- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Султанмуратова Л.М. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 9 класса ( домашнего обучения с применением дистанционных технологий) составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.).
2.Примерной программы по геометрии
3.Программы общеобразовательных учреждений . Геометрия. 7 - 9 классы. /сост.Т.А.Бурмистрова. - М., «Просвещение», 2011. - 130 с.
4. Общеобразовательной программы МБОУ «СОШ №29».
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что курс геометрии 9 класса - заключительное звено математического образования на этапе основного общего образования. На этом этапе заканчивается формирование основных понятий планиметрии, необходимых человеку в повседневной практике. Необходимо завершить формирование навыков решения всех типов текстовых задач, в дальнейшем эти навыки будут только совершенствоваться в курсе стереометрии. Серьёзное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать выводы, давать обоснования выполненных действий.
Особенность построения курса состоит в том, что обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Цели курса
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
-
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Задачи курса
- научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
-познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
-развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
- расширить знания учащихся о многоугольниках;
- рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
- познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве
Содержание курса
-
Векторы. Метод координат (18 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от заданной точки. Сумма двух векторов. Законы сложения. Сложение нескольких векторов. Разность векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.
Контрольная работа №1 «Метод координат»
После изучения темы учащиеся должны:
Знать: определение вектора, равенства двух векторов; законы сложения; общий вид уравнения окружности и прямой.
Уметь: откладывать вектор, равный данному; складывать несколько векторов; находить разность двух векторов; определять координаты векторов; решать простейшие задачи в координатах; составлять уравнение окружности и прямой.
-
Соотношение между сторонами и углами треугольника. (11 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Формула для вычисления координаты точки. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Скалярное произведение векторов.
Контрольная работа №2 «Соотношение между сторонами треугольника»
После изучения темы учащиеся должны:
Знать: определения синуса, косинуса и тангенса, скалярного произведения векторов; теоремы синуса и косинуса; формулу скалярного произведения, площади треугольников, определение скалярного произведения векторов, его свойства.
Уметь: доказывать изученные теоремы и анализировать, высказывать свою точку зрения, выбирать рациональные способы решения задач.
-
.Длина окружности и площадь круга (12 часов)
Правильные многоугольники. Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей. Длина окружности и площадь круга.
Контрольная работа №3 «Длина окружности. Площадь круга»
После изучения темы учащиеся должны:
Знать: определение правильного многоугольника, вписанной и описанной окружности, формулы связывающие радиус окружности и длину стороны многоугольника, формулу площади круга, формулу длины окружности и длины дуги, формулу площади кругового сектора.
уметь: решать задачи с применением изученных формул, выполнять чертежи по условию задачи с соблюдением основных соотношений
-
Движение (8 часов)
Арифметическая прогрессия. Последовательности. Решение примеров и задач. Определение арифметической прогрессии. Формула n - го члена арифметической прогрессии.
Геометрическая прогрессия. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной убывающей геометрической прогрессии.
Контрольная работа №4 «Движение»
После изучения темы учащиеся должны:
Знать: понятия отображения плоскости на себя и движения, что такое осевая и центральная симметрия и свойства движений.
Уметь: строить фигуры симметричные относительно прямой и точки, выполнять поворот фигур на заданный угол и параллельный перенос на заданный вектор.
-
Начальные сведения из стереометрии (8 часов)
Дать начальные сведения из стереометрии.
-
Об аксиомах геометрии (2 часа)
Провести с учащимися беседу об аксиомах планиметрии
-
Повторение. Решение задач (11 часов)
Повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: соотношение между сторонами и углами треугольника, векторы, применение метода координат, многоугольники.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение геометрии в 9 классе в объёме 70 часов (2 часа в неделю).
Количество часов в год
Количество часов по четвертям
Контрольные работы
Уроки дистанционного
обучения
Проекты
I
II
III
IV
I
II
III
IV
год
I
II
III
IV
год
год
70
18
14
20
18
1
1
2
2
6
6
4
6
6
22
0
Тематический план курса
№
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
Кол-во часов
В том числе:
Уроков
К / Р
1
Глава 9. Векторы
8
8
2
Глава 10. Метод координат
10
9
№1
3
Глава 11. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11
10
№2
4
Глава 12. Длина окружности. Площадь круга
12
11
№3
5
Глава 13. Движения
8
7
№4
6
Глава 14.Начальные сведения из стереометрии
8
8
7
Об аксиомах геометрии
2
2
8
Повторение. Решение задач
11
10
Итоговая контрольная работа
Итого:
70
65
5
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать и уметь:
-
Использовать геометрические инструменты для изображения геометрических фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
-
решать несложные задачи на вычисление геометрических величин;
-
уметь решать простейшие задачи на доказательство;
-
владеть алгоритмами решения основных задач на построение.
