- Преподавателю
- Математика
- МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Научные работы |
Автор | Москвитина Л.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Модульная технология как способ оптимизации преподавания математики и информатики и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС
Москвитина Лариса Васильевна, учитель математики и информатики
Россия, г. Ангарск, Иркутская область
ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический колледж»
moskvitina.moy.su, e-maill: [email protected],
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Дистервег
Актуальность данной темы определяют современные требования.
ФГОС четко описал портрет выпускника средней школы, потому что работодатель заинтересован в работнике, который умеет самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, критически мыслить и видеть возникающие в реальном мире трудности, искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии и трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня и т.д.
При этом выявлено противоречие. При повышенных требованиях ФГОС к знаниям учеников Количество часов для преподавания математики в особых условиях (учебно-консультационных пунктах) при очной - заочно форме в основном общем образовании обучения по алгебре сокращено в 2 раза, а по геометрии в 4 раза, а в среднем общем образовании в 2 раза. При этом, положительная итоговая оценка знаний экзаменационной работы возможно только если обучающийся продемонстрирует знания и умения, отрабатываемые на среднем и углубленном уровнях.
Проблеме методики преподавания математики в средней школе Розов Николай Христович, член-корреспондент РАО по отделению философии образования и теоретической педагогики, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, посвятил ряд публикаций, где считает, что в основе обучения должны лежать игровая и проектная деятельность, а также внедрение информационно-компьютерных технологий.
Опираясь на выше изложенные факты, было проведено исследование на уроке и выявлен очень низкий процент самостоятельных форм деятельности учащихся (приведен в гистограмме):
Для повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроке целесообразнее применять модульную технологию, так как в основе модульного обучения лежит идея: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. [1] Авторы данной технологии что, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике [2]:
-
четко озвученные конечные результаты обучения и критерии их оценивания, что дает гарантированность их достижения(приложение1);
-
возможность выбора уровня обучения и работы в индивидуальном темпе самим учеником;
-
возможность работать учащимся в группах, в парах;
-
применять тьюторство из числа успешных учеников для ликвидации пробелов знаний у других учеников;
-
применение ИКТ, игровых и проектных технологий;
-
паритетные отношения учителя и ученика;
-
"мягкий" контроль в процессе освоения учебного материала.
Для успешной реализации учебных задач на уроке целесообразнее применять деление на группы:
-
при изучении нового материала, в соответствии с позицией О.С.Гребенюк и Т.Б.Гребенюк по характеру учебной самостоятельной деятельности обучающихся ,выделили четыре уровня регулятивной деятельности у учащихся: «Риск», «Поиск», «Баланс» и «Успех» (в соответствии с их уровнем, прописывать пошаговость действий) [3];
-
при систематизации материала в группе сильный ученик выполняет роль тьютора.
-
при развивающем контроле право деления на группы следует оставить за самим учеником, что так же даст возможность оценить уровень его знаний [4].
Для изучения учебного материала в рамках модульной технологии, ученики проводят самостоятельную систематизацию изученного, что способствует им в дальнейшем успешно применять его на практике (приложение 2»).
Успех в достижении целей урока играет и разработанный маршрутный лист урока (приложение 3). Благодаря маршрутному листу урока, каждый этап работы на уроке четко сформулирован, и организовано достижение успешного результата всем ученикам.
Маршрутный лист учит не только учебным действиям, но и межпредметным [5]:
-
постановке цели;
-
рефлексии учебных действий;
-
рефлексии достигнутых результатов.
При апробации разработанного комплекса маршрутных листов, изменились показатели самостоятельной действии у учащихся:
Применение модульной технологии на уроках математики и информатики повысило самостоятельную деятельность учеников в среднем на 19 %, что дает право сделать вывод, что модульная технология способствует оптимизации учебного процесса.
Литература
-
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2007.
-
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. Педагогика, 2009.
-
Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. «Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений.М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
-
Образовательная программа - маршрут ученика: Ч.II/ Под ред. А.П.Тряпицыной. СПб., 2000.
-
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3