Конспект урока по теме «Координатная плоскость»

Предлагаю конспект урока по теме «Кординатная плоскость». Данный урок проводился в рамках фестиваля «Открытый урок». Для усвоения новых знаний создается учебная ситуация. В начале урока учащиеся выбирают «билеты» в «кинозал», согласно «билетам» рассаживаются по группам. Каждая группа читает инструкцию и правила работы в группе.Ученики просматривают фрагмент фильма «Пираты Карибского моря» и приступают к поискам клада Организована работа в группах, составлены задания в программе Excel. Выполнив...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Координатная плоскость».

Класс: 6 «в»

Учитель: Мацюк С.А.

Цели: 1) познакомить учащихся с понятием «Координатная плоскость»;

2) рассказать о Р. Декарте, который ввёл понятие координатная плоскость;

3) показать на примерах использование понятия координатная плоскость в других областях;

4) в игровой форме закрепить принцип построения точек на координатной плоскости.

Задачи:

- обучающие: 1) ввести понятие координатной плоскости;

2) научить учащихся строить точки на координатной плоскости;

3) научить учащихся определять координаты точек, построенных на координатной плоскости.

- развивающие: создание условий для развития умения переноса известных способов действий в новую ситуацию.

- воспитательные: воспитание чувства ответственности за свои действия (бездействие), сопричастности ко всему происходящему в классе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбуки, презентация к уроку, карточки с заданием.

Ход урока:

  1. Организационный момент

    1. Приветствие

    2. Учащиеся рассаживаются по «билетам», в которых указаны ряд и место.

II

Фрагмент фильма «Пираты Карибского залива».

Что ищут пираты?

Что помогает пиратам в их поисках?

Выдать карты учащимся с маршрутом и координатами клада.

Сможете ли вы добраться до клада? Почему?

А хотите получить клад?

III. Актуализация знаний.

Итак подготовимся к увлекательному путешествию.

? Приходилось ли вам когда-нибудь слышать выражения: «Оставь мне свои координаты» или «Сообщи мне свои координаты»?

? Как следует понимать такие выражения? Что в этом случае понимается под координатами?

? Приходилось ли еще где-нибудь слышать слово «координаты»?

Рассказать учащимся о том, что с самого раннего детства им приходилось встречаться с понятием координатная плоскость в жизни:

(Слайд № 2) при посещении кинотеатра

(Слайд № 3) во время любимой всеми игры в «Морской бой»

(Слайд № 4) во время игры в шахматы

(Слайд № 5) взрослые же используют это понятие для определения местоположения объектов.

Какой смысл имеет этот термин в математике?

(Слайд № 1)

  • Что изображено на экране?

(наиболее вероятный вариант ответа: числовая прямая)

  • Все согласны? Как сказать точнее?

(желаемый вариант ответа: прямая с метками и направлением)

  • Что необходимо добавить, чтобы получить числовую прямую?

  • Пусть точка К находится справа от начала отсчета на расстоянии 2 ед. отрезков. Какой будет ее координата?

  • Как бы вы охарактеризовали положение точки Р? Какой будет ее координата?

  • На нашем рисунке есть еще две точки О и Е, какие у них будут координаты?

  • Что означает запись появившаяся на экране?

  • Вот теперь, я думаю, вы без труда сможете проверить свою готовность к изучению нового о координатах.

Два задания «закончите фразу»

  1. Координатной прямой называют прямую, на которой выбраны и отмечены …

  2. Число, которое показывает, на сколько ед. отрезков и в каком направлении от начала отсчета удалена точка, называют …

IV. Изложение нового материала

(Слайд № 6). Рассказать учащимся об авторе координатной плоскости Рене Декарте.

Начинается совместная работа учителя и учащихся. Учитель прорисовывает каждое новое понятие с помощью анимации на слайде, а учащиеся делают то же самое в тетрадях.

(Слайд № 7). Знакомство с прямоугольной декартовой системой координат введение горизонтальной координатной прямой (оси абсцисс), вертикальной координатной прямой (оси ординат), обозначение точки пересечения осей началом координат.

  • Как расположены эти две координатные прямые по отношению друг к другу?

  • В математике говорят, что две координатные прямые, расположенные таким образом, задают систему координат.

  • Точка О называется началом отсчета

  • Горизонтальная координатная прямая называется осью абсцисс.

  • Вертикальная координатная прямая называется осью ординат

? Зачем нужна система координат?

Система координат дает возможность определить положение точки не только на прямой, но и в любом месте плоскости листа, доски или экрана.


  • (Слайд № 8). Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости и знакомство с названиями координат точки (абсциссой и ординатой). Например, пусть у нас есть точка М

? Как описать с помощью чисел положение точки М относительно начала отсчета?

