- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Удалова О.П. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карпунихинская средняя общеобразовательная школа»
Уренского муниципального района Нижегородской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Карпунихинская СОШ»
___________Н.И.Пехотин
Приказ от 01.09.2015 № 56
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Д.А. Удалов
«31» августа 2015 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: геометрия
Класс: 8
Уровень общего образования: основное
Учитель: Удалова Оксана Павловна
Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год
Количество часов по учебному плану: 68 часов
Всего 170 часов в год (5 часов в неделю)
Планирование составлено на основе: Программ общеобразовательных учреждений «Геометрия 7- 9 классы». - сост. Т.А. Бурмистрова. - М.:Просвещение, 2011 г., 96 стр.
Учебник: Геометрия. 8 класс: учеб.для бщеобразоват.учреждений/[В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, В.В. Прасолов]. - М.: Просвещение 2014 г. - 175 с
Рабочую программу составила________________________/Удалова О.П./
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с программами для начального общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1) ФЗ РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2) Приказ Минобрнауки России от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
5) Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Геометрия. Сборник рабочих программ. - 7-9 классы»: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[сост. Т.А.Бурмистрова]. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
6)УМК по геометрии под редакцией В.Ф. Бутузов.
-
Всего часов: 68
-
Количество часов в неделю: 2
-
Количество учебных недель 34
-
Количество плановых контрольных работ 4 (3 контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа)
Изучение базового курса ориентировано на использование учебника «Геометрия 8» автора В.Ф. Бутузов, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материалы по геометрии 8 класс» В.Ф, Бутузов, а также методическое пособие «Поурочные разработки» к учебнику Геометрия 8 тех же авторов. Целью данного пособия является помощь учителю в планировании и подготовке уроков геометрии в 8 классе.
Цели обучения геометрии в 8 классах определены следующим образом:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и решаются следующие задачи:
-
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
-
формирование пространственных представлений;
-
развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
-
овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности.
Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащийся овладевает приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Изучение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей. Целенаправленное обращение к приемам из практики развивает умения вычислять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях деятельности.
В основу курса геометрии для 8 класса положены такие принципы как:
-
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
-
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых
-
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
-
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.
Методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, математические диктанты, тесты).
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.
В результате изучения курса ученик должен овладеть следующими понятиями:
-
параллельные прямые;
-
признаки параллельности прямых;
-
вписанная окружность;
-
описанная окружность;
-
выпуклый многоугольник;
-
четырехугольник;
-
правильный многоугольник;
-
параллелограмм;
-
трапеция;
-
ромб;
-
средняя линия треугольника;
-
средняя линия трапеции;
-
симметрия;
-
пропорциональные отрезки;
-
синус и косинус острого угла;
-
среднее арифметичсекое и среднее геометрическое двух отрезков;
-
золотое сечение;
-
подобные треугольники.
В результате овладения программы обучающийся должен знать и уметь:
-
формулировать определение параллельных прямых;
-
объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными;
-
формулировать и доказывать теорему и следствия из нее, выражающие признаки параллельности двух прямых;
-
формулировать и доказывать теорему основную теорему о параллельных прямых;
-
формулировать и доказывать теорему теорему и следствия из нее, выражающие свойства параллельных прямых;
-
объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее;
-
как между собой связаны аксиома существования прямоугольника с двумя данными смежными сторонами и аксиома параллельных прямых;
-
формулировать и доказывать теоремы о пересечении в одной точке биссектрис треугольника, о пересечении в одной точке серединных перпендикуляров к сторонам треугольника;
-
формулировать и доказывать теорему о существовании и единственности вписанной в треугольник окружности;
-
формулировать и доказывать теорему о существовании и единственности описанной около треугольника окружности;
-
решать задачи на построение, доказательство и вычисления, связанные с понятием параллельных прямых и понятиями вписанной в треугольник и описанной около него окружностей, опираясь на базовые задачи на построение, проводя в ходе решения необходимые доказательные рассуждения, выполняя нужные дополнительные построения;
-
объяснять, что такое многоугольник, его вершины, стороны, диагонали, вписанная и описанная окружности;
-
формулировать определение выпуклого многоугольника;
-
выводить формулу суммы углов выпуклого n - угольника;
-
формулировать определение правильного многоугольника;
-
доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в него;
-
строить некоторые правильные многоугольники;
-
формулировать и доказывать утверждения о свойстве сторон описанного четырехугольника и о свойстве углов вписанного четырехугольника;
-
формулировать обратные утверждения;
-
формулировать определения и изображать параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию, равнобедренную и прямоугольную трапеции;
-
формулировать и доказывать утверждения о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата;
-
формулировать определения фигур, симметричных относительно точки и симметричных относительно прямой;
-
приводить примеры симметричных фигур;
-
находить элементы симметрии в известных видах многоугольников;
-
формулировать и доказывать теоремы о средней линии треугольника, о средней линии трапеции, теоремы Фалеса, теоремы о пересечении медиан треугольника и о пересечении высот треугольника;
-
решать задачи на построение, доказательство и вычисления;
-
моделировать условие задачи с помощью чертежа;
-
проводить необходимые построения в ходе решения;
-
использовать известные утверждения о свойствах и признаках четырехугольников;
-
формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса и косинуса угла прямоугольного треугольника;
-
доказывать, что если острый угол одного прямоугольного треугольника равен острому углу другого прямоугольного треугольника, то косинусы этих углов равны и синусы этих углов также равны;
-
формулировать и доказывать теорему Пифагора;
-
объяснять, что такое золотое сечение, строить золотое сечение данного отрезка;
-
формулировать определения синуса и косинуса углов от 900 до 1800, определения тангенса и котангенса;
-
выводить формулы приведения и основное тригонометрическое тождество;
-
формулировать и доказывать теорему синусов и теорему косинусов;
-
объяснять, как использовать эти теоремы в задачах на решение треугольника;
-
формулировать определение подобных треугольников;
-
формулировать и доказывать признаки подобия треугольников, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной;
-
объяснять в чем состоит метод подобия при решении задач на подобие;
-
приводить примеры применения этого метода;
-
решать задачи на построение, доказательство и вычисления с использованием всего арсенала накопленных геометрических сведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решение геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание обучения курса геометрии в 8 классе
1. Параллельность (16 часов)
Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Основная теорема о параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Рейсмус. Аксиомы геометрии. Вписанная и описанная окружности. Теорема о пересечении биссектрис углов. Теорема о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника
2. Многоугольники (22 часа)
Выпуклый многоугольник. Четырехугольник. Правильные многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Свойства параллелограмма. Признаки параллелограмма. Признаки прямоугольника. Ромб. Симметрия. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции. Точка пересечения медиан треугольника. Теорема о пересечении высот треугольника.
