Урок. Мир открытий и изобретений

Урок: математика и физика. Тема: Путешествие в мир открытий и изобретений. Цель: духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках физики и математики. Задачи: Øповысить интерес к изучению физики и математики; Øповторить и обобщить в форме внеклассного мероприятия знания о важнейших открытиях; Øразвивать творческие способности учащихся через различные виды внеурочной деятельности; Øспособствовать развитию речи, мышления, воображения. Оборудование: лента времени, наглядные пособия, карта Древн...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествия в мир открытий и изобретений

Урок. Мир открытий и изобретений

Урок. Мир открытий и изобретений

Урок. Мир открытий и изобретений

Урок. Мир открытий и изобретений



Подготовили

учитель информатики Качанова Е. И.

учитель математики Поминова С. С.

2011 г.

Урок: математика и физика.

Тема: Путешествие в мир открытий и изобретений.

Цель: духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках физики и математики.

Задачи:

  • повысить интерес к изучению физики и математики;

  • повторить и обобщить в форме внеклассного мероприятия знания о важнейших открытиях;

  • развивать творческие способности учащихся через различные виды внеурочной деятельности;

  • способствовать развитию речи, мышления, воображения.

Оборудование: лента времени, наглядные пособия, карта Древнего мира, рычаг, оборудование для опытов, магнитофон.

Ход урока.

Звучит заставка из программы «Вокруг света».

Учитель математики. Здравствуйте, дорогие ребята и наши гости.

Учитель физики. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

Учитель математики. Сегодня мы совершим путешествие в необыкновенный мир.

Учитель физики. Мир открытий и изобретений.

Учитель математики. Он нам давно знаком, но каждый раз мы открываем его снова и снова.

Учитель физики. И он не перестаёт нас удивлять каждый раз, как мы приоткрываем завесу неизведанного.

Учитель математики. История не сохранила нам имени того первобытного «инженера - конструктора», которому первому пришла в голову мысль взять в руки палку, чтобы отвалить камень и поймать юркнувшую по него ящерицу. Да и было ли ещё имя у того «инженера»? Я умышлено употребляю это слово, так как «инженер» происходит от французского слова «гений», а первая мысль об использовании палки в качестве орудия, увеличивающего силу руки, поистине было гениальной мыслью.

Учитель физики. На протяжении веков и тысячелетий, с тех пор, как появился homo Sapiens (человек разумный) - а это произошло около сорока тысяч лет тому назад - он изготавливал орудия для охоты и труда, строил жилища и при этом накапливал опыт, знания и умения, которые передавались из поколения в поколение. Да и сейчас, в нашем XXI веке, мы ежедневно пользуемся изобретениями, которые дошли до нас из глубокой древности.

Учитель математики. Вот мы сегодня и вспомним, с одной стороны о некоторых таких изобретениях и изобретателях…

Учитель физики. А с другой стороны поговорим о том, в какой стране и каких условиях они были изобретены. Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве. А поможет нам в этом изобретение, пусть и не такое древнее, пусть и не такое жизненно необходимое. Но оно всё - таки есть, и есть оно благодаря русскому конструктору Сергею Павловичу Королёву, который в12 апреля 1961 года подарил нашей стране праздник - человек полетел в космос.

Учитель математики. Да, конструкторское бюро во главе с Королёвым исполнило заветную мечту человечества - приблизило его к звёздам. И 12 апреля эти звёзды на час и сорок восемь минут стали ближе для первого человека в космосе, которым стал Юрий Алексеевич Гагарин. И в этом году наша страна отпраздновала пятидесятилетие этого великого события.

Ученик. Созвездия блуждали в вечной мгле,

Казалось, им безмерный счёт потерян.

Мы первыми сумели на Земле

Открыть Вселенной запертые двери.

Учитель математики. Так что воспользуемся трудами наших учёных, немного помечтаем и представим, что мы можем воспользоваться машиной времени.

Учитель физики. Итак, в путь.

Звучит музыка группы "Space" "Magic Fly". На доске весит лента времени. Девочка в костюме звездочёта передвигает её на 3 тыс. лет до н. э.

Учитель математики. И наша первая остановка на родине самых древних изобретений. И это значит, что мы находимся в Древнем Египте.

На доску вывешивается карта.