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
-
текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
-
тематический контроль в виде контрольных работ;
-
итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценивание контрольных работ по математике
Работа оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущена одна ошибка или есть два - три недочета в выкладках, чертежах, рисунках или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающегося по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой учебника;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории конкретными примерами, применял ее в новой ситуации при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задание обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большой или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
3. Общая классификация ошибок
При оценке знаний и умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теорий, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделять в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная не полнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочником и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-
нерациональное применение вычислений, преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков
Литература
-
Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.
-
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 2010.
-
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. - М.: Просвещение, 1998.
-
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
-
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Ресурсы Интернет.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9 класса и специфики данного ученика. Ведущая технология: традиционная с элементами дифференциации и информационной, что позволит повысить мотивацию обучающихся.
Основные методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Качество
Успеваемость
Трошков Михаил
0%
100%
Юриков Савва
0%
98%
Трошков Михаил
Способности средние (память, мышление). Выполняет все задания. Не сформирована мотивация на познавательные умения.
Внимание.
- Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
Память.
Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
Мышление.
- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
Эмоциональная уравновешенность
-Эмоционально уравновешен
Юриков Савва
ученик со слабыми учебными возможностями. Способности ниже среднего (память, мышление). Не сформирована мотивация на познавательные умения. Не имеет навык самостоятельной работы при выполнении домашних заданий; при работе на уроке.
Отношение к учёбе: - неосознанное
Активность на уроках: пассивная
Работоспособность:- низкая
Память:- с большим трудом
Восприятие:- плохо, очень поверхностно
Внимательность:- действительная невнимательность
Календарно-тематическое планирование по геометрии
в 9 классе
№ урока за год
№
п\п
Наименование темы
Кол-во часов
Трошков
Юриков
1 четверть
Глава 9. Векторы
8
1
Понятие вектора
1
5.09
2.09
2
Понятие вектора
1
5.09
2.09
3
Сложение и вычитание векторов
1
12.09
9.09
4
Сложение и вычитание векторов
1
12.09
9.09
5
Сложение и вычитание векторов
1
19.09
16.09
6
Умножение векторов на число
1
19.09
16.09
7
Применение векторов к решению задач
1
26.09
23.09
8
Применение векторов к решению задач
1
26.09
23.09
Глава10. Метод координат
10
1
Координаты вектора
1
3.10
30.09
2
Координаты вектора
1
3.10
30.09
3
Простейшие задачи в координатах
1
10.10
7.10
4
Простейшие задачи в координатах
1
10.10
7.10
5
Уравнение окружности. Уравнение прямой
1
17.10
14.10
6
Уравнение окружности. Уравнение прямой
1
17.10
14.10
7
Уравнение окружности. Уравнение прямой
1
24.10
21.10
8
Решение задач по теме «Векторы. Метод координат»
1
24.10
21.10
9
Решение задач по теме «Векторы. Метод координат»
1
31.10
28.10
10
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»
1
31.10
28.10
2 четверть
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11
1
Синус, косинус тангенс угла
1
14.11
11.11
2
Синус, косинус тангенс угла
1
14.11
11.11
3
Синус, косинус тангенс угла
1
21.11
18.11
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
21.11
18.11
5
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
28.11
25.11
6
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
28.11
25.11
7
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
5.12
2.12
8
Скалярное произведение векторов
1
5.12
2.12
9
Скалярное произведение векторов
1
12.12
9.12
10
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
1
12.12
9.12
11
Промежуточная контрольная работа
1
19.12
16.12
Глава 12. Длина окружности и площадь круга
12
1
Правильные многоугольники
1
19.12
16.12
2
Правильные многоугольники
1
26.12
23.12
3
Правильные многоугольники
1
26.12
23.12
3 четверть
4