3. Решение треугольников (24 часа)
Пропорциональные отрезки. Косинус острого угла. Синус острого угла. Среднее арифметическое и среднее геометрическое двух отрезков. Теорема Пифагора. Золотое сечение. Синус и косинус углов от 900 до 1800. Теоремы синусов и косинусов. Подобные треугольники. Свойства углов подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема об отрезках пересекающихся хорд и о квадрате касательной. Построение пропорциональных отрезков. Метод подобия.
Календарно - тематическое планирование по геометрии 8 класс
2015 - 2016 учебный год
№ урока
Дата проведения урока
Тема урока
Цели урока
Форма работы
Домашнее задание
Примечание
Глава IV «Параллельность»
1
04.09.2015
Вводное повторение курса 7 класса
Используя «Введение» учебника, повторить основной материал 7 класса. К основному теоретическому материалу 7 класса относятся: свойства смежных и вертикальных углов, теорема о перпендикуляре к прямой, свойства и признак равнобедренного треугольника, признаки равенства треугольников, признаки равенства прямоугольных треугольников и т.п..
Фронтальная
Задания на карточках, повторение курса 7 класса
2
08.09.2015
Вводное повторение курса 7 класса
Фронтальная
Задания на карточках, повторение курса 7 класса
3
11.09.2015
Признаки параллельности двух прямых
Ввести понятие параллельных прямых и названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей; изучить признаки параллельности двух прямых, связанные с накрест лежащими углам, соответственными и односторонними углами
Фронтальная
П.41; вопросы 1-3 (стр.32); №2(а,б)
4
15.09.2015
Признаки параллельности прямых. Решение задач
Использовать признаки параллельности прямых при решении задач
Фронтальная
№2(оставшиеся)
5
18.09.2015
Основная теорема о параллельных прямых
Доказать основную теорему о параллельных прямых, вывести из нее два следствия и решить важную задачу на построение: построить прямую, проходящую через данную точку параллельно данной
Фронтальная
П.42; вопросы 4-7 (стр.32); №4(а,б)
6
22.09.2015
Основная теорема о параллельных прямых. Решение задач
Решать геометрические задачи, используя теорему о параллельности прямых
Фронтальная
П.42 (повторить); №4(в,г)
7
25.09.2015
Свойства параллельных прямых
Доказать теорему о накрест лежащих углов, образованных при пересечении двух прямых секущей, вывести следствия из нее
Фронтальная
П.43 (до следствия 4); вопросы 8-9(стр.32), №6(а,б,в)
8
29.09.2015
Свойства параллельных прямых. Решение задач
Доказать утверждение, обратное следствию 4; ввести понятие расстояния между параллельными прямыми
Фронтальная
П.43; вопрос 10-12 (стр.32), №6(г), 8(а)
9
02.10.2015
Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами
Доказать теорему об углах с соответственно параллельными сторонами и ее следствия - об углах соответственно перпендикулярными сторонами; продолжить решение задач с использованием признаков и свойств параллельных прямых
Фронтальная
П.44; вопрос 13(стр.32);
№6(д,е)
10
06.10.2015
Об аксиомах геометрии
Провести самостоятельную работу №1; сформировать у учащихся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; рассказать о связи между принятой в данном курсе аксиомой существования прямоугольника и основной теоремой о параллельных прямых
Индивидуальная, фронтальная
П.45
11
09.10.2015
Решение задач
Обсудить задачу №7(б) и другие задачи на построение, при решении которых она выступает в роли одной из базовых
Фронтальная
№8(б,в,г)
12
13.10.2015
Теорема о пересечении биссектрис треугольника. Вписанная окружность
Доказать две теоремы - о пересечении биссектрис треугольника в одной точке и об окружности, вписанной в треугольник; использовать эти теоремы при решении задач; продолжить формирование умения учащихся самостоятельно работать с текстом
Фронтальная
Пп. 46, 47; вопрос 14-15(стр.32); №10(а,б)
13
16.10.2015
Теорема о пересечении биссектрис треугольника. Вписанная окружность
Фронтальная
№10(в,г)
14
20.10.2015
Теорема о пересечении середины перпендикуляров к сторонам треугольника. Описанная окружность
Доказать две теоремы - о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника в одной точке и об окружности, описанной около треугольника; использовать эти теоремы при решении задач; формировать умение учащихся самостоятельно находить доказательства теорем, используя известные доказательства аналогичных теорем
Фронтальная
Пп. 48,49; вопрос 16-17(стр.32), №12(а,б)
15
23.10.2015
Теорема о пересечении середины перпендикуляров к сторонам треугольника. Описанная окружность
№12
16
27.10.2015
Решение задач по темам «Параллельные прямые», «Вписанная и описанная окружности»
Решать задачи по указанным темам; провести самостоятельную №2 и математический диктант №1; подготовиться к контрольной работе
Индивидуальная, фронтальная
Дополнительные задачи к § 11-12 №13-42
17
30.10.2015
Решение задач по темам «Параллельные прямые», «Вписанная и описанная окружности»
Индивидуальная, фронтальная
Дополнительные задачи к § 11-12 №13-42
18
10.11.2015
Контрольная работа №1 по теме «Параллельность»
Проверка и оценка усвоенных умений и знаний учащихся по данной теме
Индивидуальная
Глава V «Многоугольники»
19
13.11.2015
Выпуклый многоугольник
Ввести понятия ломаной, многоугольника и связанную с ними терминологию, понятие выпуклого многоугольника; вывести формулу суммы углов выпуклого n-угольника и формулу суммы его внешних углов
Фронтальная
П.50; вопросы 1-6 (стр.74-75); №44
20
17.11.2015
Четырехугольник