Ученик. В Северо - Восточной Африке дожди выпадают редко, и большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются здесь песчаные пустыни. С юга на север пустыню пересекает одна из величайших рек мира - Нил. А где вода - там и жизнь. Именно в долине Нила, от порогов до Средиземного моря, более 3 тысяч лет до н. э. образовалось могущественное рабовладельческое государство - Египет. Во главе государства стоял фараон. Древние египтяне верили, что фараон не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца - Ра. По их представлениям без фараона, так же как без солнца, невозможно жизнь на Земле.

Ученик. Для захоронения фараонов в Древнем Египте возводились «дома вечности» - гробницы в виде пирамид, на строительство которых уходили огромные средства, и привлекалось множество людей. И всё равно строительство каждой пирамиды длилось годами, а иногда и десятилетиями.

Ученик. Одним из древних архитектурных памятников Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника Джосера. (вывешивается на доску)Величайшая из пирамид - пирамида Хеопса. (вывешиваем на доску) Она была построена в 27 веке до нашей эры. Высота этой пирамиды 147 метров. Длина стороны основания 250 метров. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 тонн. Они ничем не закреплены и удерживаются силой собственной тяжести. Зазоры между блоками не превышают 0,5 мм.

Ученик. Недаром пирамида Хеопса является одним из семи чудес света, причём единственным, сохранившимся до наших дней. Как предполагают учёные, при строительстве пирамид использовались приспособления, которые в физике называют простыми механизмами. Это клин, рычаг и наклонная плоскость. Для того, чтобы построить пирамиду, необходимо сначала изготовить каменные блоки, каждый весом более двух тонн. Для этого в скале делали отверстия по одной линии. Потом в них забивали деревянные клинья и поливали их водой.

Учитель физики. Для чего это делали?

Дети: Колышки разбухали, и камень давал трещину.

Ученик. Египтяне поняли, что камень гораздо легче откалывается, если использовать клин. (показываем на рисунке) Хотя клин использовали ещё до нашей эры, его действие вполне объяснимо с точки зрения современной физики: происходит изменение действующей силы по величине и направлению.

Учитель математики. Назовите, где применяют клин в наше время?

Дети: Принцип клина используется в таких инструментах и орудиях, как топор, зубило, нож, гвоздь, игла, копьё, лопата и других.

Ученик. Когда были получены блоки правильной формы, оставалось их поднять на нужную высоту. Как это сделать, учитывая, что вершина пирамиды находится на высоте 147 метров? Многие учёные считают, что для этого использовалась наклонная плоскость - насыпь в виде спирали вокруг пирамиды. Египтяне видели, что идти приходится дольше, но усилий тратится гораздо меньше, чем поднимать тот же груз вертикально вверх.

Учитель физики. Это сейчас мы знаем, что всё дело в направлении действующей силы, т.е. силы подъёма, и силе тяжести, которая всегда направлена… куда?

Дети: Вниз.

Учитель физики. Иногда египтяне шли другим путём и использовали рычаг. (показываем на доске) Вспомните определение рычага.

Дети: Рыча́г - простейшее механическое устройство, представляющее собой твёрдое тело (перекладину), вращающееся вокруг точки опоры. Стороны перекладины по бокам от точки опоры называются плечами рычага.

Учитель физики. Где мы применяем рычаг?

Дети: ножницы, лопата и т. д.

Учитель математики. При подъёме тела при помощи рычага вам придётся приложить усилие, но оно гораздо меньше. Причём существует некоторая закономерность между прилагаемой силой и длиной плеча.

Опыт: Учащийся проводит опыт, чем легче открыть жестяную банку монетой или ложкой.

Учитель физики. В каком случае требуется меньшая сила?

Дети: Когда мы открываем банку ложкой.

Учитель физики. Какой же вывод мы должны сделать?

Дети: Чем длиннее плечо, тем меньше сила.

Учитель математики. Итак, Древний Египет - это родина открытий и изобретений, которые нам известны как простые механизмы: клин, рычаг, наклонная плоскость.

Учитель физики. Ну а мы отправляемся дальше.

Звучит музыка. Ленту времени передвигают на 3200 год до н. э.

Ученик. (показывает на карте) высоко в горах Кавказа берут своё начало две реки - Тигр и Ефрат. Страну, расположенную между ними, в древности называли Междуречьем, а по-гречески Месопотамией. Сейчас на этой территории находится Ирак и Сирия.

