Виды самостоятельных работ (математика)

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ


«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л.Н. Толстой.

Технология проведения урока может быть различной. Но все это должно быть устремлено к одному - улучшению параметров интеллектуального развития учеников. При обучении математике можно уверенно прогнозировать получение успеха интеллектуально развитыми детьми. Для интеллектуального развития наработан достаточно обширный и надежный диагностический аппарат. Также имеются весьма существенные наработки в области определения склонностей, способностей и интереса к интеллектуальной деятельности. В этом отношении с математикой могут быть сравнимы разве, что некоторые виды искусства и спорта.

Но нельзя забывать, что на успехи школьников огромное влияние оказывает настрой учителя. Достижения учеников зависят от мнения учителя о возможностях ученика. Здесь важен эффект Розенталя- Якобсона. В результате исследования выяснилось, те дети, которые воспринимались учителем, как более одаренные (хотя таковыми не являлись) , показали большие сдвиги в учебе по сравнению с детьми, которых учитель считал менее одаренными.

Вот почему важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время самостоятельных работ.

Самостоятельные работы могут быть:

  1. Обучающими

  2. Тренировочными.

  3. Закрепляющими.

  4. Повторительными

  5. Развивающими.

  6. Творческими.

  7. Контрольными.

Больше всего я уделяю внимания на уроках обучающим и тренировочным самостоятельным работам. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками заданий в ходе объяснения нового материала или сразу после объяснения, их немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому проверять эти работы надо сразу и не ставить за них плохих оценок.

К обучающим самостоятельным работам можно отнести составление примеров на изученные свойства, правила. Например, в 10 классе при изучении темы «формулы приведения» после объяснения материала можно предложить следующую блиц работу буквально на 5-10 минут, составленную таким образом, чтобы первые три задания были доступны для выполнения даже слабыми учениками. Вариантов достаточно 2 или 3. Вот пример одного из вариантов.

Упростить выражение:

  1. sin(п/2 +t)

  2. cos(t+ 2п)

  3. tg(270 - t)

  4. cos945

  5. sin(п/2 + t) - cos(п - t) + tg(п - t) + ctg(5п - t).

Конечно, не все смогут решить полностью самостоятельную работу,, но первые три задания, покажут насколько они усвоили правило, а 4 и 5 задание покажут готовность к использованию данного правила при преобразовании выражений.

После окончания самостоятельной работы надо сразу разобрать ее в классе, с привлечением учеников, чтобы каждый смог понять свои ошибки и еще раз повторить правило. Учащиеся осмысленно запоминают их, учатся применять, с интересом воспринимают изученный материал, так как они сами участвуют в его объяснении и понимают, что у них получилось, а что нет.

К тренировочным относятся задания на распознавания различных объектов и их свойств. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и тем создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь учителя. Можно разрешить пользоваться учебниками, записями в тетрадях (своими), таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они очень легко включаются в работу. Если кто-то из сильных учеников свою работу выполнил, можно попросить его объяснить однокласснику, который не может справиться с работой. Это дает двойной эффект - сильный ученик закрепляет свои базовые знания, а слабый ученик может разобрать не усвоенный материал.

Тренировочные самостоятельные работы надо проводить разноуровневые. Предварительно объяснив, как работа будет оцениваться. Некоторые учащиеся, выполнив свое задание, хотят попробовать решить задания более высокого уровня. Постепенно учащиеся привыкают, не боятся трудностей, и стремиться к более высокой самооценке.

К закрепляющим работам можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Эти работы можно проводить выборочно, давая их учащимся, которые интересуются изучением математики. Примеры таких работ в изобилии встречаются в различных дидактических материалах.

Очень важны повторительные или обзорные тематические работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет нужно ли еще заниматься данной темой.

Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние презентации, на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям.

На уроках - это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.

Важно, чтобы содержание самостоятельной работы, формы и время ее выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе. Учитель должен помнить, что злоупотребление самостоятельной работой в учебном процессе так же вредно как ее недооценка.

© 2010-2022