Конспект урока Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

Урок  «ПРАВИЛО ВЫЧИСЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ СУММЫ ДВУХ ЧИСЕЛ»Цель урока: вывод правила вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.Задачи:  создать условия для формирования умения примененять данные правила при вычислении значений алгебраической суммы двух чисел.Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, логическую и математическую речь.Воспитательные: воспитывать аккуратность, взаимоуважение.На данном уроке мы сформулировали правило вычисления значения алгебраическ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 32 «ПРАВИЛО ВЫЧИСЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ СУММЫ ДВУХ ЧИСЕЛ»

Цель урока: вывод правила вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.

Задачи: формирование умений применения данного правила при вычислении значений алгебраической суммы

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, логическую и математическую речь.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, взаимоуважение.

Тип: урок объяснение нового материала.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок.

2.Мотивация урока

Я надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет успешным. И хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.

  • Какую главную тему мы начали изучать в 6-м классе?

  • Что мы изучали на прошлых уроках?

  • Какие приемы вычисления алгебраической суммы вы знаете?

Вы научились складывать числа с помощью перемещения точки по координатной прямой. Рассмотрели алгебраическую сумму и её свойства, используя законы арифметических действий.

У вас есть маршрутные листы, заполняем их в течении урока.

3.Проверка д/з.

Проверяем домашнее задание ( с помощью сигнальных карточек)

№ 244

а) а + в + (-18) = 15 - 17 -18 = - 20 в) - 40 + 25 - 18 = - 33

№ 248

а) 4 2/9 + 3 5/9 = 7 7/9 б) - 4 2/9 - 3 5/9 = -7 7/9

№ 249

а) - 7/15 + 13/30 = - 1/30 в) 5/6 - 3/8 = 11/24

4.Устная работа

Представьте себе: хомяк бегает по координатной прямой и роет норки. В каких местах координатной прямой появятся норки?

1)Вычислите устно: ( слайд 1)

  1. -9 + 6 = -3 5) 5 + (-4) = 1

  2. -6 + (-2) = -8 6) -8 + 8 = 0

  3. 13 + (-4) = 9 7) 0 +( -7) = - 7

  4. 3 + (-3) = 0 8) -12 + 10 = - 2

Давайте проверим, в каких точках появились норки.

На экране проверяем ответы.

Прочитайте слева направо числа ( -8, -7, -3, -2, 0, 1,9)

Ребята, а как называют все перечисленные вами числа? (Целые)

5. Поисково - эвристическая деятельность

Вычислите следующее задание:

ЗАДАНИЕ №1. (слайд 2) (самостоятельно, затем проверяем)

1) 3714+226=? (3940)

2) 23,5+0,3=? (23,8)

3)357+(-3299)=? (-2942)

Нет ответа на последний пример. Вы пока не можете его выполнить. Для вас это проблема?

Давайте зафиксируем эту проблему (подчеркиваем данный пример)

А в чем же заключается трудность? Чего вы не можете?

Так чем мы будем заниматься на уроке?

Записываем тему урока

ТЕМА УРОКА

«ПРАВИЛО ВЫЧИСЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ СУММЫ ДВУХ ЧИСЕЛ»

6.Изучение нового материала.

Теперь научимся складывать числа без помощи координатной прямой.( Слайд 4)

А) Когда одно из слагаемых «0», то всё очень просто :

0 + а = а, 0 + (-а) = -а, при любом значении а.

Б) Остается рассмотреть только 2 случая:

1) оба слагаемых положительные или отрицательные

2) слагаемые имеют разные знаки.

