Статья Роль домашних заданий в повышении качества знаний учащихся

Домашние задания играют важную роль в закреплении изучаемого материала. Систематическое выполнение домашнего задания обучающимися является необходимым условием не только для закрепления, но в целом и для усвоения новой, изучаемой на уроке темы. Учителю необходимо учитывать и контролировать объем каждого домашнего задания по своему предмету. Домашнее задание должно быть продолжением урока, или стать подготовкой к изучению новой темы на следующем уроке. Домашнее задание может носить дифференцирова...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка.

Тема: «Роль домашних заданий в повышении качества знаний учащихся».


Одним из путей совершенствования процесса обучения является улучшение содержания и организации домашних заданий по математике.

Целесообразная система домашних заданий по математике в каждом классе - необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала. Разнообразие содержания программного материала по математике позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий (системы) в каждом классе и во всех классах.

Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели - повышения качества знаний учащихся.

О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают, что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но мои личные наблюдения и исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимают не последнее место.

К содержанию и объёму домашних заданий можно предъявить следующие основные требования.

1. Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. Опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий даёт возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объём.

2. Домашние задания по математике должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. Чтобы выполнить это требование, необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить изобретательность, самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.

3. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведёт к потере интереса, так как ученик, хорошо овладевший способом решения отдельных примеров и задач, вынужден в таком случае снова решать ставшие известными ему задачи и примеры. Содержание программного материала позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.

4. Домашние задания по математике должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путём упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных малодоступных теорий.

5. Давая домашнее задание по математике, учителю в некоторых случаях следует провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.

6. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий по математике способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.

Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления школьников, их познавательной деятельности, что является принципом методики преподавания математики на современном этапе.

Некоторые виды домашних заданий.

Работа над книгой.

В начальный момент обучения целесообразно после изложения нового материала на уроке не только указать ученикам, какой параграф задаётся на дом, но и научить найти его, пользуясь оглавлением, прочитать в классе с тем, чтобы каждому ученику стало ясно, что прочитать дома, какие задачи решить. Если подобную работу провести несколько раз, то учащиеся научатся самостоятельно выделять главное в тексте параграфа, выбирать из большого объёма основное содержание для заучивания.

Привитию навыка приобретения новых знаний без посторонней помощи способствует самостоятельное изучение нового материала по учебнику. Самостоятельную работу с книгой по изучению нового материала следует проводить в несколько этапов. На первом этапе целесообразно проводить предварительную классную работу, подготавливающую ученика к самостоятельной работе с учебником дома.

Самостоятельное изучение материала учебника труднее, чем его восприятие со слов учителя, но психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей. Лишь в ходе их преодоления ученик сможет развить свои умственные способности.

Большую пользу в привитии навыков работы с книгой, а также расширении математического кругозора учащихся, оказывает чтение научно-популярной литературы по математике.

Широкие возможности для самостоятельной работы учащихся с книгой и развития их познавательных способностей предоставляют задания по подготовке коротких докладов к урокам. Такие задания даются поочередно отдельным учащимся. Темы и литературу для докладов рекомендует учитель. Доклады могут быть по истории вопроса, о приложениях математики, о жизни и деятельности выдающихся математиков. Учащийся может прочитать доклад, который содержит конкретный метод решения задачи. Выступление учащегося должно занимать не более 5-7 минут. Содержание доклада следует логически увязать с изучаемой темой. Например, при изучении теоремы Пифагора можно рекомендовать такие доклады: «Различные способы доказательства теоремы», «Пифагор - знаменитый математик древней Греции».

Доклады учащихся оживляют урок, способствуют развитию способностей школьников, развивают интерес к математике. Готовя доклад, учащиеся приобретают навык работы с книгой, учатся выбирать главное из прочитанного и излагать материал лаконичным математическим языком. Несомненно, этот вид домашнего задания должен иметь большой удельный вес в старших классах, однако его можно практиковать и в младших. Например, в 7-м классе можно рекомендовать такие доклады: «Как возникла геометрия», «Великое отношение: число П».


