- Преподавателю
- Математика
- Профессиональный рост учителя профильной школы как условие повышения качества общего образования
Профессиональный рост учителя профильной школы как условие повышения качества общего образования
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Оленева Л.П. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Профессиональный рост учителя профильной школы как условие повышения качества общего образования
Л.П.Оленева,
пгт. Яшкино, Кемеровская обл.
Введение профильного обучения является актуальным и важным шагом в развитии Российской системы школьного образования. Как и любое нововведение подобного масштаба, этот шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен.
Только с учетом мнения и интересов учителей, школьников и их родителей может быть реализована программа профильного обучения в школе. Поэтому проведение социологических и психологических исследований, опроса родителей и самих школьников является важным этапом работы в этом направлении.
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника 9 -го класса перед необходимостью сделать ответственный выбор - самоопределиться в отношении профилирующего направления, ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности. Социологический опрос проведенный Центром социологических исследований Минобразования России показывает, что «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме, начинается уже в 8 классе и достигает своего пика в 9 классе. Те, кто намерен продолжить свою учебу в вузе самоопределяются в 9 классе .» Соответственно большинство выпускников 9-го класса сделали свой выбор профессиональной деятельности.
Особенностью профессионального самоопределения является, то что кроме самого человека на его важный жизненный выбор оказывают сильное влияние родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи) и др.
Проведя социальный опрос школьников о мотивации выбора профессии мы получили такие данные.
-
Высокий заработок - 92%
-
Возможность сделать карьеру - 77%
-
Престижность профессии - 66%
-
Возможность развивать свои способности - 35%
-
Полезность результата профессиональной деятельности - 22%
-
Работа соответствующая вашим возможностям - 34%
Между тем, выбор профиля для школы, чаще всего, зависит от наличия кадров. Современной профильной школе требуется, профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий новым педагогическим мышлением, новым видением школы и ученика.
Учитель профильной школы должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство и для этого у него есть разнообразные пути: работа в методических объединениях школы, подготовка различных исследовательских работ с учащимися, участие школьников в различных олимпиадах, консультации в методкабинетах и участие в разнообразных семинарах, курсах, лекциях, творческих группах, которые ищут новые формы и методы работы. Для реализации профильного обучения в школе необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог профильной школы должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Педагог профильного обучения - это организатор учебной поисковой работы, наставник, консультант.
В связи с особенностями преподаваемых предметов, их местом в образовательном процессе школы и задачами, стоящими в свете этого перед ними, у учителей профильной школы должны быть сформированы определенные профессиональные умения, например:
• умения проектировать образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, осуществлять обучение и воспитание школьников с учётом специфики преподаваемого предмета и на основе принципов вариативности и личностной ориентированности образовательного процесса в профильных группах;
• умения осуществлять социализацию, формирование общей культуры личности, осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
• умения использовать разнообразные приёмы, методы, средства и педагогические технологии, обеспечивающие практическую ориентацию образовательного процесса;
•умения обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта профильного уровня;
• умения организовывать проектную и научно - исследовательскую деятельность учащихся и др.
Растущий образовательный спрос побуждает учителя повышать свою научную эрудицию, творчески подходить к изменению содержания своего предмета. Достаточно широкий ассортимент новых учебных программ и учебников вынуждает глубоко анализировать их, прежде чем выбрать.
Совершенствование профессионального мастерства учителя в условиях реформирования образования предполагает переосмысление учителем своих профессиональных ориентаций и устремлений, функциональных обязанностей, собственного опыта и педагогических находок учителей-новаторов. Этот процесс требует внутренней целеустремленности, умений выявить возникшие несоответствия собственной профессиональной квалификации требованиям, предъявляемым сегодня школьному учителю.
Литература
-
Профильное обучение. Нормативные правовые документы [Текст] : М., 2006. - 94 с.
-
Петутин О. Профильное обучение: дидактическое обеспечение / О. Петутин // Учитель - 2004. - №4. - С. 12-20.
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования - М, 2002.