Повторить материал п.50, изученный на предыдущем уроке; обсудить свойство сторон и признак описанного четырехугольника, свойство углов и признак вписанного четырехугольника
Фронтальная
П. 51 (до свойства сторон описанного четырехугольника); вопрос 7(стр.75); №46(а,б)
21
20.11.2015
Четырехугольник
Фронтальная
П.51; вопрос 8-11(стр.75), № 46(в,г)
22
24.11.2015
Правильные многоугольники
Ввести понятие правильного многоугольника; доказать теоремы об окружности , описанной около правильного многоугольника, и об окружности, вписанной в правильный многоугольник; провести самостоятельную работу №3
Фронтальная
П.52; вопросы 12-15(стр.75), №48(…)
23
27.11.2015
Правильные многоугольники
Фронтальная, индивидуальная
№48(…)
24
01.12.2015
Свойства параллелограмма
Дать определение параллелограмма, изучить его свойства и использовать их при решении задач
Фронтальная
П.53; вопросы 16-18(стр.75), №50(…)
25
04.12.2015
Свойства параллелограмма
Фронтальная
№50(…)
26
08.12.2015
Признаки параллелограмма
Изучить признаки параллелограмма и использовать их при решении задач; продолжить формирование умения у учащихся находить самостоятельно находить доказательства новых утверждений, опираясь на накопленный опят и знания
Фронтальная
П.54; в том числе самостоятельное изучение по учебнику доказательства третьей теоремы о признаках параллелограмма; вопрос 19(стр.75); №52(…)
27
11.12.2015
Признаки параллелограмма
Фронтальная
№52(….)
28
15.12.2015
Признаки прямоугольника
Обсудить два признака прямоугольника, свойство его диагоналей и решить задачи, в которых используются эти признаки и свойство
Фронтальная
П.55; вопросы 20,21(стр.75); №54
29
18.12.2015
Ромб
Доказать утверждение о свойстве диагоналей ромба и две теоремы, выражающие признаки ромба; применять эти признаки при решении задач
Фронтальная, работа в группах
П.56; вопрос 22-24(стр.75), №56
30
22.12.2015
Трапеция
Дать определения трапеции, равнобедренной трапеции, прямоугольной трапеции; ввести названия сторон трапеции; решить несколько задач, связанных с трапецией
Фронтальная
П.57; вопросы 25-26 (стр.75), №58
31
25.12.2015
Симметрия
Ввести понятия, связанные с центральной и осевой симметрией; привести примеры фигур, обладающих центральной (осевой) симметрией; обратить внимание учащихся на симметрию в архитектуре, живописи, технике
Фронтальная
П.58; вопросы 27-31(стр.75-76), №60
32
29.12.2015
Решение задач
Решать задачи по теме «Параллелограмм и трапеция», провести самостоятельную работу №4
Фронтальная, индивидуальная
Задачи к §14 №88-122
33
12.01.2016
Средняя линия треугольника
Дать определение средней линии треугольника; доказать теорему о средней линии треугольника и ее следствие и использовать их при решении задач
Фронтальная
П.59; вопросы 32-33(стр.76), №62(под теми же буквами, что и в №61, который решали в классе)
34
15.01.2016
Средняя линия трапеции
Дать определение средней линии трапеции; доказать теорему о средней линии трапеции; использовать ее при решении задач
Фронтальная
П.60; вопросы 34-35(стр.76), №64(задачи, отмеченные теми же буквами, что и разобранные в классе из задания 63)
35
19.01.2016
Теорема Фалеса
Доказать теорему Фалеса; продолжить формирование умения учащихся самостоятельно работать с текстом учебника; решить задачу о разделении данного отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки
Фронтальная, индивидуальная
П. 61; вопросы 36,37(стр.76)задачи из заданий 62 и 64, отмеченные теми же буквами, что и разобранные на уроке задачи из заданий 61 и 63
36
22.01.2016
Теорема о пересечении медиан треугольника
Доказать теорему о пересечении медиан треугольника; провести самостоятельную работу №5
Фронтальная, индивидуальная
П.62; вопрос 38(стр.76); оставшиеся не разобранными задачи из заданий 62 и 64, а также №66(а)
37
25.01.2016
Теорема о пересечении высот треугольника
Доказать теорему о пересечении высот треугольника и использовать ее при решении задач
Фронтальная
П.63; вопросы 39,40(стр.76); №66(б,в,г)
Пп.64*, 65*
38
29.01.2016
Решение задач по теме «Многоугольники»
Решать различные задачи по теме «Многоугольники»; подготовиться к контрольной работе
Фронтальная, индивидуальная
Дополнительные задачи к §13-15, № 67-130
39
02.02.2016
Решение задач по теме «Многоугольники»
Фронтальная, индивидуальная
Дополнительные задачи к §13-15, № 67-130
40
05.02.2016
Контрольная работа №2 по теме «Многоугольники»
Проверка и оценка усвоенных умений и знаний учащихся по данной теме
Индивидуальная
Глава VI «Решение треугольников»
41
09.02.2016
Пропорциональны отрезки
Напомнить учащимся алгоритм измерения отрезков при выбранной единице измерения; ввести понятие отношения двух отрезков и доказать, что отношение двух отрезков равно отношению их длин при любой единице измерения; ввести понятие пропорциональных отрезков и решать несколько задач, связанных с отношением и пропорциональностью отрезков
Фронтальная
П.66; вопрос 1,2(стр.119); №132(…)
42
12.02.2016
Косинус острого угла. Синус острого угла
Ввести понятия косинуса и синуса острого угла прямоугольного треугольника, доказать утверждение: если острый угол одного прямоугольного треугольника равен острому углу другого прямоугольного треугольника, то косинусы этих углов равны, и аналогично для синусов; ввести формулы приведения и основное тригонометрическое тождество
Фронтальная
Пп. 67, 68; вопросы
3-6(стр.119), №134(а)
43
16.02.2016
Косинус острого угла. Синус острого угла
Фронтальная
№134(б,в,г), пп.67,68 (повторить)
44
19.02.2016
Среднее геометрическое и среднее арифметическое двух отрезков
