- Преподавателю
- Математика
- Адаптированная образовательная программа по математике (7 класс)
Адаптированная образовательная программа по математике (7 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Докторова Н.Г. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Директор
_______________Докторова Н.Г. _____________Олесова И.П.
Протокол №________
от «___»______________2015 г. от «___»______________2015 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 7 класса (VIII вида)
на 2015-2016 учебный год
Учитель составитель:
Докторова Надежда Гаврильевна,
учитель математики с I категорией,
педагогический стаж 9 лет
Арылах 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2001.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Математика» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Т.В.Алышевой, Москва «Просвещение», 2008.
Программа рассчитана на 138 часов, 4 часа в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ. Задачи преподавания математики:
-
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
-
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
-
развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
-
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с многозначными числами в пределах 100000, об обыкновенных дробях, приведение их к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями; о десятичных дробях; их запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку; о сравнении десятичных долей и дробей; выражение дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях; сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями; о параллелограмме, ромбе; о свойствах элементов; о симметрии
-
овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
-
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Цели обучения математике:
-
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
-
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учителю необходимо постоянно учитывать, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами, обыкновенными дробями в 7 классе дополняется введением примеров и задач с десятичными дробями.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения.
Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.
Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Происходит тесная связь уроков математики с трудовым обучением, с уроками СБО и жизнью, с другими учебными предметами.
Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 7 классе учащиеся должны знать:
- числовой ряд в пределах 1000000;
- алгоритмы арифметических действий с многозначными числами; числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
- элементы десятичной дроби;
- преобразование десятичных дробей;
- место десятичных дробей в нумерационной таблице;
- симметричные предметы, геометрические фигуры;
- виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов, приемы построения.
Учащиеся должны уметь:
- умножать и делить числа в пределах 1000000 на двузначное число;
- читать, записывать десятичные дроби;
- складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
- решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
- решать составные задачи в три-четыре действия;
- вычислять периметр многоугольника;
-находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии.
Содержание учебного материала
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне ТЫСЯЧ в пределах 1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов.
Письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.
Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени. Умножение и деление на однозначное число круглые десятки, двузначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами измерений стоимости, длины, массы.
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Десятичные дроби. Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Выражение дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.
Место десятичных дробей в нумерационной таблице. Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы в виде десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел.
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба).
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии построение геометрических фигур относительно оси и центра симметрии.
Содержание учебного курса:
Количество часов
Класс
В неделю
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Выполнено
7
4
36
28
40
34
138
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
-
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2000. - 224 с.
-
Учебник «Математика» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Т.В. Алышева, Москва «Просвещение», 2006.
-
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 408 с.: ил. - (коррекционная педагогика).
-
Печатные пособия (наглядные средства - таблицы)
-
Раздаточный материал для практических работ
-
Модели геометрических плоских и пространственных фигур;
-
Технические средства обучения (компьютер).
Дополнительная литература
-
Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
-
Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 128 с.
-
Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 121 с.
-
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
-
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
-
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. -М., 1992.
-
Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007.
-
Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. - М., 2008..
-
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.