Ученик. Жизни и плодородие приносила Месопотамии вода. Но она же была и причиной многих бед. При разливе двух рек на селения и пастбища обрушивались сметающие всё на своём пути потоки воды. Но люди не отступали перед трудностями. Они рыли каналы, строили дамбы, насыпали холмы, на которых строили города и специальные храмы - башни, куда подниматься дозволялось только жрецам. Оттуда жрецы вели беседу с богами и наблюдали за движением небесных тел: солнца, луны и планет. На основе этих астрономических знаний жители Месопотамии создали… что?

Ученик. Сам дней не знает, а другим указывает.

Ученик. Правильно, лунный календарь. И это неслучайно - ведь при невыносимой дневной жаре для работ использовались лунные ночи. Время оборота Луны вокруг Земли, это примерно 29 суток, составляло месяц, который делился на 4 части по 7 дней в каждой. Так появились неделя и сутки. Этими терминами мы пользуемся и сейчас.

Учитель математики. По календарю Месопотамии в году было 354 суток. А сколько суток в году по современному календарю?

Дети: 365 или 366.

Учитель математики. От какого события идёт отчёт нашей эры?

Дети: от Рождества Христова.

Учитель математики. Как называется год, в котором 366 суток?

Дети: Високосный.

Учитель математики. В каком месяце добавляется дополнительный день в високосном году?

Дети: В феврале.

Учитель математики. Как часто бывает високосный год?

Дети: Раз в четыре года.

Ученик. Кроме календаря в Месопотамии было сделано ещё одно важнейшее событие, без которого немыслима современная техника. Это колесо. Оно состояло из трёх частей, сделанных из дерева и соединённых скобами из металла. Имелась и ось.

Песня «Песенка про колесо».

Трудно было человеку
Десять тысяч лет назад,
Он пешком ходил в аптеку,
На работу, в зоосад.
Он не знал велосипеда,
Слепо верил в чудеса,
Потому, что не изведал
Всех достоинств колеса,
Колеса.

Солнце на спицах,
Синева над головой,
Ветер нам в лица,
Обгоняем шар земной.
Ветры и вёрсты,
Убегающие вдаль,
Сядешь и просто
Нажимаешь на педаль.

Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль

Учитель физики. Итак, в Месопотамии более 3 тыс. лет до н. э. были сделаны два важнейших открытия. Какие?

Дети: Календарь и колесо.

Звучит музыка. На ленте времени VI век до н. э.

Учитель математики. (говорит на фоне «Сиртаки») И вот наша заключительная остановка. Мы в Древней Греции.

Ученик. (говорит на фоне музыки и показывает на карте). На юге Европы находится Балканский полуостров, в южной части которого расположена горная страна Греция. Греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой. К VI веку до н. э. Греция обогнала другие страны в совеем развитии. Наука и искусство здесь не были привилегией жрецов, ими мог заниматься любой гражданин. Многие науки и сейчас носят греческие названия: астрономия (законы звёзд), ботаника (растение), геометрия (землемерие), хирургия (ручное ремесло). Слова: театр, хор, оркестр, гимн, гимназия - тоже греческие.

Ученик. Учёные Греции пытались не только описать природные явления, но и старались объяснить их, найти причину. Среди таких учёных были Фалес, Архимед. Фалес (показывает фотографию) заметил. Что при натирании кусочка янтаря шерстью янтарь притягивает к себе лёгкие предметы. Он считал, что внутри янтаря находится невидимая жидкость - флюид - заставляющая пёрышки прилипать к янтарю.

Учитель физики. Как мы сейчас называем это явление?

Дети: Электризация.

Опыт. После натирания эбонитовой палочки шерстью, к ней прилипают кусочки мелко нарезанной папиросной бумаги.

Ученик. Кстати, и слово «электризация» происходит от слова «электрон»,что в переводе с греческого означает «янтарь». А «немного» позже, в III веке до н. э., в греческой колонии Сиракузы, на острове Сицилия родился другой великий учёный и изобретатель - Архимед (показывает портрет).

Ученик. Нет, не всегда смешон и узок

Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на рейде в Сиракузах
Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж.

Ах, если б смерть - лихую гостью
Мне так же встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью
В минуту гибели - число!

Учитель математики. Какие изобретения Архимеда вам известны?

Дети:

Учитель физики. Каким образом была открыта сила Архимеда, мы узнаем, посмотрев небольшую сценку.

