Урок математики Сложение и вычитание десятичных дробей

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 7 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Автор: Сорокина Татьяна Владимировна, учитель математики КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат VIII вида »

Описание материала: Предлагаю вам проект урока математики в 7 классе коррекционной школы по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей ». Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ. В нем представлена технологическая карта урока, подробный конспект, где указаны как его этапы, так и сформулированы какие УУД формируются у обучающихся на каждом из них.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: актуализация знаний по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей » обогащение системы знаний по данной теме, установление связей между теорией и практикой.

Планируемые результаты: предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать умения выполнять арифметические действия сложения и вычитания десятичных дробей; личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, рациональная организация труда, воспитание сознательного отношения к учебному труду, развитие творческих способностей, самостоятельности; метапредметные: уметь воспроизводить смысл выполняемых действий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, анализировать, наблюдать, делать выводы.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение правил сложения и вычитания десятичных дробей; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на сложение и вычитание десятичных дробей; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое оборудование: доска, карточки самооценивания, «сигнальные карточки», учебник «Математика» 7 класс под ред. Т.В.Алышева

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

(мотивационная беседа)

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устной разминки, инструкция по работе с «сигнальными карточками» и карточками сасмооценки

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы, используя «сигнальные карточки»

2

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

2

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Обогащение знаний

Обогатить систему знаний по данной теме

Мотивирует учащихся, повышение интереса к предмету, учебник «Математика» 7 класс под ред. Т.В.Алышева

Сообщения учащихся

6

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение доносить информацию до слушателей

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие арифметических задач, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

20

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

10

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

1

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию, учебник «Математика» 7 класс под ред. Т.В.Алышева

Учащиеся записывают в дневники задание.

1

Конспект урока

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цели урока: 1.Актуализировать знания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей », обогатить
систему знаний по данной теме; установить связи между теорией и практикой.

2. Научить анализировать, наблюдать и делать выводы.

3. Содействовать рациональной организации учебного труда, воспитывать сознательное отношение к обучению, развивать творческие способности, самостоятельность, организованность.

4. Коррекция мыслительной деятельности, памяти, логического мышления.

5. Мотивация "Недостаточно овладеть премудростью, нужно так же уметь пользоваться ею". ( Цицерон). Обсудить высказывание с учащимися. Вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять.


Этап урока

Содержание этапа

1. Организационный

Учитель: Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Начинаем урок.

Как вы думаете, почему надо изучать математику? (… высказывания учеников)

Учитель: Вы все правильно сказали. Слово «математика» греческое, и в переводе означает «знание, наука». Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости.

Хочется, чтобы сегодня каждый из вас показал, насколько он сведущ в математике. Листы самооценки у вас на столах.

Процесс решения учебной задачи сопровождается следующими видами деятельности учащихся:

- формулировка способа решения задачи (индивидуальное или групповое определение метода решения всех задач - проблем данного класса);

- групповое обсуждение;

- хоровое или индивидуальное проговаривание;

- работа в парах;

Выполнение каждого шага должно заканчиваться самооценкой.

Инструкция по работе с карточками самооценки

У каждого из вас на столе лежит карточка самооценивания.

Подпишите ее.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу

Ф.И. ученика


Этап урока, выполняемая задача

Самооценка выполнения задач

"+" - справился без затруднений

"±" - справился, но возникали сложности

"_" - не справился.

Оценка истинности высказываний

Применение знаний и умений в новой ситуации

Устно

Разминка

Правило

Работа в тетрадях


Пожелаем друг другу успеха!

2. Актуализация знаний

Устно: 1.1.Прочитайте дроби:

3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51

1.2. что можно выделить у каждой десятичной дроби?

1.3. назовите: целую часть, дробную часть;

наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания.

- Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?

1.4. восстановите запись:

2,*1< 2,*02;

6,413> 6,4*8;

1,892 <1,*;

50,683 < 50,6*1

1.5. сравните числа:

4,3** и 4,788; **,512 и *,9*;

0,342 и 0,341**; *,*** и **,*

Учитель: делаем пометки в листе самооценки.

Приготовьте, пожалуйста, «сигнальные карточки»

Инструкция по работе с «Сигнальной карточкой»

У каждого из вас на столе лежит «сигнальная карточка» - с одной стороны красного цвета, с другой - синего. Отвечая на вопросы утвердительно, т.е., оценивая высказывание как «верное» вы поднимаете карточку синим цветом, в случае не согласия с высказыванием - красным.

Учитель: Внимание! Приготовились отвечать на вопросы поднятием «сигнальной карточки»

Разминка:

  1. Верно ли утверждение «8,8 стоит после 8,7»?

  2. Верно ли, что «5,4 равняется 5,40»?

  3. Верно ли, что «0,8 является натуральным числом»?

  4. Верно ли, что «всегда можно найти сумму десятичных дробей»?

  5. Верно ли, что «всегда можно найти разность десятичных дробей»?

