- Преподавателю
- Математика
- Урок по теме Квадратные уравнения
Урок по теме Квадратные уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Партанская Г.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТЕМА УРОКА: квадратные уравнения.
ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать, обобщить и расширить знания и умения учащихся по теме; формировать вычислительные навыки, способствовать формированию у учащихся желания и потребности обобщения изучаемых фактов; развивать самостоятельность и творчество; прививать любовь к предмету.
ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок- соревнование
ОБОРУДОВАНИЕ: тест «Квадратные уравнения», карточки для самостоятельной работы; таблицы, опорный конспект
ЭПИГРАФ
Посредством уравнений, теорем Я уйму всяких разрешил проблем
ГОСЕР
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Слово учителя
В классе выбираем 2 команды «Дискриминант» и «Корень» и 2 группы болельщиков.
В каждой команде выбираем капитана. В каждой группе выбираем ведущего.
Слово ведущего.
Чтобы найти все множество корней,
Дискриминант ты вычислить сумей.
Нужно только очень постараться:
В квадрат минус 4ас Быстро мы тепер находим:
Минус в плюс-минус Д под корнем,
Делим на 2а - и будь таков!
Уравнения ответ готов!
-
Разминка команд. Тест «Квадратные уравнения»
Каждый участник получает лист с вопросами теста.
ЗАДАНИЯ ТЕСТА
В-1
-
Квадратным уравнением называется уравнение вида , где а, b, с- числа, а
, х - ....
-
Уравнение х = а, где a >0 , имеет корни: x = , x =....
-
Уравнения ах = 0, где а0, называется квадратным уравнением.
-
Уравнение ах+bх =0, где а =0, b =0 называется квадратным уравнением.
5. Если ах+bх+с=0 квадратное уравнение (а0) , то b называют …… коэффициентом.
6. Корни квадратного уравнения ах+bх+с=0 вычисляют по формуле x=
7. Приведенное квадратное уравнение х+рх +g =0 совпадает с уравнением общего вида, в котором а =...., b=…, с =....
8. Если x и x- корни уравнения х+рх +g =0, то справедливы формулы x+ x =…
x* x=…..
В-II
1. Если ах+bх+с=0 квадратное уравнение, то a называют …… коэффициентом, c - …. членом.
2. Уравнение х=а, где а <0 не имеет ……
3. Уравнение вида ах+с =0, где аО, с0 называют ……… квадратным уравнением.
4. Корни квадратного уравнения ах +bх +с =0 вычисляют по формулам
5. Квадратное уравнение ах+bх+с=0 имеет два различных действительных корня, если
b-4ac….
6. Квадратное уравнение вида x+px+g=0 называется …..
7. Сумма корней приведеного квадратного уравнения равна коэффициенту,
взятому с знаком, произведения корней равно члену.
8. Если таковы р, g, x , x, что x+ x= -р, x* x= ….. , то x и x- корни уравнения.
После заполнения пропусков тексты собираются на проверку.
III. Блицтурнир.
-
Определить вид уравнения. Какие из уравнений этой группы являются лишними?
Команда I
Команда II
А) 1. 3х-х=0
Б) 1. х-9х+18=0
2. х-9=0
2. 5х-8х-4=0
3. 3х-5х+2=0
3. х-х-6=0
4. 3х=0
4. х+4х+4=0
Ответы:
А) 3 - лишнее, так как это полное квадратное уравнение 1,2,4- неполные квадратные уравнения
Б) 2 - лишнее, так как это уравнение общего вида 1, 3, 4 - приведенные квадратные уравнения
-
Не решая уравнения, найти корни
Команда I
Команда II
-
х (х+0,2)=0
-
(х-3)(х+9)=0
-
х-4х=0
-
3,7х=0
-
16х-1=0
-
(х-0,3)х=0
-
(х-4)(х+10)=0
-
16х-9=0
-
0,03х=0
-
х-5х=0
2. Какие из уравнений не имеют корней?
Команда I
Команда II
1. 25-х=0
1. 7х+4=0
2. (х-2)=0
2. (х-2)+3=0
3. (х-1)+6=0
3. х+8=0
4. х-7=0
4. (х-5)=0
5. х+3=0
5. х-3=0
6. (-3х)+0,2=0
6. (-5х)+0,4=0
-
Кто первый?
Задание командам.
-
Найти дискриминант и определить число корней:
а). 4х+4х+1=0
б). 5х-22х-15=0
в). 2а=-3а+1
г). 6х=-3х-1
-
Решите уравнения
а). х-6х+8=0
б). 5х-8х-4=0
в). (х+3) =2х+6
г).
д). 3х(5х+3)=2х(6х+5)+2
-
Конкурс болельщиков.
1 . Как можно решить приведенное квадратное уравнение?