Ввести понятия среднего арифметического и среднего геометрического двух отрезков; доказать, что высота прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, является средним геометрическим отрезков, на которые она разделяет гипотенузу; решить задачу о построении (с помощью циркуля и линейки) среднего геометрического двух данных отрезков и доказать, что среднее арифметическое двух неравных отрезков больше их среднего геометрического
Фронтальная
П.69; вопросы7-8 (стр.119), №134(д,е,ж,з,и)
45
26.02.2016
Теорема Пифагора
Доказать теорему Пифагора и обратную ей, решать задачи на применение этих теорем
Фронтальная
П. 70; вопросы 9-10 (стр.119); №136(а,б)
46
01.03.2016
Теорема Пифагора
Фронтальная
П. 70; вопросы 9-12 (стр.119); №136(в,г,д)
47
04.03.2016
Золотое сечение
Познакомить учащихся с понятием золотого сечения и его применением в архитектуре, живописи, скульптурных композициях; решить задачу о построении (с помощью циркуля и линейки) золотого сечения данного отрезка
Фронтальная
П.71; вопросы 13-15 (стр.119), №136(е) и несколько задач из дополнительных к §16. Подготовить реферат на тему «Золотое сечение в архитектуре, живописи и природе»
48
11.03.2016
Решение задач
Решение задач по теме «Синус и косинус острого угла»; провести самостоятельную работу №7
Фронтальная, индивидуальная
Дополнительные задачи к §16 из числа оставшихся
49
15.03.2016
Синус и косинус углов от 900 до 1800
Для углов α из промежутка доказать справедливость равенств , (1); с помощью формул (1) определить синус и косинус угла α из промежутка ; вывести формулы приведения ; доказать основное тригонометрическое тождество для углов от 900 до 1800; ввести еще две тригонометрические функции - тангенс и котангенс угла
Фронтальная
П.72 (до вывода основного тригонометрического тождества); вопросы 16, 17(стр.119), №138(а,б)
50
18.03.2016
Синус и косинус углов от 900 до 1800
Фронтальная
П.72; вопросы 18, 19 (стр.120), №138(в,г,д)
51
22.03.2016
Теорема синусов
Доказать теорему, дающее выражение стороны треугольника через диаметр описанной окружности и синус противолежащего угла, а затем на ее основе доказать теорему синусов
Фронтальная
П.73; вопросы 20, 21(стр.120), №138(е,ж,з,и,к)
52
25.03.2016
Теорема косинусов
Доказать теорему косинусов и вывести два следствия из нее; провести самостоятельную работу №8
Фронтальная
П.74; вопрос 22, 23(стр.120), №140(а,б)
53
05.04.2016
Теорема косинусов
Фронтальная, индивидуальная
П.74; вопросы 22-24(стр.120)дополнительные задачи к §17, №158-182
54
08.04.2016
Решение треугольников
Объяснить учащимся, что означают слова «решить треугольник» и как с помощью синусов и косинусов решить треугольник; рассмотреть конкретные задачи на решение треугольников; доказать теорему о биссектрисе угла
Фронтальная
П.75(до теоремы о биссектрисе угла); вопрос 25 (стр.120), №142(а,б,в)
55
12.04.2016
Решение треугольников
Фронтальная
П.75); вопрос 26 (стр.120), №142(г,д,е,ж,з)
Пп.76*, 77*
56
15.04.2016
Свойство углов подобных треугольников
Ввести понятие подобных треугольников; их коэффициента подобия; доказать теорему об углах подобных треугольников
Фронтальная
П.78; вопросы 29,30 (стр.120), №144
57
19.04.2016
Признаки подобия треугольников
Доказать две теоремы, выражающих первый и второй признаки подобия треугольников; использовать их при решении задач
Фронтальная
П.79; вопросы 31,32 (стр.120); задачи из задания 146, отмеченные теми же буквами, что и решенные задачи в классе из номера 145
58
22.04.2016
Признаки подобия треугольников
Фронтальная
№146 (оставшиеся)
59
26.04.2016
Теоремы об отрезках пересекающихся хорд и о квадрате касательной
Доказать теоремы о пересекающихся отрезках хорд и о квадрате касательной; провести самостоятельные работы №9 и №10
Индивидуальная, фронтальная
П.80; вопросы 33, 34(стр.120); №148(а,б)
60
29.04.2016
Теоремы об отрезках пересекающихся хорд и о квадрате касательной
Фронтальная, индивидуальная
П.80(повторить); №148(в,г,д,е)
61
03.05.2016
Построение пропорциональных отрезков
Решить две задачи на пропорциональность отрезков и на основе их отработать навык решения задач по теме
Фронтальная
П.81; вопрос 35,36 (стр.120); №148(в,ж)
62
06.05.2016
Метод подобия
Объяснить в чем состоит метод подобия при решении задач на построение; разобрать несколько задач, решающихся методом подобия
Фронтальная, индивидуальная
П.82; вопрос 37(стр.120); №148(и,к), п.83*
63
10.052016
Решение задач по теме «Решение треугольников»
Разобрать несколько задач, при решении которых используются тригонометрические функции, теоремы синусов и косинусов, признаки подобия треугольников и другие утверждения, изученные в главе 6; подготовиться к контрольной работе
Фронтальная
Дополнительные задачи к главе 6 №149-197(несколько, на усмотрение учителя)
64
13.05.2016
Контрольная работа №3 по теме «Решение треугольников»
Проверка и оценка знаний и умений учеников по данной теме
Индивидуальная
65-67
17.05.2016
20.05.2016
Итоговое повторение
Повторить основной теоретический материал курса геометрии, изученный в 8 классе; закрепить навыки решения задач; подготовиться к итоговой контрольной работе
Фронтальная, индивидуальная
Задачи на карточках, а так же дополнительные задачи к главам
68
24.04.2016
Итоговая контрольная работа
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся за весь курс геометрии, изученный в 8 классе
Индивидуальная
Всего 68 часов
Самостоятельная работа №1 по теме «Параллельность прямых»
Вариант 1
-
Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О так, что . Докажите, что АС || BD.
