- Преподавателю
- Математика
- Организация исследовательской деятельности школьников по математике
Организация исследовательской деятельности школьников по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бондарчук В.И. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация исследовательской деятельности школьников по математике: проблемы, опыт работы.
Бондарчук В.И.
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас уже определен конечный результат обучения ребенка в школе - формирование ключевых компетентностей.
В педагогической теории понятие "компетентность" интерпретируется как центральное понятие, которое включает результаты обучения (знания и умения), а также систему ценностных ориентаций.
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта».
Одной из ключевых компетенций современного образования является исследовательская компетенция.
Вопросы формирования исследовательской компетенции, исследовательской культуры сейчас становятся одними из самых востребованных современными педагогами. С этой точки зрения интересны статьи Файн Т.Н., в которых приводится перечень исследовательских умений и навыков по ступеням обучения. Автор этих статей указывает, что процесс обучения, являющийся началам научного исследования, представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия);
• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
• специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Термин «компетенция» имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области - это обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дадут возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем. (Каверина И.И.,2007)
Исследовательское обучение - образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основными характеристиками исследовательского обучения являются:
1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
При использовании исследовательского подхода в общеобразовательном учреждении у педагога могут возникать организационно-содержательные проблемы.
Так как, во-первых, формирование ключевых компетенций требует овладение универсальными приемами для успешной социализации и адаптации учащихся.
Во-вторых, при изменении стандартов и результатов педагогического труда не изменилась традиционная система образования. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости менять систему или целиком (тогда ей должна быть соответствующая замена, уже готовая к внедрению в образовательный процесс, а в настоящее время её нет) или вносить изменения в эту традиционную систему (то есть менять отдельные компоненты).
Традиционная классно - урочная система в современном её состоянии не подходит для полноценной реализации исследования. В одном классе, за одной партой сидят ученики с разными математическими и интеллектуальными способностями, по-разному относящиеся к учебному процессу вообще.
А потому опыт исследовательской работы позволяет сделать заключение о необходимости распределения этапов исследования в различных формах учебной и внеучебной деятельности учащихся: урок, кружковая работа, факультативы, элективные курсы и т.д.
И здесь возникают свои проблемы. Проработав в данном направлении два года, могу сказать, что исследовательская деятельность - это особый вид деятельности, которому необходимо учить как учащихся, создавая условия для формирования устойчивой мотивации к данному виду деятельности, так и учителя.
В идеале занятия по обучению основам исследовательской деятельности необходимо включать в учебный план школы, если же этого не происходит, то перед учителем стоит задача включения данной деятельности в рабочую программу по предмету.
Вопрос о реализации исследовательской деятельности является одним из сложных. В этом процессе должны стать союзниками учителя - предметники, администрация школы, классные руководители, родители и сами учащиеся.
Опыт работы позволил выявить еще одну проблему - предметную. Математика не может носить обособленный характер. В математике на данный момент сложно сделать, пусть даже маленькое, открытие, изобрести что-то новое, особенно с учётом возрастных особенностей, количеством и глубиной накопленных знаний. Поэтому все исследовательские работы учащихся носят межпредметный характер: математика - архитектура, математика - музыка, математика - медицина. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
Для консультационной работы все школьники могут использовать «Агент.ru», ICQ, позволяющие в любое удобное для учащихся время проконсультироваться с преподавателем, одноклассниками да и вообще с любым ученым на одном из научных сайтов.
Порой дети, испытывающие неподдельный интерес к математике, настолько увлекаются другой областью наук, что, представляя свои работы на НОУ, получают рекомендации выступить в другой секции.
На мой взгляд, здесь открывается новое, актуальное направление методики преподавания самой математики.
Второй предметной проблемой является оценка исследовательской работы учащегося. Методика оценки качества результата в этом случае должна быть достаточно проста и ограничена установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку, учитывать, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения (способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции).
Способствовать формированию исследовательской компетенции, на которую нас нацеливают и стандарты среднего и общего образования по ступеням обучения в разделах «Общие учебные умения и навыки, способы деятельности», будет и внеучебная исследовательская деятельность учащихся, направленная на:
- развитие интеллектуальной, эмоциональной, нравственной, познавательной, волевой и др. сфер личности каждого отдельного ученика;
- формирование знаний, опыта практической деятельности, овладение универсальными умениями и навыками в соответствии с индивидуальными возможностями, интересами, потребностями и способностями ученика;
- формирование высокой мотивации учащихся;
- изменение взаимоотношений «учитель - ученик», сотрудничество, возможность побывать в различных ролях;
- возможность для обычных детей раскрыть способности и задатки, ликвидировать пробелы в знаниях, формировать новые знания, универсальные приемы практической деятельности;
- возможное пополнение рядов учёных страны.
Нужно хорошо понимать, что исследовательская деятельность не является дополнительной нагрузкой для ребенка, она перестраивает образовательный процесс таким образом, что знания даются в концентрированном, универсальном виде, тем самым разгружая учебную нагрузку учащихся. Исследовательская деятельность формирует ключевые компетенции, создает условия для реализации индивидуальной траектории развития и образования каждого ребенка в соответствии с его способностями, возможностями и задатками. Способствует социализации и адаптации учащихся, то есть готовит к будущей жизни и продолжению образования по выбранному профилю. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть способности и задатки детей, ликвидировать пробелы в знаниях, формировать новые знания, универсальные приемы практической деятельности.
Литература.
1.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
2.Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2003. №1. С. 100-104.
3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. eidos.ru/journal/2006/0505.htm
В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected]
4.Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
5. Лернер И.Я. Проблемное обучение М.1974
6.Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
Статья размещена в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Особенности обучения математике в условиях компетентностного подхода».
г. Красноярск . 2009 г.