- Преподавателю
- Математика
- Технологическая карта к уроку Противоположные числа
Технологическая карта к уроку Противоположные числа
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чередник Т. . |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Фамилия, имя, отчество: Чередник Тереза Ильинична
Место работы: МБОУ СОШ №2 г.Никольское
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Класс: 6Б
Тип урока: открытия новых знаний
Базовый учебник: «Математика 6 класс» Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Швацбурд, Москва 2014
Тема урока: «Противоположные числа»
Цели урока:
-
Обучающие: Повторить основные понятия по теме « Координаты на прямой»;
-
Ввести понятие числа, противоположного данному; показать обозначение чисел, противоположных данным;
-
Развивающие: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; включить новые знания в общую систему знаний для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма.
-
Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; воспитывать организованность, общительность, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность; интерес к предмету.
Планируемые предметные умения: находят числа, противоположные данным; записывают натуральные числа по заданному условию; обнаруживают и устраняют ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, самостоятельная
Ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал, компьютер, электронная презентация
Технологическая карта урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
1
Мотивация к
учебной деятельности
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
« Умение мыслить математически- одна из благороднейших способностей человека» (Бернард Шоу)
Учащиеся приветствуют учителя и друг друга, пожелание хорошего настроения и успехов на уроке.
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Прогнозирование своей деятельности
умение выделять нравственный аспект поведения
мотивация учения
2.
Актуализация знаний с фиксацией индивидуальных затруднений
Прежде чем узнавать новое, нужно повторить уже изученное, поэтому поработаем устно:
Слайд 3 :
Проверка домашнего задания
Экспресс-опрос по пройденной теме
Проверочное тестирование
Послушайте слова:
Слова неприятели спорят весь день:
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
Какие особенные слова встречаются в этом стихотворении?
Как в русском языке называются такие слова?
Что такое антонимы?
Я запишу несколько отрицательных чисел (учитель записывает на доске в столбец)
Поставьте каждому из них в пару положительное число ( учитель записывает ответы учащихся на доске в столбец)
Как мы можем назвать эти числа?
О чем говорят вам эти цифры?
Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней
С 8 сентября 1941 года
По 27 января 1944 года
Помним…скорбим….
А в математике есть ли противоположности? Назовите.
"Когда-то многие считали, что 0 не значит ничего,
и, как ни странно, полагали что он совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел он все же место получил
и все действительные числа на два разряда поделил."
Мне нужны 2 помощника. Встали спиной друг к другу. Сделали по 3 шага. На каком расстоянии в шагах они находятся от меня. Если рассматривать на координатной прямой, то каким координатам соответствуют мои помощники? Ещё раз напомните, в каком направлении двигались помощники? Значит числа 3 и -3 называются какими?
-Как вы думаете, какими математическими понятиями мы с вами будем сегодня заниматься?
Как мы сформулируем тему нашего урока?
Запишем в тетрадях сегодняшнее число, тему урока.
А почему числа -2 и 7 не будут противоположными?
Ученики проверяют свои работы и оценивают их в оценочном листе
взаимопроверка
Горячий-холодный,
Добро-зло,
Быстрый-медленный,
Маленький-большой,
Толстый-тонкий,
Слабый-сильный,
Мужчина-женщина
География (север-юг, гора-впадина).
-Русский язык (слова-антонимы: добро-зло, белый - чёрный).
-История (война-мир, импорт-экспорт).
-Биология (левая рука - правая рука).
Антонимы, противоположные слова по значению
Противоположными числами
Ученик читает стих Анны Ахматовой
Есть, сложение-вычитание; умножение-деление; положительные числа -отрицательные числа,
собирают и выделяют информацию, существенную для решения проблемы
Противоположные числа
расстояние от начала координат разное.
структурирование собственных знаний.
Построение логической цепи рассуждений,
Выдвижение гипотез и их обоснование
Анализ, сравнение, подведение под понятие
Прогнозирование;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Определение границы знания незнания; предвосхищение уровнем нового знания
обнаруживают и формулируют тему совместно с учителем
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оформление мысли в устной речи с учётом речевых ситуаций; умение при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами;
Умение принимать точку зрения другого;
3
Постановка учебных целей и
задач
Это новое понятие для вас, определим цели нашего урока, что мы должны узнать и чему должны научиться?
Учащиеся предполагают цели урока:
-
Какие числа называются противоположными?
-
Как они обозначаются?
-
Каково их происхождение?
-
Где применяются в жизни человека?
-
Научимся читать, записывать противоположные числа. Изображать их на координатной прямой.
Определяют цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя, осуществляют поиск средства её достижения;
составляют план выполнения заданий совместно с учителем;
постановка вопросов
4
Решение проблемной
ситуации
Мы уже познакомились с противоположными числами, а теперь я вам предлагаю выполнить задание и с помощью него вы мне сформулируете определение противоположных чисел.
Отметьте на координатной прямой числа : -5 и 5 , -2 и 2 , -7 и 7 , -3,5 и 3.5
Математика-наука точная. Попробуем, дать определение противоположных чисел.
Откройте учебник на странице 155, убедимся, правильно ли мы сформулировали определение противоположных чисел?
А сейчас немного поиграем. Игра называется «угадай слово»
Ну, вот опять на озере штиль и теперь мы можем заняться вычислениями.
Решите пример, и вы узнаете среднюю глубину озера Байкал.