-
Биссектриса внешнего угла при вершине А треугольника АВС параллельна стороне ВС. Найдите угол С, если .
-
Хорда ВС окружности параллельна прямой, касающейся окружности в точке А. докажите, что хорды АВ и АС равны.
Самостоятельная работа №1 по теме «Параллельность прямых»
Вариант 2
-
Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О и делятся этой точкой пополам. Докажите, что AC || BD и AD || BC.
-
В треугольнике АВС углы А и В равны 1000 и 400 соответственно. Докажите, что биссектриса внешнего угла с вершиной А параллельна стороне ВС.
-
На окружности отмечены точки А, В и С так, что АВ = АС. Докажите, что прямая, касающаяся окружности в точке А, параллельная прямой ВС.
Самостоятельная работа №1 по теме «Параллельность прямых»
Вариант 3
-
Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О. Известно, что АС || BD и точка О - середина отрезка АВ. Докажите, что О - середина отрезка CD.
-
На плоскости отмечены точки А, В, С и D так, что . Могут ли прямые АВ и CD быть не параллельны?
-
Отрезок BD - биссектриса равнобедренного треугольника АВС с основанием ВС. Докажите, что BD < 2CD.
Самостоятельная работа №1 по теме «Параллельность прямых»
Вариант 4
-
Через середину О отрезка с концами на параллельных прямых проведена прямая, пересекающая эти прямые в точка А и В. Докажите, что точка О - середина отрезка АВ.
-
Точки А и В лежат на одной из двух параллельных прямых, а точки С и D - на другой, причем ВС || AD. Докажите, что противоположные стороны четырехугольника АВСD равны.
-
Диаметрами четырех окружностей служат стороны четырехугольника АВСD. Докажите, что общая хорда окружностей с диаметрами АВ и ВС и общая хорда окружностей с диаметрами CD и DA параллельны или лежат на одной прямой.
Самостоятельная работа №2 по теме «Вписанная и описанная окружности»
Вариант 1
-
Точка О - центр окружности, описанной около треугольника АВС. Найдите угол ОАС, если .
-
Окружность, вписанная в треугольник АВС, касается стороны АС в ее середине. Докажите, что АВ = ВС.
-
Постройте равнобедренный треугольник описанный около данной окружности.
Самостоятельная работа №2 по теме «Вписанная и описанная окружности»
Вариант 2
-
Точка О - центр окружности, описанной около треугольника АВС. Найдите угол ОСА, если .
-
Окружность касается сторон АВ, ВС и CA в точках K, L, M соответственно. Докажите, что АВ = ВС.
-
Постройте равнобедренный треугольник по основанию и радиусу описанной около него окружности.
Самостоятельная работа №2 по теме «Вписанная и описанная окружности»
Вариант 3
-
Точка О - центр окружности, описанной около треугольника АВС. Найдите угол ОАС, если .
-
Окружность, вписанная в треугольник АВС с углами 400, 600, 800., касается сторон в точках L, M, N. Найдите углы треугольника LMN.
-
На сторонах ВС, СА и АВ треугольника отмечены точки А1, В1 и С1 так, что АС1=АВ1, ВА1=ВС1 и СВ1=СА1. Докажите, что точки А1, В1 и С1 - точки касания вписанной в треугольник окружности с его сторонами.
Самостоятельная работа №2 по теме «Вписанная и описанная окружности»
Вариант 4
-
Точка О - центр окружности, описанной около треугольника АВС. Найдите угол ОАС, если .
-
Три окружности с центрами в вершинах треугольника АВС попарено касаются друг друга в точках, лежащих на сторонах этого треугольника. Докажите, что окружность, проходящая через точки касания, вписана в треугольник АВС
-
Основание АВ равнобедренного треугольника АВС делит пополам отрезок , соединяющий центры вписанной в него и описанной около него окружностей. Найдите углы треугольника АВС
Самостоятельная работа №3 по теме «Многоугольники»
Вариант 1
-
В выпуклом пятиугольнике АВСDE диагонали АС и AD равны, . Докажите, что ВС = ED.
-
Может ли сторона правильного n - угольника быть равна радиусу описанной около него окружности? (ответ обоснуйте)
-
Выпуклый n - угольник разрезан диагоналями, пересекающимися только в вершинах, на 5 треугольников. Найдите n. Ответ обоснуйте.
