- Преподавателю
- Математика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых проектно-исследовательских занятий по математике «Занимательные математические задачи» для 5 класса по ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых проектно-исследовательских занятий по математике «Занимательные математические задачи» для 5 класса по ФГОС
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цой Ю.Е. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Сергея Ромашина
города Южно-Сахалинска
Рассмотрена
методическим объединением учителей математики и информатики
Протокол № 1 от 29.08.2014 г.
Руководитель МО:_________
Согласована
Методическим советом
МБОУ СОШ № 3
Протокол № 1 от 29.08.2014 г.
Руководитель МС:__________
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 3
______________Перлова С.Д.
Приказ № _________
от 29 августа 2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуально-групповых
проектно-исследовательских занятий
по математике «Занимательные математические задачи»
для 5 класса
на 2014-2015 учебный год
Составлена : Цой Ю. Е.
Южно-Сахалинск
2014
Содержание
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально-групповых проектно-исследовательских занятий по математике для 5 класса ««Занимательные математические задачи» »составлена на основе следующих документов:
-
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Сахалинской области (Приказ министерства образования Сахалинской области от 19 июля 2011 г. № 862-ОД);
-
Учебный план МБОУ СОШ № 5 города Южно-Сахалинска на 2013 - 2014 учебный год (приказ « Об утверждении учебного плана МБОУ СОШ № 5 города Южно-Сахалинска на 2013 - 2014 учебный год» от 23.08.2013 года № 185/1 - п);
Статус документа
Рабочая программа индивидуально-групповых проектно-исследовательских занятий по математике для 5 класса «Занимательные математические задачи» направлена на расширение пространства работы над проектами за рамками предмета. Она конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам спецкурса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет оптимальный набор теоретического материала.
Структура документа
Рабочая программа индивидуально-групповых проектно-исследовательских занятий по математике для 5 класса «Занимательные математические задачи» включает следующие разделы:
-
пояснительную записку;
-
требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;
-
критерии сформированием базовых компетенций основное содержание с распределением учебных часов по разделам спецкурса;
-
УМК;
-
календарно-тематическое и поурочное планирование курса.
Общая характеристика индивидуально-групповых проектно-исследовательских занятий по математике для 5 класса «Занимательные математические задачи»
Математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика - это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Но знания и умения прочны и востребованы, когда добыты в опыте самостоятельной деятельности, а это становится возможным с помощью организации проектной деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проект- это пять «П»: проблема-проектирование-поиск информации-продукт-презентация. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке может быть: конспект, памятка по методам решения задач, сборник задач, тестов, презентация темы или способов решения задачи и др.
Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В ходе изучения математики систематично и последовательно формируются навыки умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная сторона мышления. Задачи и упражнения, предлагаемые данной программой, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики, а так же рассматриваются задачи, предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и приобретением навыков решения задач.
Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.
Цели курса:
расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачи курса:
-
закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
-
формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
-
вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
-
активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
-
поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
-
воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Особенности программы.
Принципы.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Индивидуализация темпа работы.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение геометрических задач.
Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Рекомендации к оценке ЗУН: ведение технологических карт
Основные формы проверки знаний:
-
тестирование;
-
личная олимпиада;
-
математические соревнования
Межпредметные связи: экономика, естествознание.
Место индивидуально-групповых проектно-исследовательских занятий по математике для 3 класса «Занимательные математические задачи» в учебном плане МБОУ СОШ № 5
В учебном плане МБОУ СОШ № 5 города Южно-Сахалинска на 2013 - 2014 учебный год для индивидуально-групповых проектно-исследовательских занятий по математике для 5 класса «Занимательные математические задачи» отводятся часы из компонента образовательного учреждения. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2014 - 2015 учебный год, утвержденным приказом от 23 июля 2014 года № 185/1 - п, на изучение отводится по 17 учебных часа в 5 В, 5 Г, 5 Д за год, из расчета 0,5 часа в неделю в каждом классе.
