Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А. В

Исследовательская работа. Мне, Ижока Андрею, стало интересно – кто придумывает задачи, которые мы решаем в наших задачниках. Иногда задачи кажутся совсем оторванными от реальной жизни и совсем неинтересными. Вот и решил я выступить в роли генератора интересных, привязанных к реальной жизни, задач. И это будут задачки, которые будут хранить историю нашего села Сузаново. И возможно, они будут интересны моим детям и их напечатают в задачниках будущего.
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов




Предмет: «математика»

Номинация: «Исследовательская работа»


Тема: «Родное село Сузаново в задачах»


Автор: Ижока Андрей Вячеславович

учащийся 7 класса

МОБУ «Сузановская средняя общеобразовательная школа»


Научный руководитель: учитель математики Шихавцов Максим Сергеевич





2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3

1.Алгоритм составления задач на историческом материале 4

2. История родного края в математических задачах. 5

3.Заключение 9

4. Литература 10
5.Приложение 11










ВВЕДЕНИЕ

Города, поселки и деревни, как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают. Нет на земле ничего дороже малой родины, деревни, где ты родился и живёшь. Какие красивые названия дали наши предки своим деревням: Сузаново, Малаховка, Васильевка, Хуторка, Репное, Ягодное. Но есть среди этого списка деревни, которые принято называть «умирающими». В нашей округе тоже есть деревни, в которых не осталось ни одного жителя. Это Репное, Ягодное. Но очень хочется верить, что где-то живут люди, которые с любовью вспоминают тихую свою родину, деревенскую околицу, берёзку на которой в детстве перочинным ножиком вырезал своё имя, своих односельчан. В нашей школе создан музей, где собраны материалы об истории нашего села. Для школьников и жителей села Сузаново проводятся экскурсии по музею нашей школы, где на стендах выставлены все поисковые материалы, проводятся классные часы, на которых выступают участники с сообщениями о проведенных исследованиях, проводятся встречи с интересными людьми.

Мне, Ижока Андрею, стало интересно - кто придумывает задачи, которые мы решаем в наших задачниках. Иногда задачи кажутся совсем оторванными от реальной жизни и совсем неинтересными. Вот и решил я выступить в роли генератора интересных, привязанных к реальной жизни, задач. И это будут задачки, которые будут хранить историю нашего села Сузаново. И возможно, они будут интересны моим детям и их напечатают в задачниках будущего.

Тема моей работы «Родное село Сузаново в задачах».

Цель работы: помочь сохранить память о селе, через составление сборника задач на краеведческом материале.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если собрать исторические архивные материалы и выбрать математическое содержание, установив зависимости между числами, то можно составить задачи о селе Сузаново.
Для осуществления нашей цели мы поставили следующие задачи:
1. Собрать исторические материалы об истории села Сузаново.

2. Закрепить навыки по составлению и решению текстовых задач.

3.С использованием компьютерных технологий создать мультимедийную презентацию с задачами и брошюру - сборник «Родное село Сузаново в задачах».

Объектом нашей работы является сборник задач, а предметом - архивные материалы и воспоминания старожилов - очевидцев различных памятных событий.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к различным источникам.

  • Побеседуем со старожилами села.

  • Изучим школьный музейный архив, так как каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные.

  • Сходим в сельскую и школьную библиотеки для поиска информации по данной теме.







1. Алгоритм составления задач на историческом материале

Для того чтобы составить задачу на историческом материале, необходимо изучить те исторические факты, которые будут использоваться при её составлении. Далее нужно выделить в этих фактах математическое содержание и определить, какого типа задача будет составляться. После этого устанавливается зависимость между числами. Задача должна содержать в себе условие и вопрос. При этом нужно помнить, что в задаче должно находиться необходимое количество данных, чтобы можно было ответь на вопрос, поставленный в задаче.

Алгоритм составления задачи на историческом материале

  • Сбор фактических данных.

  • Историческая справка.

  • Выбор математического содержания и типа задачи.

  • Установление зависимости между числами.

  • Составление условия задачи, ее решение и оформление.








2.История родного края в математических задачах

Наше село было основано семьёй Петерс. Глава семьи Пётр Иванович Петерс. Его супруга Петерс, Сузанна и их дети. После пожара паровой мельницы в Деевке семья Петерс переехала и купила землю в 600 га у еврея Биберштейн. Отца радовало то, что каждому из его десяти сыновей достанется в наследство по 60 га земли. Таким образом, в 1911 году возникло село Сузаново. 1 мая 1912 года умерла супруга Ивана Павловича - Сузанна и в честь своей жены муж называет своё место поселения.