Самостоятельная работа №3 по теме «Многоугольники»
Вариант 2
-
Все стороны выпуклом шестиугольнике АВСDEF равны и . Докажите, что BF = CE.
-
Может ли сторона правильного n - угольника быть вдвое больше радиуса вписанной в него окружности? (ответ обоснуйте)
-
Выпуклый n - угольник разрезан диагоналями, пересекающимися только в вершинах, на 4 треугольника. Найдите n. Ответ обоснуйте.
Самостоятельная работа №3 по теме «Многоугольники»
Вариант 3
-
В пятиугольник АВСDE можно вписать окружность. Докажите, что .
-
Сторона АВ четырехугольника АВСD, вписанного в окружность, является диаметром этой окружности. Из точек А и В проведены перпендикуляры АА1 и ВВ1 к прямой CD. Докажите, что В1С = А1D.
-
Докажите, что выпуклый многоугольник не может иметь более четырех углов, каждый из которых меньше 1080.
Самостоятельная работа №3 по теме «Многоугольники»
Вариант 4
-
В шестиугольник АВСDEF можно вписать окружность. Докажите, что .
-
Диагональ АС четырехугольника АВСD, вписанного в окружность, является диаметром этой окружности. Из точек А и С проведены перпендикуляры АА1 и СС1 к прямой BD. Докажите, что ВС1 = AD1.
-
Докажите, что выпуклого многоугольника не может иметь более пяти углов, каждый из которых меньше 1200.
Самостоятельная работа №4 по теме «Параллелограмм. Трапеция»
Вариант 1
-
Одна сторона параллелограмма втрое больше другой стороны. Найдите стороны параллелограмма, если его периметр равен 24 см.
-
В параллелограмме ABCD с острым углом А из вершины В проведен перпендикуляр ВН к прямой АD. Найдите углы параллелограмма, если АН = ВН.
-
В прямоугольной трапеции острый угол равен 450, а меньшее основание и меньшая боковая сторона равны по 2 см. Найдите большее основание.
Самостоятельная работа №4 по теме «Параллелограмм. Трапеция»
Вариант 2
-
Один из углов параллелограмма на 500 меньше другого. Найдите углы параллелограмма.
-
В параллелограмме ABCD с острым углом А из вершины В проведен перпендикуляр ВН к прямой АD. Найдите углы параллелограмма, если .
-
В прямоугольной трапеции острый угол равен 600, а меньшее основание и большая боковая сторона равны по 2 см. Найдите большее основание.
Самостоятельная работа №4 по теме «Параллелограмм. Трапеция»
Вариант 3
-
Докажите, что четырехугольник имеющий центр симметрии, является параллелограммом.
-
Около окружности описана равнобедренная трапеция, периметр которой равен 12 см. Найдите боковую сторону трапеции.
-
По сторонам параллелограмма вне его построены квадраты. Докажите, что их центры являются вершинами квадрата.
Самостоятельная работа №4 по теме «Параллелограмм. Трапеция»
Вариант 4
-
На диагонали АС параллелограмма ABCD отмечены две точки А1 и С1 так, что АА1 = СС1. Докажите, что четырехугольник А1ВС1D - параллелограмм.
-
В равнобедренной трапеции ABCD перпендикуляр, проведенный из вершины В к прямой AD, делит большее основание AD на отрезки 3 см и 7 см. Найдите основания трапеции.
-
На сторонах ВС и CD параллелограмма ABCD вне его построены правильные треугольники ВКС и DCL. Докажите, что треугольник АКL равносторонний.
Самостоятельная работа №5 по теме «Теорема Фалеса»
Вариант 1
-
Диагональ трапеции делит ее среднюю линию на отрезки 3 см и 4 см. Найдите основания трапеции.
-
Острый угол равнобедренной трапеции равен 600, боковая сторона равна 8 см, а большее основание равно 12 см. Найдите среднюю линию трапеции.
-
Диагонали выпуклого четырехугольника взаимно перпендикулярны. Докажите, что отрезки, соединяющие середины противоположных сторон четырехугольника равны.
Самостоятельная работа №5 по теме «Теорема Фалеса»
Вариант 2
-
Основания трапеции равны 4 см и 6 см. найдите отрезки, на которые делит диагональ трапеции ее среднюю линию.
-
Острый угол равнобедренной трапеции равен 450, большее основание равно
12 см, а расстояние между прямыми, содержащими основания равно 4 см. Найдите среднюю линию трапеции.
-
Отрезки, соединяющие середины противоположных сторон выпуклого четырехугольника, равны. Докажите, что диагонали четырехугольника взаимно перпендикулярны.
Самостоятельная работа №5 по теме «Теорема Фалеса»
Вариант 3
-
Средняя линия трапеции равна 6, а разность ее оснований равна 4. Найдите основания этой трапеции.
-
Отрезок, соединяющий середины диагоналей четырехугольника ABCD, равен отрезку, соединяющему середины сторон АВ и CD. Докажите, что .
-
Две медианы треугольника равны. Докажите, что треугольник равнобедренный.
Самостоятельная работа №5 по теме «Теорема Фалеса»
Вариант 4
-
Разность оснований трапеции равна 8 см, а ее средняя линия равна 9 см. Найдите основания трапеции.
-
Стороны AD и BC четырехугольника ABCD лежат на перпендикулярных прямых. Докажите, что отрезок, соединяющий середины диагоналей равен отрезку, соединяющему середины сторон АВ и CD.
-
Точки M и N - середины сторон ВС и CD параллелограмма ABCD. Докажите, что прямые АМ и AN делят диагональ BD на три равные части.
