- Преподавателю
- Математика
- Урок. «Решение уравнений с модулем и параметром»
Урок. «Решение уравнений с модулем и параметром»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пирогова Т.Н. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пирогова Татьяна Николаевна - учитель высшей категории
МАОУ СОШ № 10 г. Таганрога.
«Решение уравнений с модулем и параметром»
10 класс, занятие элективного курса «Свойства функции».
Цели занятия.
-
повторить различные способы решения уравнений с модулями;
-
провести исследование зависимости числа корней от данных уравнения;
-
развивать внимание, память, умение анализировать при проведении исследовательской работы и обобщении ее результатов.
План занятия.
-
Мотивация.
-
Актуализация знаний.
-
Решение линейного уравнения с модулем разными способами.
-
Решение уравнений содержащих модуль под модулем.
-
Исследовательская работа по определению зависимости количества корней уравнения
| |х| - а |= в от значений а и в.
-
Решение уравнений с двумя модулями и параметром.
-
Рефлексия.
Ход занятия.
Мотивация. Как говорили древние философы «Мудрость - это любовь к знаниям, а любовь - это мера всех вещей». «Мера» на латинском языке - «modulus», от него и произошло слово «модуль». И сегодня мы с вами поработаем с уравнениями, содержащими модуль. Надеюсь, у нас все получится, и в конце занятия мы с вами станем мудрее.
Актуализация знаний. Итак, вспомним, что мы уже знаем о модуле.
-
Определение модуля. Модулем действительного числа - называется само число, если оно неотрицательно и противоположное ему число, если оно отрицательно.
-
Геометрический смысл модуля. Модуль действительного числа а равен расстоянию от начала отсчета до точки с координатой а на числовой прямой.
-a 0 a
|-a| = |a| |a| x
-
Геометрический смысл модуля разности величин. Модуль разности величин | а - в | - это расстояние между точками с координатами а и в на числовой прямой,
т.е. длина отрезка [а в]
1) Если a < b 2) Если a > b
a b b a
S = b - a S = a - b
3) Если a = b, то S = a - b = b - a = 0
-
Основные свойства модуля
-
Модуль числа есть число неотрицательное, т.е. |x| ≥ 0 для любого x
-
Модули противоположных чисел равны, т.е. |x| = |-x| для любого x
-
Квадрат модуля равен квадрату подмодульного выражения, т.е.|x|2 =x2 для любого x
4. Модуль произведения двух чисел равен произведению модулей сомножителей, т.е.|a b| = |a| · |b|
5. Если знаменатель дроби отличен от нуля, то модуль дроби равен частному от деления модуля числителя на модуль знаменателя, т.е. при b ≠ 0
6. Для равенства любых чисел a и b справедливы неравенства:
| |a| - |b| | ≤ |a + b| ≤ |a| + |b|
| |a| - |b| | ≤ |a - b| ≤ |a| + |b|
-
График модуля у = | х | - прямой угол с вершиной в начале координат, стороны которого являются биссектрисами 1 и 2 квадрантов.
-
Как построить графики функций? у = |х - а|, у = |х| + в, у = |х - а| + в, у = ||х| - а|
Пример. Решить уравнение 3
2
x
.
Способ 1. Метод раскрытия модулей по промежуткам.
5
5
,
1
3
2
,
2
1
1
,
2
3
2
,
2
2
1
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
2
х
Способ 2. Непосредственное раскрытие модуля.
Если модуль числа равен 3, то это число 3 или -3.
.
1
,
5
3
2
,
3
2
3
2
2
1
x
x
x
x
x
Способ 3. Использование геометрического смысла модуля.
Необходимо найти на числовой оси такие значения х, которые удалены от 2 на расстояние, равное 3.
.
5
,
1
2
1
x
x
5
-1
2
3
3
Способ 4. Возведение обеих частей уравнения в квадрат.
Здесь используется свойство модуля и то, что обе части уравнения неотрицательные.
.
5
,
1
0
5
4
9
2
9
2
3
2
2
1
2
2
2
x
x
x
x
x
x
x
Способ 5. Графическое решение уравнения 3
2
x
.
Обозначим
2
1
x
x
f
3
2
x
f
. Построим графики функций и :
-2 -1 0 1 2 3
1
2
-2 -1 0 1 2 3 4 5
-2 -1 0 1 2 3
1
2
-2 -1 0 1 2 3 4 5
Абсциссы точек пересечения графиков дадут корни и 5
2
x
.