Методы обучения:
-
метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;
-
метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;
-
исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
Средства обучения (технологии):
-
педтехнологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;
-
активизации и интенсификации деятельности учащихся;
Содержание программы курса (курс рассчитан на 34 часа)
Тематический план
№
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Числовые множества. Действия с числами.
4
1
3
2.
Текстовые задачи.
5
2
3
3.
Графы на плоскости
2
1
1
4.
Геометрические задачи
4
2
3
5.
Математические соревнования, ребусы
2
0
2
Итого:
17
5
12
Тема 1: Числовые множества. Действия с числами (5 часов)
Теория: Историческая информация о происхождении чисел.
Практика: Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.
Тема 2: Текстовые задачи (12 часов)
Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Логические задачи
Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».
Тема 3: Графы на плоскости (4 часа)
Теория: Теория графов. Элементы теории графов
Практика: Решение задач с помощью графов
Тема 4: Геометрические задачи (7 часов)
Теория: Основы геометрии на плоскости и в пространстве.
Практика: Решение задач со спичками. Решение геометрических задач.
Тема 5: Математические соревнования, ребусы (6 часов)
Теория: Ребусы. Математические ребусы
Практика: «Интеллектуальный марафон», «Ребусомания»
Контроль знаний, умений, навыков
Исследовательские работы:
-
Исследовательская работа «Математические модели в практике человека»
-
Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов»
Ожидаемый результат:
Развитие коммуникативной, личностной, регулятивной и познавательной компетенций, расширение кругозора обучающихся, формирование творческого мышления.
Формы контроля:
Выполнение исследовательских работ, мини-проектов, творческих заданий
Фомы контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
Исследовательские
работы
1
1
2
Требования к уровню подготовки учащихся 5-х классов
В результате изучения курса учащиеся будут уметь:
- решать основные виды логических задач
- знать способы решения популярных логических задач.
- применять основные принципы математического моделирования, основные свойства, делимости чисел.
- уметь решать нестандартные задачи на %,
- определять тип задачи и алгоритм ее решения.
В результате изучения курса учащиеся должны:
освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач.
уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
В процессе проектно-исследовательской деятельности сформируются следующие компетенции:
Учебно-познавательные:
умение работать с большим объёмом учебной литературы;
умение понимать схемы, инструкции, чертежи, графики;
умение слушать и конспектировать;
умение выполнять и презентовать творческие работы и проекты, описывать алгоритмы деятельности;
способность самостоятельно организовывать свою деятельность;
способность проявлять активность в выборе деятельности;
готовность выявлять противоречия, выдвигать гипотезы, критиковать, объяснять, доказывать;
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
Менеджерские:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности.
- навыки интервьюирования, устного опроса;
Презентационные:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы
Критерии сформированности компетенций.
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников
Критерии сформированности компетенций
Решение проблемы
Постановка проблемы
Уровень I
-
называет причины, по которым он приступил к работе над проектом
Уровень II
-
описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию
Уровень III
-
самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя
Уровень IV
-
самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации
Целеполаганиеи планирование
Уровень I
-
демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем
Уровень II
-
самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя
Уровень III
-
самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы, оценивает промежуточные результаты
Уровень IV
-
предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив;
Оценка результата
Уровень I
-
сравнивает полученный продукт с его описанием
Уровень II
-
определяет соответствие полученного продукта запланированному, на основе заранее заданных критериев
Уровень III
-
дает рекомендации по использованию полученного продукта, обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач
Уровень IV
-
определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученным продуктом, оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией
Работа с информацией
Поиск информации
Уровень I
-
следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем
Уровень II
-
определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом, определяет «белые пятна» в имеющейся информации,
Уровень III
-
определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации
Уровень IV
-
указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе
Обработка информации
Уровень I
-
делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации
Уровень II
-
определяет необходимость той или иной информации для реализации проекта
Уровень III
-
делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия)
Уровень IV
-
делает аргументированный вывод на основе информации
Коммуникация
Публичное выступление
Уровень I
-
готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы по проекту, отвечает на уточняющие вопросы
Уровень II
-
делает публичное выступление о цели, ходе, результатах проекта, обращает аудиторию к наглядным материалам, отвечает на вопросы, нацеленные на понимание содержания выступления.