Самостоятельная работа №6* по теме «Точки пересечения медиан и высот треугольника»
Вариант 1
-
Медианы ВВ1 и СС1 треугольника АВС пересекаются в точке М. В каком отношении отрезок В1С1 делит отрезок МА?
-
Точка Н - ортоцентр остроугольного треугольника АВС. Найдите угол В, если .
-
Точка Н - ортоцентр треугольника АВС. Докажите, что радиус окружности, описанной около треугольника АВН, равен радиусу окружности, описанной около треугольника АВС.
Самостоятельная работа №6* по теме «Точки пересечения медиан и высот треугольника»
Вариант 2
-
Медианы ВВ1 и СС1 треугольника АВС пересекаются в точке М. Прямая ВМ пересекает прямую, проходящую через точку А параллельно прямой ВС, в точке D. Найдите отношение ВМ : MD.
-
Точка Н - ортоцентр остроугольного треугольника АВС с углом В равным 1350. Найдите угол НАВ.
-
Точка Н - ортоцентр треугольника АВС. Докажите, что радиус окружности, описанной около треугольника АВН, равен радиусу окружности, описанной около треугольника АСН.
Самостоятельная работа №6* по теме «Точки пересечения медиан и высот треугольника»
Вариант 3
-
Через точку М пересечения медиан ВВ1 и АА1 треугольника АВС проведена прямая, параллельная прямой АВ. В каком отношении она делит отрезок А1В?
-
Точка Н - ортоцентр остроугольного треугольника АВС. Докажите, что прямые Эйлера треугольников АВС, НВС, АНС и АВН пересекаются в одной точке.
-
Точка Н - ортоцентр остроугольного треугольника АВС с углов А равным 450. Докажите, что АН = ВС.
Самостоятельная работа №6* по теме «Точки пересечения медиан и высот треугольника»
Вариант 4
-
Медианы АА1 и ВВ1 треугольника АВС пересекаются в точке М. На отрезке АВ1 отмечена точка Р так, что В1Р : РА = 1 : 2. Докажите, что прямые МР и АВ параллельны.
-
Точка Н - ортоцентр остроугольного треугольника АВС. Докажите, что окружности Эйлера треугольников АВС, НВС, АНС и АВН совпадают.
-
Точка Н - ортоцентр остроугольного треугольника АВС с углов А равным 1350. Докажите, что АН = ВС.
Самостоятельная работа №7 по теме «Косинус и синус острого угла»
Вариант 1
-
Найдите углы прямоугольного треугольника, катеты которого равны и 1.
-
Найдите радиус окружности вписанной в равносторонний треугольник со сторонами см.
-
Две окружности имеют общий центр. Радиус одной окружности равен 5 см, а другой - 3 см. Найдите длину хорды большей окружности, касающейся меньшей окружности.
Самостоятельная работа №7 по теме «Косинус и синус острого угла»
Вариант 2
-
Найдите углы прямоугольного треугольника, катет и гипотенуза которого равны 1 и .
-
Найдите радиус окружности, описанной около равностороннего треугольника со сторонами см.
-
Две окружности имеют общий центр. Радиус большей окружности равен 13 см, а хорда большей окружности, касающаяся меньшей окружности, равна 24 см. Найдите радиус меньшей окружности.
Самостоятельная работа №7 по теме «Косинус и синус острого угла»
Вариант 3
-
Основания равнобедренной трапеции равны 10 см и 28 см, а боковая сторона равна 15 см. Найдите синус острого угла трапеции.
-
Сторона треугольника равна 2, прилежащие к ней углы равны 300 и 450. Найдите остальные стороны треугольника.
-
Медианы АА1 и ВВ1 треугольника АВС взаимно перпендикулярны. Докажите, что .
Самостоятельная работа №7 по теме «Косинус и синус острого угла»
Вариант 4
-
Найдите радиус окружности, описанной около треугольника со сторонами 10 см, 10 см и 12 см.
-
Сторона треугольника равна , прилежащие к ней углы равны 600 и 450. Найдите остальные стороны треугольника.
-
Найдите отношение суммы квадратов медиан треугольника к сумме квадратов его сторон.
Самостоятельная работа № 8 по теме «Теоремы синусов и косинусов»
Вариант 1
-
В треугольнике АВС углы А и В равны 450 и 150. Найдите сторону АВ, если
ВС = 2.
-
Квадрат наибольшей стороны треугольника меньше суммы квадратов двух других сторон. Определите вид этого треугольника.
-
В прямоугольном треугольнике АВС с катетами АС = 21 см и ВС = 28 см проведена биссектриса CD. Найдите AD и DB.
Самостоятельная работа № 8 по теме «Теоремы синусов и косинусов»
Вариант 2
-
В треугольнике АВС из вершины прямого угла С проведена биссектриса CD. Найдите AD, если АС = 6 и .
-
Квадрат одной из сторон треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон. Определите вид этого треугольника.
-
В прямоугольном треугольнике АВС с катетами АС = 5 см и ВС = 12 см проведена биссектриса CD. Найдите AD и DB.
Самостоятельная работа № 8 по теме «Теоремы синусов и косинусов»
Вариант 3
-
Найдите радиус окружности, описанной около треугольника АВС, если и АВ = 3.
-
Стороны треугольника равны 5, 7 и 8. Найдите средний по величине угол этого треугольника.
-
Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник со сторонами 10 см, 10 см и 12 см.
Самостоятельная работа № 8 по теме «Теоремы синусов и косинусов»
Вариант 4
-
Найдите радиус окружности, описанной около треугольника АВС, если и АВ = 6.
-
Стороны треугольника равны 3, 5 и 7. Найдите наибольший угол треугольника.
-
Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник со сторонами 39 см, 39 см и 30 см.
