Адаптированная программа вариативного курса «Решение задач» 9 класс

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптированная программа вариативного курса «Решение задач» 9 классРассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО Зам. дир. по УР Директор школы __________

Пр. № от ________

Рук.МО____________ « » _____________ « » _____________________






Адаптированная программа

вариативного курса «Решение задач»



Класс: 9


Количество часов: 26 год

0, 75 в неделю

Срок реализации: 1 год






Разработана:

Барабанова Л.А.

Учитель физики и

математики

КГУ ««Неполная средняя

общеобразовательная

школа-интернат

имени Н.К.Крупской»













г. Усть-Каменогорск

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Текстовые задачи - традиционно трудный материал для большей части школьников . Однако, задачи играют важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Они являются целью обучения и математического развития школьников. С задачами в своей повседневной деятельности человек встречается ежечасно. Поэтому научиться решать задачи, владеть общими методами поиска их решения чрезвычайно важно. И овладение умениями решать текстовые задачи - это существенный фактор математического образования: они представляют собой мощное орудие формирования мировоззрения учащихся. В основном это связано с необходимостью четкого осознания различных взаимосвязей между описываемыми в тексте задачи объектами.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, поэтому актуальность курса заключается в том, что в нем шире рассматриваются задачи не только на составление уравнений и систем уравнений, но и решаемые арифметическими способами. В данном курсе рассматриваются методы и алгоритмы решения основных типов текстовых задач, встречающиеся на итоговой аттестации в школе, при сдаче ВОУД.

Введение курса позволит учащимся убедиться в том, что математические знания стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.

Недостаточность времени на решение задач и изучение их в среднем учебном звене, не позволяет учащимся в полной мере усвоить материал. Полезность данного факультатива состоит в том, что его занятия помогают восполнить прежние знания, умения, навыки и получить новые, которые пригодятся ученикам и при сдаче экзамена, и в дальнейшем, при поступлении в ВУЗ.

Занятия содержат элементы парного, группового, коллективного решения проблемных ситуаций, диалог в ходе решения, самостоятельную работу, элементы контроля и самоконтроля.

ЦЕЛЬ: углубить и систематизировать знания учащихся, связанных с решением текстовых задач; определить уровень способностей учащихся и уровень их подготовки к профильному обучению в школе и сдаче экзамена, продолжить работу по интеллектуальному развитию учащихся, формированию абстрактного и логического мышления.

ЗАДАЧИ:

сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;

сформировать высокий уровень активности, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;

расширить рамки школьной программы;

способствовать развитию логического мышления.

Курс рассчитан на 26 часов.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

классификацию и основные типы текстовых задач;

алгоритм решения текстовой задачи;

особенности выбора переменных в зависимости от типа задач;

способы и методы их решения.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, использовать при решении различные способы;

применять полученные математические знания при решении задач;

применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса.

Содержание курса.

Основные типы текстовых задач (2ч)

Текстовая задача. Что значит решить текстовую задачу. Явные и неявные главные вопросы текстовой задачи. Способы решения текстовых задач. Виды текстовых задач и их примеры. Этапы решения текстовой задачи алгебраическим способом. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Решение текстовых задач на смеси, сплавы и концентрации (3ч)

Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

Решение задач на движение (3ч)

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

Решение задач на работу и производительность (3ч)

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

Решение задач на «сложные проценты» (3ч)

Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

Задачи на прогрессии (4 ч)

Формулы общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии. Формулы арифметической и геометрической прогрессии, отражающие их характеристические свойства. Особенности выбора переменных и методики решения задач на прогрессии.

Опорные задачи планиметрии (3ч)

Опорные задачи, отражающие важные свойства геометрических фигур и демонстрирующие различные подходы к решению планиметрических задач.

Задачи, часто встречающиеся на ВОУД (4ч)

Особенности выбора переменных и методики решения различных задач из открытого банка заданий по математике.

Тематическое планирование учебного материала.


п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практикум

1

Основные типы текстовых задач.

2 ч.

0,5

1,5ч.

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

Актуализация вычислительных навыков.
Развитие мыслительных процессов.

2

Решение текстовых задач на смеси, сплавы и концентрации

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Комбинированный урок, групповая работа

Овладение умениями решать задачи различными способами.

3

Решение задач на движение

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, работа в парах

Овладение умениями решать задачи на движение.

4

Решение задач на работу и производительность

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

Овладение умениями решать задачи на работу и производительность.

5

Решение задач на «сложные проценты»

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, лабораторная работа


Расширение кругозора, умение решать задачи из жизненных ситуаций.


Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии.

6

Задачи на прогрессии

4 ч.

0,5 ч.

3,5 ч.

Групповая работа, тестирование

7

Задачи, часто встречающиеся на ВОУД, экзамене

4 ч.

0,5 ч.

3,5 ч.


Урок-практикум, тестирование.

Умение решать задачи в тестовом варианте.

8

Опорные задачи планиметрии

3 ч

0,5 ч

2,5 ч

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

Овладение умениями решать задачи, отражающие важные свойства геометрических фигур.

9

Контрольная работа.

1 ч.


1 ч.

Контрольная работа.

Овладение умениями решать задачи различных видов, различными способами.



Литература:


А.Н.Шыныбеков, «Алгебра», учебник для 9 класса, Алматы «Атамура» 2013г.

А.Абылкасымова и др., «Алгебра», учебник для 9 класса, Алматы «Мектеп» 2009г.



Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П. и др. задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: Пособие для учителя. - М. Просвещение, 1999



Кочагина М.Н., Кочагин В.В. «Малое ЕГЭ» по математике: 9 класс - М.: Эксмо, 2008


Перельман Я.И. Занимательная алгебра. - М.: АСТ-Астрель, 2002



Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999


А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.



Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М. Просвещение, 1984



Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики (5-9-е классы). - М.: Педагогический университет .





















© 2010-2022