Календарно-тематическое планирование по математике для 7 класса VIII вида
№
№
урока
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
Сроки прохождения
Примечание
по плану
фактически
I ЧЕТВЕРТЬ (35 часов)
1.Нумерация
1
1
Целые числа. Таблица классов и разрядов
1
01.09.15
2
2
Разложение чисел на разрядные слагаемые
1
02.09.15
3
3
Сравнение чисел в пределах 1000000
1
04.09.15
4
4
Счет равными числовыми группами. Числа четные и нечетные
1
07.09.15
5
5
Округление чисел до указанного разряда
1
08.09.15
2.Сложение и вычитание многозначных чисел
6
6
Устное сложение и вычитание
1
09.09.15
7
7
Устное сложение и вычитание целых чисел
1
11.09.15
8
8-9
Сложение многозначных чисел
2
14.09.15,
15.09.15
9
10-11
Вычитание пятизначных и шестизначных чисел
2
16.09.15,
18.09.15
10
12-13
Сложение и вычитание многозначных чисел с проверкой
2
21.09.15,
22.09.15
11
14
Нахождение неизвестного слагаемого
1
23.09.15
12
15
Нахождение неизвестного уменьшаемого
1
25.09.15
13
16
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания
1
28.09.15
14
17
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»
1
29.09.15
15
18
Работа над ошибками
1
30.09.15
3. Умножение и деление на однозначное число
16
19
Устное умножение и деление
1
02.10.15
17
20
Нахождение части числа
1
05.10.15
18
21-23
Письменное умножение на однозначное число
3
06.10.15,
07.10.15,
09.10.15
19
24-26
Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд (нули во множимом)
3
12.10.15,
13.10.15,
14.10.15
20
27-28
Умножение многозначных чисел на однозначное (нули во множимом)
2
16.10.15,
19.10.15
21
29-30
Деление с остатком
2
20.10.15,
21.10.15
22
31-32
Письменное деление четырехзначных чисел на однозначное
2
23.10.15,
26.10.15
23
33
Письменное деление пяти и шестизначных чисел на однозначное число
1
27.10.15,
24
34
Контрольная работа за I четверть. Умножение и деление на однозначное число
1
28.10.15
25
35
Письменное деление пяти и шестизначных чисел на однозначное число
1
30.10.15
II ЧЕТВЕРТЬ (28 часов)
26
36-37
Письменное деление многозначных чисел с проверкой
2
09.11.15,
10.11.15
27
38-39
Письменное умножение и деление многозначных чисел с проверкой
2
11.11.15,
13.11.15
28
40
Нахождение части числа
1
16.11.15
29
41
Порядок действий
1
17.11.15
30
42-43
Деление многозначных чисел с нулями в частном
2
18.11.15,
20.11.15
31
44-45
Деление с остатком
2
23.11.15,
24.11.15
32
46
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на однозначное число»
1
25.11.15
33
47
Работа над ошибками
1
27.11.15
Умножение и деление на 10, 100, 1000
34
48-49
Умножение на 10,100 и 1000
2
30.11.15,
01.12.15
35
50-51
Деление на 10,100 и 1000
2
02.12.15,
04.12.15
36
52-53
Деление с остатком на 10, 100 и 1000
2
07.12.15,
08.12.15
Геометрический материал
37
54
Геометрические фигуры: прямая, кривая, ломаная линии
1
09.12.15
38
55
Геометрические фигуры: луч, отрезок
1
11.12.15
39
56
Углы: прямой, тупой, острый
1
14.12.15
40
57
Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное
1
15.12.15
41
58
Линии, отрезки: взаимно перпендикулярные, взаимно параллельные
1
16.12.15
42
59
Построение окружности. Линии в круге: радиус, диаметр
1
18.12.15
Преобразование чисел, полученных при измерении
43
60
Замена крупных мер мелкими
1
21.12.15
44
61
Замена мелких мер крупными
1
22.12.15
45
62
Контрольная работа за II четверть. Умножение и деление на 10, 100, 1000
1
23.12.15
46
63
Работа над ошибками. Умножение и деление на 10, 100, 1000
1
25.12.15
III ЧЕТВЕРТЬ (40 часов)
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
47
64
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
1
11.01.16
48
65
Письменное сложение чисел, полученных при измерении
1
12.01.16
49
66
Письменное вычитание чисел, полученных при измерении
1
13.01.16.
50
67
Сложение чисел, полученных при измерении с проверкой вычитанием
1
15.01.16
51
68
Вычитание чисел, полученных при измерении с проверкой сложением
1
18.01.16
52
69
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания
1
19.01.16
53
70
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»
1
20.01.16
54
71
Работа над ошибками. «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»
1
22.01.16
Умножение и деление чисел, полученных при измерении на однозначное число
55
72
Письменное умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число
1
25.01.16
56
73
Деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число
1
26.01.16
57
74
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число
1
27.01.16
58
75
Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число»
1
29.01.16
59
76
Работа над ошибками
1
01.02.16
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1000
60
77
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10,100,1000
1
02.02.16
61
78
Деление чисел, полученных при измерении, на 10,100,1000
1
03.02.16
62
79
Устное умножение и деление на круглые десятки
1
05.02.16
63
80
Письменное умножение и деление чисел на круглые десятки
1
08.02.16
64
81
Деление чисел на круглые десятки
1
09.02.16
65
82
Деление с остатком на круглые десятки
1
10.02.16
Геометрический материал
66
83
Треугольники. Многоугольники.
1
12.02.16
67
84
Классификация многоугольников
1
15.02.16
68
85
Параллелограмм. Свойства элементов
1
16.02.16
69
86
Ромб. Свойства элементов
1
17.02.16
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки
70
87
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число.
1
19.02.16
71
88-89
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки.
2
22.02.16,
24.02.16
Умножение на двузначное число
72
90
Умножение двузначных и трехзначных чисел на двузначное число.