Самостоятельная работа
решите уравнения:
| х - 1| = 3
| х - 5| = 3
| х -3| = 3
| х + 3| = 3
| х + 5| = 3
(-2; 4)
(2; 8)
(0; 6)
(-6; 0)
(-8;-2)
А теперь добавьте в условия еще один модуль и решите уравнения:
| |х| - 1| = 3
| |х| -5| = 3
| |х| - 3| = 3
| |х| + 3| = 3
| |х| + 5| = 3
()
()
(0)
(нет корней)
Итак, сколько корней может иметь уравнение вида | | х | - а |= в? От чего это зависит?
Исследовательская работа по теме
«Определение зависимости количества корней уравнения | | х | - а |= в от а и в»
Проведем работу по группам, с использованием аналитического, графического и геометрического способов решения.
Определим, при каких условиях данное уравнение имеет 1 корень, 2 корня, 3 корня, 4 корня и не имеет корней.
1 группа (по определению)
2 группа (используя геометрический смысл модуля) -в +в
а-в а а+в
3 группа (используя графики функций)
, а > 0
, а < 0
1 группа
2 группа
3 группа
Нет корней
в < 0 или в ≥ 0
в + а < 0
в < 0 или в ≥ 0
а + в < 0
в < 0 или в ≥ 0
в < - а
ровно один корень
в > 0 и в + а = 0
в > 0 и в + а = 0
в > 0 и в = - а
ровно два корня
в > 0 и в + а > 0
- в + а < 0
в > 0 и в + а > 0
-в + а < 0
в > 0 и в > | а |
ровно три корня
в > 0 и - в + а = 0
в > 0 и - в + а = 0
в > 0 и в = а
ровно четыре корня
в > 0 и - в + а >0
в > 0 и - в + а >0
в > 0 и в < а
Сравните результаты, сделайте общий вывод и составьте общую схему.
Конечно, необязательно эту схему запоминать. Главное в проведенном нами исследовании было - увидеть эту зависимость, используя разные методы, и теперь повторить свои рассуждения при решении таких уравнений нам будет уже несложно.
Ведь решение задания с параметром всегда подразумевает некоторое исследование.
Решение уравнений с двумя модулями и параметром.
1. Найти значения р, при каждом из которых уравнение | |х| - р- 3| = 7 имеет ровно один корень.
Решение: | |х| - ( р + 3)| = 7
р+3= -7, р = -10. Или геометрически
р + 3-7 р + 3 р + 3+7 р + 3+7=0, р = -10
- 7 7 по схеме уравнение такого вида имеет ровно один корень, если в = - а, где в=7, а=р+3
2. Найти значения р, при каждом из которых уравнение | |х| - р- 6| = 11 имеет ровно два корня.
Решение: | |х| - ( р + 6)| = 11 геометрически
р + 6-11 р + 6 р + 6+11 р + 6-11<0, р < 5, р + 6+11>0, р > -17
- 11 11
по схеме уравнение такого вида имеет ровно два корня, если в + а > 0 и - в + а < 0, где в=11, а=р+6. -17< р < 5.
3. Найти значения р, при каждом из которых уравнение | |х| - 4р| = 5р-9 имеет ровно четыре корня.
Решение: по схеме уравнение такого вида
имеет ровно четыре корня, если
0< 5р-9 < 4р, р > и р < 9,
т.е. 1 < р< 9.
Ответ: 1 < р< 9.
4. . Найти значения р, при каждом из которых уравнение | |х| - 2р| = 5р+2 не имеет корней. Решение: 5р+2 <0, или 5р+2 =0 и -2р>0, или 5р+2 >0 и 5р+2 <-2р.
р < -0,4, или р = -0,4, или р> - 0,4 и р < - . Ответ: р < -
5. При каких значениях параметра р уравнение | |х-4| - 3| + 2р= 0 имеет три корня. Найти эти корни.
Преобразуем уравнение к виду:
| |х-4| - 3|= - 2р.
По схеме уравнение такого вида имеет три корня,
если -2р=3>0,
т.е. р = -1,5.
||х-4|-3| = 3,
|х-4|=0, х = 4,
||х-4|=6, х = -2, х =10.
Ответ: при р= -1,5 уравнение имеет три корня: х1 = -2, х2 = 4, х3 =10.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Скажите, какие бы вы выделили главные слова занятия? ( Модуль, параметр)
Что мы сегодня повторили? (Определение модуля, геометрический смысл модуля числа и разности чисел, свойства модуля, разные способы решения уравнений )
Что мы сегодня делали?
Что делали?
- повторяли
- решали
- исследовали
-обобщали
-доказывали
- строили
Модуль
параметр
Что повторили?
-определение
- геометрический смысл
- свойства
- графики
-уравнения
- разные методы
Домашнее задание.