Задача № 1.

Село Сузаново было основано в 1911 году. Сколько лет родному селу на сегодняшний день?

Решение:

2016 -1911=105 (лет)

Ответ: 105 лет.

Село росло, развивалось. Строились одна улица за другой улицей. Так же в центре села был построен магазин. До семидесятых годов в нашем селе можно было в магазине менять яйца на товары повседневного спроса, вспоминает коренной житель села Сузаново Дик Николай. Мне как мальчишке очень часто хотелось конфет. И чтобы в магазине получить 600 грамм карамельных конфет, мне нужно было принести яиц. Одно яйцо в то время принималось по 6 копеек за штуку. 1килограмм карамельных конфет стоил 1рубль.

Задача № 2.

Сколько нужно сдать Николаю в магазин куриных яиц, чтобы получить 600 грамм карамельных конфет? 1килограмм карамельных конфет стоил 1 рубль.

Решение:

1рубль = 100 копеек. 1кг. конфет = 1000грамм конфет.

100:1000= 0,1 копейки стоил 1 грамм конфет. Тогда 600грамм х 0,1 = 60 копеек.

60:6 = 10 яиц.

Ответ: Николаю нужно было сдать 10 яиц.

В 1960 году у нас в селе была своя дизельная электростанция. Этот огромный дизельный двигатель стоял в помещении в центре села. Для него специально был построен домик. Эта электростанция вырабатывала электричество и подавало ток на улицы нашей деревни. В то время улица Советская уже была полностью сформирована - дома стояли по обе стороны. На улицах Шахтёрская и Молодёжная была только одна сторона. Улица Молочная была заполнена домами полностью. К каждому дому подходили провода. Их было два - один провод фазный, а другой нулевой. Напротив каждого дома стоял столб.

Задача №3.

Электрики тянули провода в деревне. Было посчитано, что необходимо 10 км. Провода для подвода электричества к каждому дому от электростанции. Всего 80 домов в селе. Напротив каждого дома должен стоять столб. Расстояние между столбами должно быть 20 метров. Сколько необходимо столбов электрикам?

Решение:

1)10 км =10 000м.

2)10000:2= 5000м.

3) 5000:20= 250 столбов

Ответ: электрикам необходимо 250 столбов.

Один интересный момент. По этим столбам тянули ещё и третий провод. Это был провод для радио. В каждом доме было своё сетевое радио. Так же в центре села, там, где почта, по соседству, в соседней комнате был местный радиоузел. Там заправлял диктор Захаркин. Он каждый день передавал сводку по выполнению плана в колхозе (сколько убрали зерна, сколько надоили и т.д.) Но самое страшное для учеников было то, что в конце недели в радиоузел приходила завуч местной школы и передавала оценки по школе, кто и что получил за неделю. Хорошо было бы, если это радио было только в домах. Но большой основной громкоговоритель висел на столбе в центре, на улице Советской. И вся деревня слышала, кто получал двойки, а кто пятёрки.

Задача № 4.

По радио один раз в неделю объявлялась оценка одного и того же ученика. Радиовещание длилось 3 учебных года. Сколько раз за это время был озвучен ученик Коля?

Решение:

Важно вспомнить, что учились не весь год. Учебный год - 35 недель.

35 Х 3 = 105

Ответ: ученик Коля был озвучен 105 раз по радио.

После 1970 года всех учеников стали возить в школу, в соседнюю деревню Хуторку. Перевозка так же была необычной. В зимний период ученики ездили в будке, прицепленной к гусеничному трактору Т-4. Будка была поставлена на большие сани. В эту будку школьники набивались как селёдка в банку. Старшеклассники даже не залазили в будку - ехали просто стоя на санях. Им было интересно и смешно. В самой будке была солома и много тулупов, которые приносили заботливые родители, чтобы дети по дороге не замёрзли. В ней ехали не только Сузановцы, но ещё и другие школьники из попутных деревень - Малаховка, Васильевка.

Задача№5

Расстояние от Сузаново до Васильевки 8 км. От Васильевки до Малаховки - 4км. От Малаховки до Хуторки - 6 км. Скорость трактора Т-4 20 км/ ч. Сколько времени находились школьники в пути?

