- Преподавателю
- Математика
- Статья Творческие домашние задания
Статья Творческие домашние задания
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова Е.В. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Петрова Е. В. МОУ СОШ №25 г. Владимира
Творческие домашние задания.
Известно, и это подтверждает исследования Ю. К. Бабанского, что домашние задания выполняют главным образом те, кому их делать совсем не обязательно. А учащиеся, не успевающие усвоить материал в классе, переписывают задания у товарищей и не выполняют совсем. Т. е. давая большее домашнее задания, учитель понимает, что стоит «ослабить вожжи» и будет воспитываться недобросовестность. Формироваться убежденность у будущего гражданина, что можно жить, не сильно утруждая себя, прятаться за спины других. Отсюда - стремление если не устранить, то уменьшить возможность списывания.
В наше время учителя имеют реальную возможность вместо обязательных домашних заданий давать необязательное, учитывающее вкусы и интересы ученика. Стихийно возникло и широко пропагандируется специальные «приспособления», стимулирующие выполнение учащимся необязательных заданий. Оно представляет собой начерченную на большом месте таблицу, в строках которой - фамилия учеников класса, а в столбцах - номера задач повышенной трудности, предложенных учащимся для необязательных домашних размышлений. Справился с заданием ученик, показал учителю решение, ответил на поставленные вопросы, если они возникнут - против его имени в соответствующей графе появляется плюс. Всем видно, кто часто справляется с дополнительными заданиями. Для учащихся, особенно 5-6 классов, это мощный стимул.
Введение в пед. технологию элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе обучения является метод проектов- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развивая креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.
В своей пед. деятельности я использовала итоговый проект, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала.
9 класс. Необходимо повторить весь курс геометрии. Я сформулировала 12 тем, охватывающие основные понятия геометрии 7-9, и предложила ребятам разбиться по группам 3-4 человека, выбрать тему, работать под ней, а через месяц предоставить свой проект. Основной план:
-
исторические сведения, факты связанные с данной темой;
-
подготовить макеты, плакаты - то есть все что посчитаете нужным для наглядной иллюстрации выбранной темы.
-
определения, теоремы, свойства, которые относятся к теме;
-
практическое применение данной теории на практике (подобрать задачи и решить их для решения другими учащимися класса).(Приложение 1)
8 класс «Квадратные уравнения». Можно предложить следующие темы проектов:
-
1. Реши квадратное уравнение, если D<0;
-
2. Реши квадратное уравнение содержащие параметры;
-
3. Реши квадратное уравнение содержащие модели;
-
Практическое применение квадратных уравнений.
Предложила ребятам литературу, которую они могли бы использовать при подготовке. Школьники свободны в своем выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит как и что надо делать. Учитель выступает здесь в роли консультанта и помощника.
При работе над групповыми проектами формируется некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности не не могут быть усвоены вербально. К таким качествам относятся: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект так же имеет большое положительное значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личностный интерес к новом знаниям, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха».
Давая ученикам возможность самим выбирать тему проекта и вид деятельности, мы ставим их в сложное положение, что толкает их на деятельность - самому думать, предвидеть, оценивать.
Учащимся можно предложить и индивидуальные проекты. Оказываясь в ситуации неопределенности, погрузившись в среду различных моделей, школьник в какой-то момент непременно восклицает: «Эврика!» И пусть это открытие будет носить субъективный характер. Важно что оно сделано.
При использовании «метода проектов» существуют по крайне мере два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмысливать результату собственной деятельности. Все это остается в тени, к оценки предъявляется лишь сам проект. Если же он еще и красочно оформлен, сопровождается макетом видеороликом, то о личностном факторе на защите даже не вспоминают.
Для индивидуальных домашних заданий наряду с решением и составлением задач разной сложности целесообразно использовать такие виды работ, как подготовка рефератов, докладов, библиографий, сочинений на заданную тему, сказок, аннотационных статей из журналов и книг и др. это могут быть такие предлагаемых для изготовления учащимися различных чертежей, таблиц, моделей геометрических фигур, поделки для кабинета математики.
В 8-9 классах при изучении темы «Преобразования на плоскости» (геометрия) предлагая ребятам выполнить все преобразования, используя картинки (образцы прилагаю).
Начиная с 5 класса, я предлагаю ребятам такое домашнее задание: проверить и оценить самостоятельную работу одноклассника. На уроке ученики выполняют проверочную работу по вариантам, затем меняются с соседом по парте тетрадями.Дома:
1.прорешать другой вариант работы;
2.оценить данную работу (поставить отметку);
3.на отдельном листе написать рецензию по плану:
-что понравилось в работе;
-охарактеризовать ошибки, если они есть;
-что не понравилось в работе;
-пожелания и рекомендации.
В итоге ученик получает не только проверенную работу, но и краткую ее характеристику.
Стимулируемые при этом процессы саморегуляции и самоуправления домашней учебной работы существенно уменьшает возможность возникновения негативного отношения к Д/З и в конечном счете благоприятно сказываются на е результативности.