уравнения= -1, хУрок по теме Квадратные уравнения = -4

хУрок по теме Квадратные уравнения= -1, хУрок по теме Квадратные уравнения =-Урок по теме Квадратные уравнения




Закономерность таблицы 2 (уравнения 1-4)

Урок по теме Квадратные уравнения-х-6=0

хУрок по теме Квадратные уравнения+3х+2=0

Урок по теме Квадратные уравнения-3х - 5=0

хУрок по теме Квадратные уравнения-4х - 5=0

a-b+c

5+1-6=0

1-3+2=0

2+3-5=0

1+4-5=0


  1. первый корень - 1

  2. второй корень - c, или - Урок по теме Квадратные уравнения

  3. a-b+c=0

Итак, корни в равнения №1-№4

  1. хУрок по теме Квадратные уравнения= -1, хУрок по теме Квадратные уравнения = Урок по теме Квадратные уравнения

  2. хУрок по теме Квадратные уравнения= -1, хУрок по теме Квадратные уравнения = -2

  3. хУрок по теме Квадратные уравнения= -1, хУрок по теме Квадратные уравнения = Урок по теме Квадратные уравнения

  4. хУрок по теме Квадратные уравнения= -1, хУрок по теме Квадратные уравнения = 5


  1. Не решая уравнения хУрок по теме Квадратные уравнения- 6х+5=0, найти:

  1. сумму корней

  2. произведение корней

  3. квадрат суммы корней

  4. удвоенное произведение

5. Урок по теме Квадратные уравнения

6. подобрать корни

5. Найти сумму и произведение корней следующих уравнений (хУрок по теме Квадратные уравнения+ хУрок по теме Квадратные уравнения, хУрок по теме Квадратные уравнения* хУрок по теме Квадратные уравнения)

хУрок по теме Квадратные уравнения+х-6=0

хУрок по теме Квадратные уравнения- 9х+14=0

Урок по теме Квадратные уравнения-5х+18=0

3хУрок по теме Квадратные уравнения+15х+1=0

6. Составить приведенное квадратное уравнение, если известны его корни: хУрок по теме Квадратные уравнения= -3, хУрок по теме Квадратные уравнения = 1

хУрок по теме Квадратные уравнения= -3, хУрок по теме Квадратные уравнения =1, хУрок по теме Квадратные уравнения+ хУрок по теме Квадратные уравнения =-3+1=-2, p=-( хУрок по теме Квадратные уравнения+ хУрок по теме Квадратные уравнения)=2

хУрок по теме Квадратные уравнения* хУрок по теме Квадратные уравнения = g, хУрок по теме Квадратные уравнения* хУрок по теме Квадратные уравнения = -3, g=-3

x+px+g=0


x+2x-3=0



Подведение итогов.

  1. Конкурс капитанов.

1. При каких значениях а можно представить в виде квадрата двучлена выражение?

А) хУрок по теме Квадратные уравнения+ах+9

7

Б) двучлен 2аУрок по теме Квадратные уравнения-1,6а равен трехчлену 1,8аУрок по теме Квадратные уравнения+0,4а+5

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Мы с вами решали квадратные уравнения различными способами: выделением квадрата двучлена (на первых уроках); по формуле корней; с помощью теоремы Виета - и каждый раз убеждались в том, что уравнение можно решить легче и быстрее. Сегодня мы вспомним еще один способ решения квадратных уравнений, который позволяет устно и быстро находить корни квадратного уравнения.

  1. Конкурс «Экскурсия в историю»

История возникновения квадратных уравнений.

  1. Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени, еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики.

Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. в Вавилоне.

Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятия отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.

  1. Квадратные уравнения в Индии.

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499г. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач.

Вот одна из задач знаменитого индийского математика Хвист. Бхаскары:

Обезьянок резвых стая,

Всласть поевши, развлекалась
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась
А 12 по лианам
Стали прыгать, повисая.

Сколько было обезьянок,

Ты скажи мне, в этой стае?

Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знаком с двузначностью корней квадратных уравнений Урок по теме Квадратные уравнения

  1. Квадратные уравнения в Европе XIII - XVII в.в.

Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной 1202г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи.

Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы.

Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду хУрок по теме Квадратные уравнения+bх=с было сформулировано в Европе лишь в 1544г. Штифелем.

Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни.

Итальянские математики XVI в. учитывают, помимо положительных и отрицательные корни. Лишь в XVII в.благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

  1. Награждение победителей.

  2. Домашнее задание

Выучить §20,22

Решить № 1022, 1032

© 2010-2022