Решение:

  1. 8+4+6= 18 км.

  2. 18 : 20 = 0,9 ч.

  3. 0.9 х 60 = 54 мин.

Ответ: школьники были в пути 54 минуты.

Каждую осень, всё село, особенно Славило Бога за то, что Он посылал урожай зерновых и в огородах. На праздник «Жатва» приглашалось всё село, так же поступали и на свадьбу. Пир готовился, как минимум, на 300 человек взрослых не считая детей. Хлеб подавался на стол особенный - традиционная сдоба «цвайбак». В переводе с немецкого - «вдвое склеенные». Это такие маленькие булочки в диаметре 4 см, склеенные две вместе. В 1960 году домов было 80 дворов. Каждый дом должен был принести эти булочки в обязательном порядке. Их пекли в русских печах, по особенной технологии.

Сначала в печи сжигалась большая корзина соломы и на углях от соломы пекли эти булочки. В печь ложился большой противень размером 1метр х 30 см. Если печь разогреть не достаточно, то булочки получаются сырыми. А если перегреть, то булочки подгорали. Опытные хозяйки могли точно определить, сколько нужно было сжечь соломы.

Задача №6.

Один взрослый человек съедает за обедом 3 «цвайбак». На пир приглашены 300 человек. В деревне всего 60 домов. Сколько нужно принести каждому дому булочек?

Решение:

1)300 х 3=900 булочек;

2) 900:60 =15 булочек.

Ответ: 15 булочек нужно принести каждому дому.

В 60- е годы на 8 марта, да и на масленицу конюх села Сузаново Дик Яков Дмитриевич катал всех детей на санях, прицепленные к саням двух лошадей. На санки садились по два человека. Это было любимое развлечение сельчан нашего села зимой.

Задача №7

15 саней было прицеплено к саням лошадей. На каждых санях сидело по 2 школьника, весом 50 кг каждый. В основных санях сидел конюх и 3 взрослых, весом 80 кг каждый. Вес санок 3 кг. Вес основных саней 100 кг. Сколько весит груз, который тянут лошади?

Решение:

1) 15 х 3 = 45 кг - вес саней;

2) 15 х 2 = 30 школьников;

3) 4 х 80 = 320 кг - вес взрослых;

4) 30 х 50 = 1500 кг - вес всех школьников;

5) 45+320+100+1500 = 1965 кг = 1т. 965 кг.

Ответ: лошади тянут вес 1т 965 кг.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над работой мною были изучены материалы школьного музея, методы и приемы составления и решения математических задач. Всё это в целом, способствовало тому, что мною были составлены математические задачи, содержание которых отражает историю родного края, моей малой родины. В работе также приведены и методы решения таких задач. При их решении я использовала схему, предложенную Л.М.Фридманом и Е.Н.Турецким в книге «Как научиться решать задачи».

Я считаю, что процесс составления и решения задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического мышления, эрудиции, умения классифицировать и обобщать, расширяет наш кругозор.

Д. Пойа сказал: «Хочешь научиться плавать - иди в воду, хочешь научиться решать задачи - решай их». И тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но открытия (а каждая задача в математике - это проблема, к решению которой человечество шло порою долгие годы), будет стремиться познавать всё больше и использовать полученные знания в жизни. Задачи, содержащие краеведческий материал - это хорошие примеры практических задач, позволяющие продемонстрировать, как формальные математические знания применяются в реальных жизненных ситуациях. При этом возникает желание решать такие задачи, а значит готовиться к ЕГЭ и дальнейшей «взрослой жизни». Кроме этого, составленные математические задачи можно будет использовать на уроках математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических викторин, соревнований. В дальнейшем я планирую продолжить составления исторических задач связанных с годами времен Великой Отечественной войной и современными проблемами нашего села.

Таким образом, в результате проведенной работы, подтвердилась моя гипотеза: знание истории родного края поможет в развитии умений решения текстовых задач с практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач, расширят наши знания об истории родного села и каждый из нас захочет более глубоко изучить прошлое и настоящее родного края.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся., М.: Просвещение,1984.

  2. Материалы школьного музея

  3. Дик Д.Н. Виноградник в прекрасном месте. Сузаново(1911-2011г) Германия., 2011г.

  4. Дик Д.Н. SUZANOVO. damit es nicht vergessen wird. Detmold. , 2005.










Приложение

Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.

Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов. Ученик 7 класса Ижока А.В.


© 2010-2022