-
Сформулировать теорему Виета. Использование таблицы.
x+px+g=0
x+ x= -р
x* x= g
-
Как используется теорема Виета при решении квадратного уравнения общего вида ах+bх+с=0, а0 Использование таблицы
ах+bх+с=0, а0
х+х+=0
ГИМН ТЕОРЕМЫ ВИЕТА
По праву достойна в стихах батъ воспета
О свойствах корней теорема Виета
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни - и дробь уж готова?
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда!
В числителе в, а в знаменателе а.
Назовите коэффициенты в каждом уравнении и найдите сумму коэффициентов.
Таблица 1.
1) х-5х+1=0
2) 9х-6х+10=0
3) х+ 2х - 2=0
4) х-3х - 1=0
5) х+ х - 2=0
6) х+ 2х -3=0
7) х-3х+2=0
8) 5х-8х+3=0
1) 1 - 5 + 1=-3
2) 9-6+10=13
3) 1+ 2 - 2=1
4) 1-3 - 1=-3
5) 1+ 1 - 2=0
6) 1+ 2 -3=0
7) 1-3+2=0
8) 5-8+3=0
Закономерность (уравнение № 5 - 8)
-
первый корень 1;
-
второй корень с или
-
сумма коэффициентов равна 0
Итак, корни в уравнениях № 5-8 равны:
-
х= 1, х = -2
-
х= 1, х = -3
-
х = 1, х = 2
-
х = 1, х =
-
Вывод. Если в уравнении аx+bx+с=0, а+b+с=0 то один из корней равен 1, а второй ; если а-b+с =0, то х= -1, х = -
Вывешивается таблица:
-
аx+bx+с=0
а+b+с=0
х= 1, х =
если a=1 то
х= 1, х = с
аx+bx+с=0
а - b+с=0
х= -1, х = -
если a=1 то
х= 1, х = -с
Каждая команда и болельщики выполняют задания под девизом «Оперативно и быстро».
Задание. Найти корни.
-
Команда 1
х+23х - 24=0
2х+х - 3=0
-5х+4,4х + 0,6=0
х+5х + 4 =0
2х+5х + 3 =0
Ответы
х= 1, х = -24
х= 1, х =-
х= 1, х =-0,12
х= -1, х = -4
х= -1, х =-
Закономерность таблицы 2 (уравнения 1-4)
5х-х-6=0
х+3х+2=0
2х-3х - 5=0
х-4х - 5=0
a-b+c
5+1-6=0
1-3+2=0
2+3-5=0
1+4-5=0
-
первый корень - 1
-
второй корень - c, или -
-
a-b+c=0
Итак, корни в равнения №1-№4
-
х= -1, х =
-
х= -1, х = -2
-
х= -1, х =
-
х= -1, х = 5
-
Не решая уравнения х- 6х+5=0, найти:
-
сумму корней
-
произведение корней
-
квадрат суммы корней
-
удвоенное произведение
5.
6. подобрать корни
5. Найти сумму и произведение корней следующих уравнений (х+ х, х* х)
х+х-6=0
х- 9х+14=0
2х-5х+18=0
3х+15х+1=0
6. Составить приведенное квадратное уравнение, если известны его корни: х= -3, х = 1
х= -3, х =1, х+ х =-3+1=-2, p=-( х+ х)=2
х* х = g, х* х = -3, g=-3
x+px+g=0
x+2x-3=0
Подведение итогов.
-
Конкурс капитанов.
1. При каких значениях а можно представить в виде квадрата двучлена выражение?
А) х+ах+9
7
Б) двучлен 2а-1,6а равен трехчлену 1,8а+0,4а+5
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Мы с вами решали квадратные уравнения различными способами: выделением квадрата двучлена (на первых уроках); по формуле корней; с помощью теоремы Виета - и каждый раз убеждались в том, что уравнение можно решить легче и быстрее. Сегодня мы вспомним еще один способ решения квадратных уравнений, который позволяет устно и быстро находить корни квадратного уравнения.
-
Конкурс «Экскурсия в историю»
История возникновения квадратных уравнений.
-
Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени, еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики.
Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. в Вавилоне.
Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятия отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
-
Квадратные уравнения в Индии.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499г. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика Хвист. Бхаскары:
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась
А 12 по лианам
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знаком с двузначностью корней квадратных уравнений
-
Квадратные уравнения в Европе XIII - XVII в.в.
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной 1202г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи.
Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы.
Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х+bх=с было сформулировано в Европе лишь в 1544г. Штифелем.
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни.
Итальянские математики XVI в. учитывают, помимо положительных и отрицательные корни. Лишь в XVII в.благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
-
Награждение победителей.
-
Домашнее задание
Выучить §20,22
Решить № 1022, 1032