Уровень III
-
самостоятельно ставит цель публичного выступления, использует средства невербального воздействия на аудиторию, отвечает на вопросы
Уровень IV
-
демонстрирует владение способами воздействия на аудиторию, отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции, организует обратную связь с аудиторией
Письменная коммуникация
Уровень I
-
соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем
Уровень II
-
демонстрирует владение способами представления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.)
Уровень III
-
Определяет цель и аудиторию для предъявления информации
Уровень IV
-
Самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта.
Решение задачи практического характера
Уровень I
-
умение не сформировано. Задача не решена
Уровень II
-
задача решена, учащийся затрудняется обосновать решение или даны верные рассуждения, но ответ задачи неверный
Уровень III
-
задача решена верно, даются пояснения по ходу решения не всегда верные
Уровень IV
-
задача решена верно, даны пояснения всем этапам решения
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.
Этап работы над проектом
Критерии, соответствующие этапам
Характеристика критерия
Подготовительный этап
Актуальность
Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий
Планирование работы
Осведомленность
Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом
Исследовательская деятельность
Научность
Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими
Самостоятельность
Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия
Результаты или выводы
Значимость
Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения
Системность
Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы
Структурированность
Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта
Интегративность
Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы
Креативность (творчество)
Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности
Представление готового продукта
Презентабельность (публичное представление)
Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта
Коммуникативность
Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности
Апробация
Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта
Оценка процесса и результатов работы
Рефлексивность
Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?
Десять из данных критериев предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии возможных суждений по качеству проектно-исследовательской работы учащихся; выработать единый уровень требований при критериальном оценивании проектов; уйти от «синдрома боязни» получить низкий балл участниками проектной деятельности. Самое важное, что данная десятибалльная шкала позволит легко ранжировать не только проекты с разной проблематикой в несмежных областях научного знания, но и одной области со сходными объектами и методами исследования. Кроме основных баллов за проектно-исследовательские работы, предлагается выставлять дополнительные баллы за определенные виды проектов и с учетом мнения эксперта.
Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников
Классификация проекта
Вид проекта
Количество дополнительных баллов
По продолжительности
Среднесрочный
Долгосрочный
1
2
По способу преобладающей деятельности
Исследовательский
Практико-ориентированный
Реферативный
Описательный
3
2
1
1
По количеству участников
Индивидуальный
Парный
Групповой
1
1
2
По предметно-содержательной области
Монопроект
Межпредметный в смежных областях
Межпредметный в разных областях
1
2
3
По характеру контактов
Внутришкольный
Межшкольный
Международный
1
2
4
С учетом координации
С открытой координацией
1
Апробация
Продолжение исследований по данной тематике
Возможность практического применения
Уже применяется
1
1
3
Особое мнение эксперта
(с учетом системности)
-
1-2
Максимальное количество дополнительных баллов
20
Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов - 120. Ранжировать проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом:
Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов.
Количество набранных баллов
Уровень проекта
до 60 баллов
Низкий уровень
61-80
Средний уровень
81-100
Выше среднего уровня
101-120
Высокий уровень
Учебно - методический комплект:
Литература для учащихся:
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 - 8 классах. М: Просвещение, 2010.
2. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 - 5 классов. Москва «Просвещение», 1986.
3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986.
4. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.
6. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».
7. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. Домодедово. ВАП-VAP, 1994.
Литература для учителя:
-
Павлюкевич Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как средство повышения качества математического образования, - Томск, 2010 г.
-
Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике, Воронова Т. Г., Томск: 2011 г.
-
Топчиева Т. Н. Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике, - Колпашево, 2011 г
-
Ерилова Г. Ф. Арифметика остатков, - Томск:2005 г.
-
Баврин И. И. Старинные задачи на уроках математики, -М: Просвещение, 1994 г.