Действующие лица: Царь Гиерон

Философ и изобретатель Архимед

Ювелир (увы, история не сохранила его имени)

Учитель математики: Место действия - город Сиракузы, остров Сицилия.

Время действия - III век до Рождества Христова

Действие I.

Ювелир: О, царь - любимец богов, по твоему велению изготовил я корону дивной красоты из чистейшего золота. (отдаёт царю)

Царь: Корона хороша, и в пору пришлась (примеряет, смотрясь в зеркало). Да вот сдаётся мне, что не из чистого она золота. Отвечай, мошенник, не подмешал ли ты серебра?

Ювелир: Не гневайся царь, любимец Зевса, и в помыслах моих не было такого намерения. Разве может голову твою покрывать венец менее драгоценный, чем из золота самой высокой пробы.

Царь: А вот мы и проверим. И горе тебе, если ты обманываешь своего царя. Дошёл до меня слух, что есть в нашем городе чудо-изобретатель, имя ему - Архимед. Позвать его сюда!

Входит Архимед.

Царь: Правду ли говорят, что механизмы, сделанные тобою, поражают своей изобретательностью, а открытия - правдивостью? Тогда вот тебе задача: в три дня выясни, из чистого ли золота сделана моя новая корона.

Архимед: Слушаюсь, мой господин, и обещаю решить твою задачу.

Действие II

Дом Архимеда. Архимед сидит в позе «мыслителя» и размышляет.

Архимед: В любой задаче нужно исходить из того, что нам известно. Во-первых, мне известна плотность золота. Во-вторых, известно, что плотность короны равна массе короны, поделенной на объём короны (пишет на доске формул). Массу короны я узнаю, взвесив её на весах. Если бы я знал объём короны, то мог бы по формуле посчитать плотность короны и, сравнив с плотностью золота, выяснить из золота она или нет. Но как узнать объём короны: она имеет слишком сложную форму и геометрический способ не годится!

Учитель математики под звук метронома: Прошли сутки… Другие…

Архимед: Ну, что ж, задача не решена, царь казнит меня. Умирать, так хоть чистым. Пойду приму в последний раз ванну.

Архимед уходит и тут же вбегает обратно.

Эврика! Эврика! Нашёл! Задача решена!

Учитель физики. Сделаем опыт, подобный тому, что сделал Архимед, и вычислим объём предмета.

Опыт с ведёрком Архимеда.

Учитель физики. Кто может сделать вывод из нашего опыта?

Дети: Сравнивая вес корны в воде и в воздухе, Архимед пришёл к выводу, что она сделана не из чистого золота. Мастер был наказан, а человечество обогатилось величайшим открытием.

Учитель физики. Открытие, с помощью которого Архимед нашёл объём короны, получило название Архимедовой силы. Как формулируется это правило в физики?

Дети: F=qVρ.

Опыт с яйцом. Демонстрация погружения в воду куриного яйца (рассмотреть два случая: для солёной воды и обычной водопроводной)

- Почему в солёной воде яйцо плавает?

- Как «заставить» яйцо зависнуть внутри жидкости?

- Что можно сказать о соотношении силы выталкивающей и силы тяжести?

Опыт «Водяной подсвечник» (зажигается парафиновая свеча, её основание укрепляется на картонном круге и опускается на поверхность воды)

- Погаснет ли когда-нибудь свеча? Почему?

Опыт «Картезианский водолаз» ( используется высокая узкая стеклянная ёмкость в виде цилиндра, одно из оснований которого запаяно; внутри ёмкости находится вода, уровень которой чуть выше половины; на поверхность жидкости вертикально опускается «водолаз» и верхнее основание ёмкости закрывается герметично куском эластичной резины, способной прогибаться при нажатии на неё рукой, например, можно использовать фрагмент резиновой перчатки. При нажатии не резину «водолаз» опускается, если прекратить воздействие - поднимается.)

- Объясните изменение положения «водолаза» внутри жидкости.

Учитель математики. Итак, Древняя Греция дала нам очень много замечательных открытий: электрические явления, выталкивающая сила и т.д.

Учитель физики. А нам пришла пора возвращаться домой.

Звучит музыка.

Учитель математики. Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вы из него почерпнули?

Учитель физики. И помните: наука должна помогать человеку, а не являться оружием для достижения его амбициозных целей.



© 2010-2022