- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс на тему Модуль и его применение
Элективный курс на тему Модуль и его применение
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кошкина Т.И. |
Дата | 08.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Модуль и его применение
(Элективный курс).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Модуль и его применение» составлен для учащихся 9-11 классов. Этот курс имеет предметно - ориентированное направление и включает углубленное изучение данной темы, выходящей за рамки школьной программы.
Существенной характеристикой числа является понятие его абсолютной величины (модуля). Это понятие применяется не только в алгебре, но и в геометрии, физике, в теории приближённых вычислений. Задачи, связанные с абсолютными величинами, часто встречаются на математических олимпиадах, на ЕГЭ и на вступительных экзаменах в вузы.
В школьной программе отводится очень мало часов на эту тему, и выработка прочных знаний и умений возможна только на дополнительных занятиях. Поэтому считаем целесообразным включение элективного курса «Модуль и его применение» в систему предпрофильной подготовки учащихся по математике. При изучении данного курса попутно повторяется огромный пласт основных знаний школьного курса по алгебре: решение линейных уравнений и неравенств, решение квадратных уравнений, построение графиков, метод интервалов.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволит повысить учебную мотивацию учащихся и проверить способности к математике.
Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, поможет оценить свои возможности и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
основная цель:
Углублённо изучить методы решений уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля, научить строить графики с модулем.
задачи:
-расширить представление о модуле;
-развитие способностей и интереса, учащихся к математической деятельности;
-показать актуализацию модуля в математике;
-подготовить к выбору старшей школы.
формы обучения:
-лекции (учитель объясняет методы решения задач с модулем);
-практические занятия (на конкретных примерах отрабатываются данные методы);
-зачёт (контрольная работа).
Данный курс предполагает 16 тематических занятий.
Тематический план курса
Тема
Количество часов
1. Понятие модуля, комбинация систем и совокупностей;
2. Линейные уравнения с одним модулем, с несколькими модулями, модуль в модуле;
3. Линейные неравенства с одним модулем, с несколькими модулями;
4. Решение систем, содержащих модуль;
5. Решение квадратных уравнений и неравенств с модулем;
6. Решение уравнений и неравенств с параметрами;
7. Построение графиков;
8.Примеры с модулем в экзаменационных заданиях.
9. Итоговый урок(зачётная работа).
1час
2часа
3часа
1час
3часа
1час
2часа
2часа
1час
Зачётный урок (проводится в конце курса).
вариант 1
№1 Раскройте модули
а) | 5 - | ;
б) |3-2|;
в) | - х² + 2х - 2 | .
№2 Решите уравнение
а) | 3х - 5 | = 2 ;
б) | х + 5 | - | х - 4 | = 1 ;
в) | х - 1| = 3х + 5 .
№3 Решите неравенство
а) | 4х + 1 | ≥ 3 ;
б) | х + 1 | < | х - 3 | ;
в) | х² - 4 | ≤ 3х .
№4 Постройте графики функций
а) Y = | х + 1 | - | х - 2 | ;
б) Y = ² + 1 ;
в) Y = х² + | х | + 4 .
вариант 2
№1 Раскройте модули
а) | 4 - | ;
б) | 3 - 5| ;
в) | х² + 6х + 10 | .
№2 Решите уравнение
а) | 6 - 3х | = 2 ;
б) | 3 - х | = | 6 + х | ;
в) | х + 1 | = 2х + 8 .
№3 Решите неравенство
а) | 4х - 3| < 1 ;
б) | х + 2 | < | х - 4 | ;
в) | х² - 2х | ≥ х .
№4 Постройте графики функций
а) Y = | х - 2 | + | х + 2 | - 5 ; б) Y = + 3 ;
в) Y = х² - 4| х | + 3 .
К данному элективному курсу предлагаем разработку темы «решение линейных неравенств с одним и несколькими модулями», расчитанную на три часа.
ТЕМА: Решение линейных неравенств, с одним и несколькими модулями.
Цели темы:
-
Углубленно изучить методы решений неравенств, содержащих переменную под знаком модуля
-
Показать актуализацию модуля в математике
-
развитие способностей и интереса учащихся к математической деятельности
План темы:
Подготовительный этап
-
Историческая справка об абсолютной величине числа (готовят ученики)
Первый этап. Теоретическая часть
Показать правила решения неравенств с модулем, с конспектированием их учениками в тетрадях
Второй этап. Применение полученных теоретических знаний на практике
-
Решение по образцу
Третий этап.
Устная работа
Четвертый этап.
Фронтальный опрос по теории с использованием вопросника
Пятый этап. Закрепление полученных знаний
-
Работа с тестами
Шестой этап. Контроль усвоения нового материала
-
ПО усмотрению учителя
Седьмой этап. Подведение итогов, задание на дом
-
Индивидуальные задания на карточках на три уровня
Восьмой этап. Решение заданий с модулем, предлагаемых на единых
государственных экзаменах
Этапы темы не разбиваем на уроки, это сделает сам учитель в зависимости от уровня способности группы.
Этапы уроков помещаем в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Первый этап. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРАВИЛО 1
Решение неравенств, правая часть которого число.
|f(x)|<a не имеет решения, если а£0