-
Как решать логические задачи? [Электронный ресурс]/
Режим доступа: book.kbsu.ru/theory/chapter5/1_5_13.html -
Гуляев Тимофей. Круги Эйлера. [Электронный ресурс]/
Режим доступа: book.kbsu.ru/theory/chapter5/1_5_13.html -
Логические задачи и головоломки [Электронный ресурс] / Режим доступа: smekalka.pp.ru/smullian.html
Поурочный план проектно-исследовательских занятий в 5 - х классах
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Коррекция
по плану
по факту
5 В
5 Г
5 Д
5 В
5 Г
5 Д
1 четверть
Числовые множества (4ч.)
12.09.14
8.09.14
1.09.14
Происхождение чисел
Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер
26.09.14
22.09.14
15.09.14
Числовые множества
Магический квадрат
Числовые головоломки
10.10.14
6.10.14
29.09.14
Логические задачи
Решение логических задач
24.10.14
20.10.14
13.10.14
Задачи на переливание
Решение задач на переливание
2 четверть
Текстовые задачи (5ч.)
14.11.14
17.11.14
27.10.14
Задачи на взвешивание
Решение задач на взвешивание
28.11.14
1.12.14
10.11.14
Задачи на перевозки и переправы
Решение задач на перевозки и переправы
12.12.14
15.12.14
24.11.14
Задачи проценты (смеси и сплавы)
Решение задач на проценты
26.12.14
12.01.15
8.12.14
Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов»
Конкурс «Лучший решатель»
3 четверть
16.01.15
26.01.15
22.12.14
Решение задач от противного
Графы на плоскости (2ч.)
30.01.15
9.02.15
19.01.15
Теория графов
Элементы теории графов
13.02.15
23.03.15
2.02.15
Применение элементов теории графов к решению задач.
Геометрические задачи (4ч.)
27.02.15
6.04.15
16.02.15
Треугольник. Задачи с треугольниками
Четырехугольники. Геометрические головоломки
13.03.15
20.04.15
2.03.15
Знакомство с пространственными телами
3.04.15
4.05.15
16.03.15
Задачи на разрезание
Решение задач на разрезание
4 четверть
17.04.15
18.05.14
13.04.15
Задачи со спичками
Решение задач со спичками
Математические соревнования, ребусы (2ч.)
8.05.15
---
27.04.14
Математические ребусы
17.
22.05.15
----
11.04.14
Исследовательская работа «Математические модели в практике человека»
«Интеллектуальный марафон»
18.
-----------
--------
25.04.14
Исследовательская работа «Математические модели в практике человека»
«Интеллектуальный марафон
Календарно-тематический план индивидуально-групповых проектно-исследовательских занятий
по математике для 5 классов на 2014-2015 учебный год
Дата
№ п/п
Тема урока
Тип
урока
Решаемые проблемы
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Примечания
Понятия
Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты
Числовые множества. Действия с числами (5 часов)
1
Происхождение чисел
КУ
Недостаточность знаний об истории возникновения чисел
Цифра, число, римские и арабские цифры,
Систематизировать знания учащихся по ранее изученным темам
Регулятивные
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
Коммуникативные
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Познавательные
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность
- ведение диалога на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
- готовность к самообразованию и самовоспитанию
1
Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер
Отсутствие знаний о старинных мерах длины
Старинные меры длины: аршин, верста, косая сажень, сажень, локоть,
Решать задачи с использованием старинных мер длины
Регулятивные
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Коммуникативные
• вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
• задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Познавательные
• осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода
2
Числовые множества
КУ
Отсутствие знаний о числовом множестве, последовательности чисел
Числовое множество, последовательность чисел
Составлять последовательности чисел по определенным правилам
Регулятивные
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Коммуникативные
• вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
• задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Познавательные
• осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
- осознавать свои трудности и 1стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
Магический квадрат
Отсутствие знаний о закономерности чисел
Закономерность чисел, магический квадрат
Решать и составлять магические квадраты
Регулятивные
• определять цель своей деятельности,
• планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану,
• оценивать и корректировать полученный результат;
Коммуникативные
• уметь с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Познавательные
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
Числовые головоломки
Недостаточность умений решать математические головоломки
Числовая головоломка
Решать и составлять числовые головоломки
Регулятивные
• определять цель своей деятельности,
• планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану,
• оценивать и корректировать полученный результат;
Коммуникативные
• уметь с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Познавательные
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
Текстовые задачи ( 12 часов)
3
Логические задачи
КУ
Отсутствие навыков решения логических задач
Логическая задача, высказывание, предложение, суждение
Знать методы решения логических задач
Регулятивные
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• определение основной и второстепенной информации;
Коммуникативные
• ставить вопросы
• выражать свои мысли;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Решение логических задач
Недостаточные навыки решения логических задач
Истинное и ложное высказывание
Определять истинность-ложность высказывания, решать логические задачи
Регулятивные
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• определение основной и второстепенной информации;
Коммуникативные
• ставить вопросы
• выражать свои мысли;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода
1
4
Задачи на переливание
КУ
Отсутствие навыков решения задач на переливание
Задача на переливание
Решать задачи на переливание
Регулятивные
• прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коммуникативные
• отстаивать свою точку зрения;
• выражать свои мысли;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• ставить и формулировать проблемы;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Решение задач на переливание
Недостаточные навыки решения задач на переливание
Задача на переливание
Решать задачи на переливание
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
• действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Коммуникативные
• формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
• осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- применение полученных знаний к практической деятельности
5
Задачи на взвешивание
КУ
Отсутствие навыков решения задач на взвешивание
Задача на взвешивание
Решать задачи на взвешивание
Регулятивные
• прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коммуникативные
• отстаивать свою точку зрения;
• выражать свои мысли;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• ставить и формулировать проблемы;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Решение задач на взвешивание
Недостаточные навыки решения задач на взвешивание
Задача на взвешивание
Решать задачи на взвешивание
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
• действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Коммуникативные
• формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
• осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- применение полученных знаний к практической деятельности
6
Задачи на перевозки и переправы
КУ
Отсутствие навыков решения задач на перевозки и переправы
Задача на перевозку, задача на переправу
Решать задачи на перевозки и переправы
Регулятивные
• прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коммуникативные
• отстаивать свою точку зрения;
• выражать свои мысли;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• ставить и формулировать проблемы;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осваивать новые виды деятельности;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков;
Решение задач на перевозки и переправы
Недостаточные навыки решения задач на перевозки и переправы
Задача на перевозку, задача на переправу
Решать задачи на перевозки и переправы
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
• действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Коммуникативные
• формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
• осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- применение полученных знаний к практической деятельности
1
7
Задачи проценты (смеси и сплавы)
КУ
Отсутствие навыков решения задач на проценты
Процент, смесь, сплав
Решать задачи на проценты
Регулятивные
• прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коммуникативные
• отстаивать свою точку зрения;
• выражать свои мысли;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• ставить и формулировать проблемы;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осваивать новые виды деятельности;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков;
Решение задач на проценты
Недостаточные навыки решения задач на проценты
Процент, смесь, сплав,
Решать задачи на проценты
Регулятивные
• прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коммуникативные
• отстаивать свою точку зрения;
• выражать свои мысли;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• ставить и формулировать проблемы;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- применение полученных знаний к практической деятельности
8
Конкурс «Лучший решатель»
Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов»
УПЗН
Закрепление знаний, недостаточные навыки работы в команде
Работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации
Регулятивные
• самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её,
• самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат
Коммуникативные
• высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи;
• работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах
Познавательные
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
• осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими;
- умение действовать по правилам и соблюдать их в игровой и жизненной ситуации
1
9
Решение задач от противного
УОНМ
Отсутствие навыков решения задач от противного
Доказательство от противного
Решать задачи методом от противного
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
• действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Коммуникативные
• формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
• осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осваивать новые виды деятельности;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков;
Графы на плоскости (4 часа)
10
Теория графов
УОНМ
Отсутствие знаний о графах, о теории графов
Граф, схема условия, степени вершин, ребра графа
Строить простейшие графы
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
• действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Коммуникативные
• формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
• осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Элементы теории графов
УОНМ
Недостаточность знаний о теории графов
Свойства графа, теорема о четности числа нечетных вершин
Строить простейшие графы с учетом элементов теории графов
Регулятивные
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Коммуникативные
• вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
• задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Познавательные
• осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- гармоничное развитие личности и ее самореализация на основе готовности к непрерывному образованию