1
26.02.16
73
91
Умножение многозначных чисел на двузначное число
1
29.02.16
74
92
Умножение многозначных чисел на двузначное число
1
01.03.16
75
93
Умножение на двузначное число
1
02.03.16
76
94
Умножений целых чисел на двузначное число
1
04.03.16
Деление на двузначное число
77
95
Деление с остатком
1
07.03.16
78
96
Деление на двузначное число с проверкой
1
09.03.16
79
97
Деление четырехзначных чисел на двузначное число с проверкой
1
11.03.16
80
98
Деление пятизначных шестизначных чисел на двузначные числа с проверкой
1
14.03.16
81
99
Нахождение части числа
1
15.03.16
82
100
Деление с остатком на двузначное число
1
16.03.16
83
101
Умножение и деление на двузначное число
1
18.03.16
84
102
Контрольная работа за III четверть. Деление на двузначное число
1
21.03.16
85
103
Работа над ошибками. Деление на двузначное число
1
22.03.16
IV ЧЕТВЕРТЬ (32 часов)
Умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число.
86
104
Умножение чисел, полученных при измерении на двузначное число.
1
01.04.16
87
105
Деление чисел, полученных при измерении на двузначное число.
1
04.04.16
Обыкновенные дроби.
88
106
Происхождение дробей и сравнение дробей
1
05.04.16
89
107
Правильные и неправильные дроби, сравнение смешанных чисел.
1
06.04.16
90
108
Сокращение дробей и замена неправильной дроби смешанным числом
1
08.04.16
91
109
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
1
11.04.16
Геометрический материал
92
110
Взаимное положение прямых на плоскости
1
12.04.16
93
111
Симметрия, ось симметрии, симметричные предметы
1
13.04.16
94
112
Построение геометрических фигур относительно оси симметрии
1
15.04.16
Обыкновенные дроби
(Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями).
95
113
Основное свойство дроби. Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю
1
18.04.16
96
114
Сравнение обыкновенных дробей, смешанных чисел
1
19.04.16
97
115-116
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
2
20.04.16,
22.04.16
Десятичные дроби
98
117
Получение, запись и чтение десятичных дробей
1
25.04.16
99
118
Запись чисел, полученных при измерении в виде десятичных дробей
1
26.04.16
100
119
Замена десятичных дробей целыми числами
1
27.04.16
101
120
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях
1
29.04.16
102
121
Сравнение десятичных долей и дробей
1
02.05.16
Сложение и вычитание десятичных дробей
103
122
Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковым количеством знаков
1
03.05.16
104
123
Сложение и вычитание десятичных дробей с разным количеством знаков
1
04.05.16
105
124
Нахождение десятичной дроби от числа
1
06.05.16
Меры времени
106
125
Сложение и вычитание мер времени
1
10.05.16
107
126
Сложение и вычитание мер времени
1
11.05.16
Задачи на движение
108
127
Решение задач на движение (встречное движение)
1
13.05.16
109
128
Решение задач на движение (противоположное движение)
1
16.05.16
110
129
Решение задач на движение в одном направлении
1
17.05.16
Повторение
111
130-131
Сложение и вычитание десятичных дробей.
2
18.05.16,
20.05.16
112
132
Умножение и деление чисел на двузначное число.
1
23.05.16
113
133
Контрольная работа за IV четверть. Обыкновенные дроби
1
24.05.16
114
134
Работа над ошибками. Умножение и деление чисел на двузначное число.
1
25.05.16
115
135
Умножение и деление чисел на двузначное число.
1
27.05.16
Формы и средства контроля
Контрольно-оценочная деятельность
№
Дата
Проверочные
Дата
Контрольные
Дата
Практические
I четверть
1.
16.09
Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел с проверкой»
23.09
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»
17.09
Построение отрезка при помощи циркуля
2.
13.10
Самостоятельная работа по теме: «Письменное умножение и деление многозначных чисел с проверкой»
21.10
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на однозначное число»
24.09
Построение отрезка при помощи циркуля
3.
22.10
Построение окружности. Линии в круге: радиус, диаметр
II четверть
1.
25.11
Самостоятельная работа по теме: «Сложение чисел, полученных при измерении с проверкой вычитанием»
1.12
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»
19.11
Построение треугольника с помощью циркуля
2.
27.12
Самостоятельная работа по теме: «Деление чисел на круглые десятки»
14.12
Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число»
17.12
Построение параллелограмма (ромба)
3.
24.12
Построение параллелограмма (ромба)
III четверть
1
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на круглые десятки»
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки».
Построение параллелограмма и ромба
2
Самостоятельная работа по теме: «Умножений целых чисел на двузначное число»
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число».
Фигуры, симметричные, относительно центра симметрии
3
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на двузначное число»
Построение треугольников по длинам сторон и вычисление их периметра.
IV четверть
1
Самостоятельная работа по теме: «Сравнение смешанных чисел»
Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби»
Происхождение дробей и сравнение дробей
2
Самостоятельная работа по теме: «Сравнение десятичных долей и дробей»
Годовая административная контрольная работа
Получение, запись и чтение десятичных дробей
3
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление чисел на двузначное число»
Масштаб