Лабораторная работа.

Положительную роль в развитии математического мышления школьников играют лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы в процессе домашней работы учащиеся как можно больше теорем «открыли» сами. Важным шагом в этом направлении является проведение лабораторных работ на уроке.

Систематическое проведение лабораторных работ на уроках даёт возможность широко практиковать этот вид домашнего задания. Учителю необходимо тщательно отбирать математические факты, которые учащиеся смогут открыть самостоятельно в процессе домашней лабораторной работы, и предоставить им такую возможность. Учащиеся успешно справляются со следующими заданиями по формулировке теорем о серединном перпендикуляре к отрезку, о сумме углов треугольника, о соотношении между сторонами и углами прямоугольного треугольника, о свойствах параллелограмма.

Сочинение.

Одним из видов домашних заданий, развивающих самостоятельность мышления школьников и умение кратко изложить текст в письменной форме, является сочинение. При написании сочинения учащиеся проделывают полезную работу - изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большого материала необходимый минимум. Тематика сочинений разнообразна.

1. История какого-нибудь вопроса («История обыкновенных дробей», «История возникновения процентов», «История развития буквенной символики», «История прогрессий, «История открытия логарифмов» и др.).

2. Приложение математики в какой-нибудь области знаний («Применение математики в сельском хозяйстве», «Математика в биологии», «Геометрия вокруг нас» и др.).

3. Методы решения задач («Решение задач методом симметрии», «Метод математической индукции» и др.).

4. Обобщение какого-либо раздела программы, изучаемого в разных классах («Всё, что я знаю о треугольнике», «Развитие понятия числа» и др.).

Составление задач.

Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессах, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью. Составлять задачи можно:

а) по определенной теме (проценты, нахождение дроби числа, построение диаграмм, свойства корней квадратного уравнения, выраженных теоремой Виета и т. д.);

б) по данной фигуре, графику, рисунку;

в) по применению математики в какой-нибудь отрасли народного хозяйства;

г) по составлению логических задач, числовых ребусов, чайнвордов и т. д.

Самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемый материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты.

При составлении задач у учащихся вырабатывается навык творческой работы.

Например, предложить учащимся решить в классе следующую задачу.

Задача. Мясо при варке теряет 34% своего веса. Сколько надо взять сырого мяса, чтобы получить 1320 г варёного?

Ответ: 2 кг.

Решив эту задачу, предложить учащимся дома составить новую задачу так, чтобы одна из данных величин стала искомой. При этом возможны варианты.

1) Сырого мяса было взято 2 кг. При варке оно теряет 34% своего веса. Сколько получится при этом вареного мяса?

2) Всего было взято 2 кг мяса. После варки оно стало весить 1320г. Сколько процентов своего веса мясо теряет при варке?

Практические работы.

Большие возможности приобретения навыков в прикладной математике предоставляют домашние практические работы учащихся. В процессе их выполнения учащиеся совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться ими, обнаруживают связь математики с жизнью.

Примеры практических работ:

а) задания по вычислению объёмов, площадей;

б) вычерчивание диаграмм;

в) составление разного рода смет;

г) измерительные работы на местности;

д) моделирование.

Домашние контрольные работы.

Определенную роль в воспитании самостоятельности, настойчивости, умения работать с книгой играют домашние контрольные работы, которые даются наряду с текущими домашними заданиями. В них необходимо предусматривать задания не столько на простое воспроизведение изученного, сколько на применение усваиваемых правил, приёмов, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материала, его видоизменение, придумывание самостоятельных примеров. Домашние контрольные работы должны быть многовариантны, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся и, вместе с тем, обеспечивает самостоятельность их выполнения. Срок выполнения работы зависит от объёма и степени трудности.

Домашние контрольные работы преследуют следующие цели:

а) приведение в систему материала какого-либо раздела;

б) развитие мышления учащихся;

в) воспитание культуры умственного труда;

г) предупреждение отставания учащихся;

д) расширение и углубление знаний;

е) воспитание интереса к математике.


© 2010-2022