Правильные многоугольники
1
16.01
13.01
5
Длина окружности и площадь круга
1
16.01
13.01
6
Длина окружности и площадь круга
1
23.01
20.01
7
Длина окружности и площадь круга
1
23.01
20.01
8
Длина окружности и площадь круга
1
30.01
27.01
9
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
30.01
27.01
10
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
6.02
3.02
11
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
6.02
3.02
12
Контрольная работа № 2 по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
13.02
10.02
Глава 13. Движение
8
1
Понятие движения. Симметрия
1
13.02
10.02
2
Понятие движения. Симметрия
1
20.02
17.02
3
Понятие движения. Симметрия
1
20.02
17.02
4
Параллельный перенос и поворот
1
27.02
24.02
5
Параллельный перенос и поворот
1
27.02
24.02
6
Параллельный перенос и поворот
1
6.03
3.03
7
Решение задач по теме «Движение»
1
6.03
3.03
8
Контрольная работа № 3 по теме «Движение»
1
13.03
10.03
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии
8
1
Многогранники
1
13.03
10.03
2
Многогранники
1
20.03
17.03
3
Многогранники
1
20.03
17.03
4 четверть
4
Многогранники
1
3.04
31.03
5
Тела и поверхности вращения
1
3.04
31.03
6
Тела и поверхности вращения
1
10.04
7.04
7
Тела и поверхности вращения
1
10.04
7.04
8
Тела и поверхности вращения
1
17.04
14.04
Об аксиомах геометрии
1
17.04
14.04
Об аксиомах геометрии
1
24.04
21.04
Повторение
11
1
Повторение: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
1
24.04
21.04
2
Повторение: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
1
1.05
28.04
3
Повторение: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
1
1.05
28.04
4
Повторение: «Окружность»
1
8.05
5.05
5
Повторение: «Окружность»
1
8.05
5.05
6
Повторение: «Применение метода координат. Векторы»
1
15.05
12.05
7
Повторение: «Четырехугольники. Многоугольники»
1
15.05
12.05
8
Повторение: «Четырехугольники. Многоугольники»
1
22.05
19.05
9
Итоговая контрольная работа
1
22.05
19.05
10
Решение задач тренировочных и демонстрационных вариантов ГИА
1
29.05
26.05
11
Решение задач тренировочных и демонстрационных вариантов ГИА
1
29.05
26.05
8.05 - дистанционные уроки
Тематическое планирование
№ параграфа
Содержание учебного материала
Количество часов
Основная цель
Уровень
требований к математической подготовке
Обязательный минимум содержания образования
Глава IX. Векторы - 8 часов
1
Понятие вектора
2
Научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками
Понимать вектор как направленный отрезок
Понимать термин «вектор»
2
Сложение и вычитание векторов
3
3
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
3
Глава X. Метод координат - 10 часов
1
Координаты вектора
2
Познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач
Применять вектор к решению простейших задач
2
Простейшие задачи в координатах
2
3
Уравнения окружности и прямой
3
Решение задач
2
Контрольная работа №1
1
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов - 11 часов
1
Синус, косинус, тангенс угла
3
Развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач
Знать основные алгоритмы решения произвольных треугольников
2
Соотношения между сторонами и углами треугольника
4
3
Скалярное произведение векторов
2
Решение задач
1
Контрольная работа №2
1
Глава XII. Длина окружности и площадь круга - 12 часов
1
Правильные многоугольники
4
Расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления
Решать задачи на вычисление длины окружности и площади круга, применяя формулы
Вычислять длину окружности и площадь круга по формуле
2
Длина окружности и площадь круга
4
Решение задач
3
Контрольная работа №3
1
Глава XIII. Движения - 8 часов
1
Понятие движения
3
Познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений
Строить образы точек, отрезков, треугольников при параллельном переносе, повороте
Понимать термины «движение», «параллельный перенос», «поворот»
2
Параллельный поворот и перенос
3
Решение задач
1
Контрольная работа №4
1
Глава XIY. Начальные сведения из стереометрии - 8 часов
1
Многогранники
4
Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел
2
Тела и поверхности вращения
4
Об аксиомах геометрии - 2 часа
Повторение. Решение задач - 11 часов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29»
Рассмотрено:
на заседании МО
протокол №__ от
«__28_»_05____2014
Согласовано:
Завуч МБОУ «СОШ№29»
. ________ Рякке З.А
«25»__08_ 2014
Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ№29»
__________ Бачинина Т.В.
«25»__08_ 2014
Приказ № 282
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО геометрии (9 класс)
(наименование учебного предмета)
основное общее образование
(уровень, ступень образования)
2014-2015
(срок реализации программы)
Султанмуратова Лилия Миниаскатовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
г.Нижневартовск