  • Чтобы определить положение точки М, проведем из нее к оси абсцисс перпендикулярный (т.е. вертикальный) отрезок МА. Точке А соответствует число 6

  • Затем проведем к оси ординат перпендикулярный (т.е. горизонтальный) отрезок МВ. Точке В соответствует число 5.

  • Положение точки М определяется двумя числами 6 и 5.

? Как вы думаете эти числа называются?

Координатами точки М и записываются с помощью скобок М (6;5)

(Слайд №9). Учащиеся самостоятельно в тетрадях записывают координаты, отмеченных на координатной плоскости точек. Затем на слайде производим проверку самостоятельно выполненной работы.

V Работа в группах.

На столах правила работы в группе, инструкция к работе. Учащиеся знакомятся с инструкцией.

1 задание. Соединить точки, получается - кораблик.

2 задание. Соединить точки, получается -

3 задание. Соединить точки, получится - ключ.

  1. задание. Соединить точки, получится - сундук.

VI. Подведение итогов урока.

Клайд найден, «сундук с монетами», раздать призы.

Сегодня на уроке мы научились строить точки на координатной плоскости. Познакомились с названием координатных осей, с названием координат точки. Нашли применение координатой плоскости в других областях и убедились в значимости «открытия» координатной плоскости великим французским учёным Рене Декартом.

VII Задание на дом

Учащимся предлагается выполнить практическую работу по предложенной учителем карточке (построить фигуру, последовательно соединяя точки на координатной плоскости).

VIII Рефлексия.



Тема занятия: «КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ»

Класс: 6 «в»

Учитель: Мацюк С.А.

Цели: 1) познакомить учащихся с понятием «Координатная плоскость»;

2) рассказать о Р. Декарте, который ввёл понятие координатная плоскость;

3) показать на примерах использование понятия координатная плоскость в других областях;

4) в игровой форме закрепить принцип построения точек на координатной плоскости.

Задачи:

- обучающие: 1) ввести понятие координатной плоскости;

2) научить учащихся строить точки на координатной плоскости;

3) научить учащихся определять координаты точек, построенных на координатной плоскости.

- развивающие: создание условий для развития умения переноса известных способов действий в новую ситуацию.

- воспитательные: воспитание чувства ответственности за свои действия (бездействие), сопричастности ко всему происходящему в классе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбуки, презентация к уроку, карточки с заданием.

Технологическая карта урока по теме: «Координатная плоскость»











Этап

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические, технологические приёмы

Прогнозируемый результат

1.Организационный

Настроить на предстоящую работу,

Обеспечить понимание и принятие учебной задачи на урок и на перспективу.


Приветствие, настраивает на урок.

Слушают учителя, настраиваются на урок.

Словесный

Учащиеся настроены на продуктивную работу.

Просмотр фрагмента фильма «Пираты Карибского моря»

Создание проблемной ситуации.

Задает вопросы по фильму, создает проблемную ситуацию, переводит в учебную задачу.

Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы для решения проблемной ситуации.

Словесный

Учащиеся мотивированы к уроку.

3.Актуализация знаний

Повторение понятий координатная прямая и координата точки;

воспроизведения общей схемы действий при определении координат заданной точки и при построении точки по заданным координатам.


Задает вопросы, используя слайды презентации.

Отвечают на вопросы учителя. Повторяют учебный материал.

Словесный, визуальный

Принимают план урока.



Учащиеся готовы к выполнению заданий.

4.Определение

темы и образо

вательной цели

урока.

Создать условия для

анализа новой ситуации;

мотивации введения прямоугольной системы координат;

переноса известных способов определения координаты точки и построения точки по ее координате на прямой в ситуацию координатной плоскости;

введения ориентировочной основы новых действий.


Активизирует внимание и побуждает к определению темы и образовательной цели урока.

Отвечают на вопросы, называют тему урока и образовательную цель.

Презентация

Определена тема и образовательная цель урока.

5.Практическая

работа в

группах

Первичное закрепление изученного материала.

Организует практическую работу в группах.

Выполняют практическую работу в группе.

Знакомятся с инструкцией.

Работа в группах.


Выполнена успешно работа в группе, учащиеся отыскали «клад».

7Домашнее задание


Предлагает творческое домашнее задание, выполнить рисунок по координатам.

Выбирают задания из конверта.


Получено домашнее задание.

8. Рефлексия.


Организует оценочную деятельность урока.


Оценивают свою учебную деятельность на уроке

Метод неоконченных предложений.

Учащиеся оценивают урок и свою деятельность на уроке.





© 2010-2022