- Преподавателю
- Математика
- Современные методы обучения математике
Современные методы обучения математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юраева Е.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Современные подходы в обучении.
Вопросы статьи. В чем методические особенности педагогического процесса при обучении математики? Что такое инновации в обучении и как их применять?
Ключевые слова: инновационные технологии, исследовательские умения, проектная деятельность, творческая деятельность, индивидуальность.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Педагогу надо задуматься о том, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, а это использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. В подростковом возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Современный учитель всё чаще задаёт себе вопрос: «Как применять в учебно - воспитательном процессе инновационные технологии?»
Цель учителя - применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. А как показывает практика, новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии.
«Инноватика - это не просто новшества или некоторая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер)
К инновационным технологиям необходимо отнести технологию развивающего обучения, проектную технологию, научно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход, ИКТ - технологии, мониторинг.
Технологии развивающего обучения:
ü проблемное изложение учебного материала;
ü частичнопоисковая деятельность;
ü самостоятельная проектная исследовательская деятельность)
Личностно - ориентированный подход предполагает:
ü обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы;
ü умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;
ü какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.
Однако не стоит забывать, что традиционное обучение - фундамент инноваций. Термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отмечу положительные стороны «традиционной формы»:
упорядоченная,
логически правильная подача учебного материала;
организационная четкость;
оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
А теперь приведу следующую сравнительную таблицу.
Традиционное обучение. Личностно - ориентированный подход
Учитель планирует индивидуальную Учитель предоставляет возможность выбора
или групповую работу учеников. групповой или только собственной работы
Педагог задает для изучения
общие для всех темы Темы согласуются с познавательными . особенностями обучающихся
Сообщение новых знаний Получение новых знаний при совместной
только преподавателем деятельности учителя и ученика
ИКТ-технологии:
ü использование интерактивной доски;
ü работа с Интернет-ресурсами;
ü создание собственного цифрового образовательного пространства;
ü создание собственной мультимедийной библиотеки;
ü проведение, организация конференций;
ü создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаем их методами научно-исследовательской и проектной деятельности. Главное для педагога - «Увидеть и услышать» ученика: его проблемы, наклонности, способности. Но такая деятельность не может опираться только на педагогическое мастерство и интуицию педагога. Ученик, в свою очередь, должен обладать не только определенным минимумом предметных знаний, но и сформированными общенаучными умениями и навыками. Учитель должен дать обучающемуся необходимый инструментарий, который позволит проникнуть ему в сущность предмета, поможет включиться в активную практическую и мыслительную деятельность.
Главный труд наших детей - это учение, и поэтому очень важно научить их учиться.
Основа деятельности учителя математики - это не простое накопление учащимися математических знаний и отработка умения решать задачи повышенного уровня, а сотрудничество учителя с учениками по исследованию каждой математической задачи. При обучении учитель должен вооружить учащихся научными методами познания: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, сравнение, обобщение, специализацию и т.д. и развить творческие, исследовательские способности ученика. Важно всемерно развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся: это обеспечивает более высокий уровень знаний и развитие творческого мышления учащихся.
Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Универсальность проектного метода позволяет применять его, работая с разными возрастными категориями учащихся, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод применим к системам знаний всех без исключения учебных дисциплин.
Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения - это: ролевые игры, деловые игры, семинары повторительно - обобщающие уроки, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование, программированный контроль, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.
Универсально эффективных или неэффективных методов не существует.
Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Вот почему, точнее корректнее, говорить: «Процесс обучения может быть активным (где обучаемый участвует как субъект собственного обучения) или пассивным (где обучаемый играет только роль объекта чего - то воздействия). Качество образования складывается из качества обучения и качества воспитания. Качество обучения может быть достигнуто только в результате обеспечения эффективности на каждой ступени обучения. То есть, весь процесс обучения строится по схеме: воспринять - осмыслить - запомнить применить - проверить. Чтобы добиться качества обучения, необходимо последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности. Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения.
Психологическая обстановка доверия и равноправия, учет индивидуальных особенностей восприятия учебного материала на уроках способствует эффективной учебно - познавательной деятельности. Заслуга математики состоит в том, что она является весьма действенным инструментом к самопознанию человеческого разума. И хотя человек не всегда имеет возможности для создания чего-то нового в той или иной сфере деятельности, но будучи личностью, он, тем не менее, не может не быть готовым к творческому самовыражению. Математика помогает ему, пробуждая творческие потенции. В этом и есть одно из главных предназначений учебного предмета математики.