11
Применение элементов теории графов к решению задач
УПЗН
Отсутствие знаний о применении теории графов к решению задач
Свойства графа, теорема о четности числа нечетных вершин
Применять элементы теории графов к решению задач
Регулятивные
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• определение основной и второстепенной информации;
Коммуникативные
• ставить вопросы
• выражать свои мысли;
• планировать учебное сотрудничество
Познавательные
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений
- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
• определять способы действий в рамках предложенных условий и требований
Коммуникативные
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
• работать индивидуально и в группе, находить общее решение
Познавательные
• строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода
Геометрические задачи (7 часов)
12
Треугольник. Задачи с треугольниками
КУ
Недостаточность основных геометрических знаний
Треугольник, его элементы (вершины, стороны, углы)
Знать понятие треугольника, называть его элементы, решать задачи с треугольниками
Регулятивные
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
• корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Коммуникативные
• формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
• разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
Познавательные
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества
1
Четырехугольники. Геометрические головоломки
Недостаточность знаний о четырехугольниках и их видах, отсутствие знаний о геометрических головоломках
Четырехугольник, виды четырехугольников (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция), геометрические головоломки
Определять вид четырехугольника, решать геометрические головоломки
Регулятивные
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
• определять способы действий в рамках предложенных условий и требований
Коммуникативные
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
• работать индивидуально и в группе, находить общее решение
Познавательные
• строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;
- широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики
13
Знакомство с пространственными телами
УОНМ
Отсутствие знаний о пространственных телах
Пространственные тела: куб, параллелепипед, призма, конус. Шар)
Называть пространственные тела и их отличительные признаки
Регулятивные
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
• корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Коммуникативные
• формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
• разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
Познавательные
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осваивать новые виды деятельности;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков;
14
Задачи на разрезание
КУ
Отсутствие навыков решения задач на разрезание
Задача на разрезание
Проводить математические выкладки, разрезать прямоугольник на части, из которых можно сложить квадрат или прямоугольник
Регулятивные
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Коммуникативные
• оформлять свою речь в устной форме
• работать индивидуально и в группе, находить общее решение
Познавательные
• осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Решение задач на разрезание
Недостаточность навыков решения задач на разрезание
Задача на разрезание
Проводить математические выкладки, разрезать прямоугольник на части, из которых можно сложить квадрат или прямоугольник
Регулятивные
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
• определять способы действий в рамках предложенных условий и требований
Коммуникативные
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
• работать индивидуально и в группе, находить общее решение
Познавательные
• строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
1
15
Задачи со спичками
КУ
Отсутствие навыков решения задач со спичками
Задача со спичками
Сравнивать, анализировать и классифицировать нестандартные задачи
Регулятивные
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Коммуникативные
• оформлять свою речь в устной форме
• работать индивидуально и в группе, находить общее решение
Познавательные
• осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- применение полученных знаний к практической деятельности
Решение задач со спичками
Недостаточность навыков решения задач со спичками
Задача со спичками
Решать задачи, требующие пространственного воображения
Регулятивные
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
• определять способы действий в рамках предложенных условий и требований
Коммуникативные
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
• работать индивидуально и в группе, находить общее решение
Познавательные
• строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Математические соревнования, ребусы (6 часов)
16
Математические ребусы
УПЗН
Недостаточность знаний о математических ребусах
Ребус, математический ребус
Решать ребусы, математические ребусы
Регулятивные
• определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
• корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Коммуникативные
• формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
• работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах
Познавательные
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями
17,
18
«Интеллектуальный марафон» Исследовательская работа «Математические модели в практике человека»
КУ
Регулятивные
• определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
• корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Коммуникативные
• формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
• работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах
Познавательные
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.