717,2 + 96: 7,5 =
Ученики, которые ответили ставят себе 1 балл
Вывод: если даны числа положительные, то им противоположные….
Если отрицательные, то им противоположные….
Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами
собирают и выделяют информацию, существенную для решения проблемы
Работают в тетрадях, отмечают точки
два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются
противоположными.
Ученики разгадывают слово «Байкал»
Ученики вычисляют , сверяются с ответом -730,
Ученики отгадывают имя-Видман. Один из учеников читает доклад
Определение способов разрешения проблемы
формирование интереса к данной теме
в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки,
используют наряду с основными и дополнительные средства(справочная литература, средства ИКТ)
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
;
контроль,
коррекция;
оценка
умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций;
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
высказывают свою точку зрения и учатся её обосновывать, приводя аргументы;
организовывают учебное взаимодействие в группе, строят конструктивные взаимоотношения со сверстниками
5
Закрепление учебного
материала с включением в общую систему
знаний
Фзкултминутка
№ 926 (устно) из учебника «Математика 6 класс» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбург
№ 931 из учебника «Математика 6 класс» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбург.
№929
Если число а положительное, то ему противоположное - будет число отрицательное.
Число, противоположное числу а, обозначается -а
Если а=5,7, то -а=-5,7
Читаем: число противоположное 5,7, это число -5,7.
Если а=-8,2 , а=8,2
Читаем: число противоположное
-8,2 это число 8,2
Если а = 4,2 , то -а = -4,2 читаем:
Если а = -14.8, то -а = 14.8
Читаем
-(-35)=?
Как прочитать это выражение?
И что это за число?
Прочитайте и ответьте:
-(-2¼) =
-Сколько можно подобрать противоположных для каждого числа?
-Всегда ли это так?
-Есть ли число противоположное самому себе?
Вывод: у каждого числа, кроме 0, только одно противоположное число.
Выполним упражнение в парах: решите уравнение, запишите ответ и число, противоположное ответу.
Используя полученные
знания решите уравнения
1) -х=7,14
2) -у= - 5,45
3) -х = 85,5
4) - у= - 2,8
Проверим. Оцените.
Выполним задание :
1) Назовите число противоположное числу -2?_____________
Тогда можно записать -(-2) = 2
2) Назовите число противоположное числу -1,6?__________
Тогда можно записать -(-1,6) = _____
3) Назовите число противоположное числу -т?__________
Тогда можно записать -( *) = *
Чему равно число - (-(-(-5))) ? Почему?
Чему равно число - (-(-(-(-10,32)))) ?
Почему?
Сделаем выводы:
а) Если перед числом стоит чётное количество минусов, то получится число.
б) Если перед числом стоит нечётное количество минусов, то получится число.
-А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка (проводит ученик)
Как же в жизни и практике помогают нам противоположные знаки «+» и «-».
Какой можно привести пример, где величины выступают противоположными числами?
Переходя на математический язык "долг" - это, какое число?.
А "возврат долга" - это, какое число?
Если долг и возврат долга одинаковы, то какими числами будут эти величины?
Молодцы!
Ребята работают у доски с объяснениями
Записывают в тетради с комментированием
число, противоположное числу 4,2 это число -4,2
число, противоположное числу -35 - это 35
число, противоположное числу -2¼ - это 2¼
одно
нет
0
Двое учащихся работают у доски
Выполняют упражнения в парах
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Я даю вам задание, а вы выполняете противоположное.
-
Все сели,
-
Потопали
-
Похлопали
-
Поворот влево
-
Поворот вправо
-
Стоим на месте
-
Встали
Долг, возврат долга; движение в одну сторону и противоположную.
Отрицательно
Положительное.
Противоположными.
Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;
записывают выводы в виде правил «если …., то …..», делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи,
знаково-символические обозначения
Синтез
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Построение логической цепи рассуждений
Классификация
Планирование; сличение способа действий с образцом
в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки
контроль,
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Планирование
учатся организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками;
Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной речи
Формирование готовности к самообразованию
Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной речи
Управляют поведением
6
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Проверим.
Оцените в карте успеха
А теперь подсчитайте количество верных ответов на сегодняшнем уроке.
Оцените, согласно критериям.
Выполнение задания по вариантам
буквенно-символические
делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи,
Анализ, выведение следствия, логическая цепь рассуждений
Контроль;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция
в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки,
Контроль;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция
прогнозорование
оценивание собственной деятельности на уроке
7
Домашнее задание , Рефлексия,
Урок подходит к концу. Давайте вернёмся к целям, которые мы ставили вначале урока и определим всего ли мы достигли.
Д/з с выбором задания
№943 , №944
( №945 , №946 )
Творческое задание: сочинить сказку по теме «Противоположные числа» или стихотворение
А сейчас запишите, как вы работали на уроке и всё ли у вас получалось:
- я работал хорошо и у меня всё получалось;
- материал урока мне понятен, но я допускал небольшие ошибки,
- я допускал много ошибок, мне было непонятно и тяжело на уроке.
Учащиеся анализируют и делают выводы, опираясь на схему целей урока ;
Оценивают свою рабо-ту на уроке
Ученики отвечают на вопросы
Передают содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде
оценка;
волевая саморегуляция
прогнозирование
умеют оформлять свои мысли в устной речи с учётом ситуаций; умеют высказывать свою точку зрения и пытаются её обосновать