1

- 6 - 8 = - 14

- 6 + 8 = 2

6 + 8 = 14

+ 6 - 8 = -2

- 2 - 11 = -13

- 2 + 11 = 9

11 + 2 = 13

- 11 + 2 = -9

2

- 6 - 8 = (- 6) + ( - 8) = - 14

- 6 + 8 = (-6) + (+8) = 2

6 + 8 = (+6) + (8) = 14

+ 6 - 8 = (+6) + (-8) = -2

- 2 - 11 = (-2) + (-11) = -13

- 2 + 11 = (-2) + (+11) = 9

11 + 2 = (+11) + (+2) = 13

- 11 + 2 = (-11) + (+2) = -9

3

Знаки слагаемых - одинаковые

Знаки слагаемых - разные

4

Знак суммы совпадает со знаками слагаемых

Знак суммы имеет знак слагаемого с большим модулем

5

│(- 6) + (-8)│ = │-14 │ = 14

│- 6│ +│ - 8│= 6+8 = 14

│(-6) + (+8)│ = │2│ = 2

│8│ - │-6│ = 8-6 = 2

│(-8) + (+6) │ = │-2│ = 2

│-8│ - │6│ = 8 - 6 = 2

│(-2) + (+11)│ = I9I = 9

│11│ - │2│ = 11 - 2 = 9

│ (+2) + (-11) │ = │-9│ = 9

│-11│ - │2│ = 11- 2 = 9

Вывод: модуль суммы равен разности модулей

│ 6 + 8│ = │14│ = 14

│6│ + │8│ 6+8 = 14

│ (-2) + (-11) │ = │-13│ = 13

│- 2│+│ - 11│ = 2 + 11 = 13

│11 + 2│ = │13I│ = 13

│11│ + │2│ = 2 + 11 = 13

Вывод: модуль сумы равен сумме модулей

6

Если слагаемые имеют одинаковые знаки, то сумма имеет тот же знак, что и слагаемые, а модуль суммы равен сумме модулей слагаемых

Если слагаемые имеют разные знаки, то сумма имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем, а модуль суммы равен разности слагаемых при условии, что из большего модуля вычитается меньший.

7.Закрепление нового материала

На доске вывешивается плакат:

М

Р

Б

А

У

П

Г

А

Т

А

-12

12

20

-20

-6

6

-10

10

19

-5

М

Р

Б

А

Х

У

П

Г

А

Т

А

- 12

12

20

- 20

- 19

- 6

6

- 10

10

19

- 5

Используя правило, найдем значения выражений, рядом с ответом ставим соответствующую букву:

  • (+16) + (+4) =

  • (+16) + (-4) =

  • (+8) + (+2) =

  • (-7) + (-12) =

  • (-16)+ (+4) =

  • (-16) + (-4) =

  • (-8) + (-2) =

  • (-8) + (+2) =

  • (+8) + (-2) =

  • (+7) + (+12) =

  • (+7) + (-12) =

Учащиеся проговаривают правило в каждом примере:

  • (+16) + (+4). Оба слагаемых имеют один и тот же знак - "+", значит сумма имеет тот же знак "+", далее складываем модули 16 + 4 = 20, в итоге получаем +20, буква Б;

  • (+16) +(-4) Слагаемые имеют разные знаки, причем слагаемое с большим модулем имеет знак "+", поэтому и сумма имеет знак "+", далее, вычитаем из большего модуля меньший (или находим разность модулей) 16 - 4 = 12, получаем +12, буква Р и т.д.

Какое получилось слово?

( Слайд 5) БРАХМАГУПТА - индийский математик, живший в YII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные представлял как "имущества", отрицательные числа как "долги". Правила сложения "+" и "-" чисел выражал так:

  • "Сумма двух имуществ есть имущество" "+" + "+" = "+"

  • "Сумма двух долгов есть долг" " - " + " - " = " - "

8. Физкультминутка

Вы наверное устали? Давайте отдохнём!

Провести физкульминутку!

А теперь вернемся к нашему первому заданию и решим его

357+(-3299)=? (-2942)

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:

- поставить знак слагаемого с большим модулем, (-)

- из большего модуля вычесть меньший 3299-357=2942

ОТВЕТ: -2942

9. Решение задач по теме урока

Конспект урока Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

10.Самостоятельная работа (взаимопроверка в парах)

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по заданию на карточках. Работы проверяются по эталону(соседом по парте). Анализируются и исправляются ошибки.

1 вариант

№1. Запишите выражения, значения которых положительны, в правый столбик, а выражения, значения, которых отрицательны, в левый столбик

16-18; -9+24; -9-24; -16-18; -47+52; 3+13; 5-87.

№2. Вычислите:

а) -34-72+34-18;

б) 96-45-26+15.

2 вариант

№1. Запишите выражения, значения которых положительны, в правый столбик, а выражения, значения, которых отрицательны, в левый столбик

15-24; -8+32; -6-27; -15-24; -39+81; -39-81; 9-19; 6+27.

№2. Вычислите:

а) -72-65+72-15;

б) 86-38-52+44.

11. Домашнее задание.

1 уровень: $8, №258 (3,4 стол), 264(в, г)

2 уровень: придумать 5 примеров на алгебраическую сумму 2-х чисел.

Напоминаю, что 1 уровень обязателен для всех, а второй по желанию.

12. Рефлексия . ( слайд )

Составить синквейн к слову ПРАВИЛО

13.Итог урока. Выставление оценок.

Сегодня на уроке мы сформулировали правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел и применяли его при решении примеров. Выполняя задания, мы повторили понятие противоположных чисел. Вы показали умение самостоятельно мыслить, делать выводы, правильно оформлять решение примеров. Сегодня за урок вы получаете следующие оценки:…………………Спасибо за урок!


© 2010-2022