Учитель: Спасибо. Молодцы. Зафиксируйте сою самооценку на этом этапе.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Ребята, мы сегодня неоднократно будем обращать внимание на особенности записей десятичных дробей, в том числе, и при выполнении над ними арифметических действий. Открываем тетради. Записываем число и тему урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей». А сейчас давайте разрешим возникшие сомнения и дадим слово ребятам, которые подготовили небольшие сообщения.

4. Обогащение знаний

Учитель: Историческая справка

Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал-Каши (15 век, древняя Азия). В 1427 г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей.

В Европе о десятичных дробях первым изложил голландский математик, инженер, посвятивший вопросу труд под названием «Десятина» (1585г) Он записывал дроби не так, как это делают теперь.

3,81- Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в трудах Непера.

Слушаем первое сообщение «Система счисления в Древнем Египте»

Ученик 1: Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры египтяне придумали свою числовую систему, в которой для обозначения ключевых чисел 1, 10, 100 и так далее использовались специальные знаки. Вот они:

Урок математики Сложение и вычитание десятичных дробей

Все остальные числа составлялись из этих символов при помощи сложения.

Например: чтобы записать число 3252, рисовали три цветка лотоса (три тысячи), два свернутых пальмовых листа (две сотни), пять дуг (пять десятков) и два шеста (две единицы):

Урок математики Сложение и вычитание десятичных дробей

Величина числа не зависела от того как располагались его знаки: их можно было записывать сверху вниз, справа налево или вперемешку.

Учитель: Хорошо.

5. Физкультминутка

Учитель: Устали? Давайте отдохнем, расслабимся.

Раз - поднялись, потянулись

Два - согнулись, разогнулись

Три в ладоши три хлопка

На четыре - три кивка,

Пять руками помахать,

Шесть - тихонько сесть.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель: Отдохнули. Продолжаем работать.

Скажите, что общего при сложении и вычитании десятичных дробей?

Ученики: - Сложение и вычитание десятичных дробей выполняют поразрядно.

-Удобно это выполнять в столбик.
- При этом десятичные дроби подписывают друг под другом так, чтобы запятая была под запятой. - Складывают или отнимают десятичные дроби, как натуральные числа. В результате запятую ставят под запятыми.
- Складывая или вычитая десятичные дроби с разным количеством десятичных знаков после запятой, это количество можно уравнять, дополнив нули в конце числа.
- Для десятичных дробей выполняются свойства сложения и вычитания натуральных чисел.

Учитель: Выполните, пожалуйста, предложенное сложение и вычитание десятичных дробей.

№1. Выполните действия:

а) 2,1 + 3,8;

б) 0,5 + 2,48;

в) 0, 127 .+3, 15;

г) 4,5-1,2;

д) 5,15-0,238;

е) 10,2-9,222 .

Выполняем действие и проговариваем, что делаем. Работаем по цепочке. Делаем пометки в листе самооценки.

Учитель: Далее мы решим задачу и на сложение и вычитание десятичных дробей.

№2. С одного участка собрали 85,3 т зерна, а с другого на 23,17 т зерна меньше. Сколько тонн зерна собрали с двух участков?

- Что необходимо найти по условию задачи?

- Как же это сделать?

Давайте вместе сформулируем алгоритм решения задачи и решим ее.

Учитель: не забываем делать пометки в листе самооценки.

№3 Выразить в км:

1)Озеро Байкал - самое глубокое место на земном шаре. Его глубина достигает 1622 м или… (1,622 км)

2)Самое глубокое место в мировом океане - 11 022 м - зафиксировано в Тихом океане вблизи Марианских островов. В километрах это будет …(11,022 км)

3)Сибирский осётр - одна из крупных рыб. Длина его достигает 3 м… (0,003 км), масса - более 100 кг… (0,1 т).

4)Наивысший материк земного шара - это Антарктида. Его средняя высота 2040 м над уровнем моря… (2,04 км)

5)Самое длинное животное - ленточный червь - был найден в прибрежных водах Южного моря. Его длина равнялась 54 м 90 см … (54,9 м) .

№4. Сравните дроби:

0, 781* 0,479 4,79* 4,781

93,8* 93,800 0,0045* 0,045

Учитель: делаем пометки в листе самооценки.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель: Какой вывод мы сделаем?

Ученики: Сложение и вычитание десятичных дробей выполняют по правилу.

Учитель: Пожалуйста, примените это правило. Предлагаю вам выполнить самостоятельно задание из учебника №759 (2)

2,4+3,5; 4,25+3,1; 50,4+9,872; 2,7+16,065;2,396+4,74;

18,5-3,47; 6, 85-2,1; 7,18-0,06; 9,3-1,056; 0,201-0,041.

Учитель: не забываем делать пометки в листе самооценки.

8. Рефлексия

Учитель: подводим итоги урока. Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились? Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.(«5» - все плюсы; «4» - плюс - минус встречается больше одного раза; «3» - на этом уроке не ставится). Ученики: мы познакомились сегодня с древними системами счисления, закрепили навыки сложения и вычитания десятичных дробей.

9. Информация о домашнем задании

Учитель: записываем домашнее задание: правило на стр.227 из учебника «Математика. 7 класс», выполнить № 762 (2 столбик).

Молодцы! Спасибо за урок!

Урок окончен.


© 2010-2022