Самостоятельная работа №9 по теме «Подобные треугольники»
Вариант 1
-
Стороны АВ и АС треугольника АВС разделены точками M и N в отношении
2 : 3, считая от точка А. Найдите MN, если ВС = 20.
-
Два угла треугольника равны 300 и 500. Докажите, что биссектриса наибольшего угла треугольника отсекает от него подобный ему треугольник.
-
Выразите высоту прямоугольного треугольника, проведенную к гипотенузе, через его катеты a и b.
Самостоятельная работа №9 по теме «Подобные треугольники»
Вариант 2
-
Стороны АВ и АС треугольника АВС разделены точками M и N в отношении
3 : 2, считая от точка А. Найдите ВС, если MN = 12.
-
Два угла треугольника равны 600 и 800. Докажите, что биссектриса наибольшего угла треугольника отсекает от него подобный ему треугольник.
-
Катеты прямоугольного треугольника равны a и b. Найдите отрезки, на которые делит гипотенузу проведенная к ней высота.
Самостоятельная работа №9 по теме «Подобные треугольники»
Вариант 3
-
На стороне ВС параллелограмма АВСD отмечена точка Е. Прямые АЕ и CD пересекаются в точке F. Докажите, что треугольники АВЕ и FCE подобны.
-
На медиане АМ треугольника АВС отмечена точка К. Прямые ВК и СК пересекают стороны АС и ВС в точках В1 и С1.Докажите, что ВС || В1С1.
-
В остроугольном треугольнике АВС проведена высота АН и из точки Н проведены перпендикуляры НВ1 и НС1 к прямым АС и АВ. Докажите, что треугольники АВС и А1В1С1 подобны.
Самостоятельная работа №9 по теме «Подобные треугольники»
Вариант 4
-
Бокова сторона и основание равнобедренного треугольника равны 100 см и
60 см. Найдите расстояние между точками касания вписанной окружности с боковыми сторонами.
-
Может ли медиана разделить треугольник на два подобных, но не равных треугольника?
-
Высота остроугольного треугольника делит его сторону на отрезки, длины которых равны а и b. Отрезок высоты от ортоцентра до указанной стороны равен d. Найдите эту высоту.
Самостоятельная работа №10 по теме
«Теоремы об отрезках пересекающихся хорд и об квадрате касательной»
Вариант 1
-
Две окружности касаются прямой АВ в точке А и расположены по разные стороны от этой прямой. Через точку В проведены две прямые, первая из которых пересекает одну окружность в точках C и D, а вторая пересекает другую окружность в точках Е и F. Докажите, что если ВС = ВE, то BD = BF.
-
Треугольник АВС, стороны АВ и АС которого относятся как 1 : 3, вписан в окружность. Точка D - середина дуги ВС. Отрезки AD и ВС пересекаются в точке К, и через эту точку проведена хорда EF. Найдите ВК и КС, если КЕ = 3 см и KF = 4 см.
-
Хорда АВ окружности, перпендикулярна к диаметру CD, пересекает его в точке Е. найдите радиус окружности, если АВ = DE, СЕ = 2 см.
Самостоятельная работа №10 по теме
«Теоремы об отрезках пересекающихся хорд и об квадрате касательной»
Вариант 2
-
Две окружности касаются прямой АВ в точке А и расположены по одну сторону от этой прямой. Через точку В проведены две прямые, первая из которых пересекает одну окружность в точках C и D, а вторая пересекает другую окружность в точках Е и F. Докажите, что если ВС = ВE, то BD = BF.
-
Треугольник АВС, стороны АВ и АС которого относятся как 2 : 3, вписан в окружность. Точка D - середина дуги ВС. Отрезки AD и ВС пересекаются в точке К, и через эту точку проведена хорда EF. Найдите ВК и КС, если КЕ = 3 см и KF = 8 см.
-
Две окружности касаются прямой в точке А и расположены по разные стороны от этой прямой. Через точку А проведена прямая, пересекающая первую окружность в точке В, а вторую - в точке С. через точку В проведена касательная ВР ко второй окружности, а через точку С - касательная СQ к первой окружности, Р и Q - точки касания. Докажите, что .
Самостоятельная работа №10 по теме
«Теоремы об отрезках пересекающихся хорд и об квадрате касательной»
Вариант 3
-
Две окружности касаются друг друга изнутри в точке А, причем радиус одной окружности в два раза больше радиуса другой. Хорда АВ большей окружности пересекает меньшую окружность в точке С. Через точку С проведена хорда DE большей окружности. Найдите ВС, если CD = 2 и СЕ = 8.
-
Хорды АВ и CD окружности пересекаются в точке М. Докажите, что .
-
На продолжении основания ВС равнобедренного треугольника АВС отмечена точка D. Отрезок AD пересекает окружность, описанную около треугольника, в точке Е. Докажите, что .
Самостоятельная работа №10 по теме
«Теоремы об отрезках пересекающихся хорд и об квадрате касательной»
Вариант 4
-
Две окружности касаются друг друга изнутри в точке А, причем радиус одной окружности в три раза больше радиуса другой. Хорда АВ большей окружности пересекает меньшую окружность в точке С. Через точку С проведена хорда DE большей окружности. Найдите ВС, если CD = 3 и СЕ = 6.
-
Продолжения хорд АВ и CD окружности пересекаются в точке М. Докажите, что .
-
На основании ВС равнобедренного треугольника АВС отмечена точка D. Луч AD пересекает окружность, описанную около треугольника, в точке Е. Докажите, что .
Самостоятельная работа №11 по теме «Итоговое повторение»
Вариант 1
-
Центр окружности, описанной около треугольника, лежит на одной из его сторон и удален от двух других сторон на 2 см и см. Найдите радиус этой окружности.
-
Из вершины С прямого угла треугольника АВС проведена высота СН. Найдите гипотенузу АВ, если АС = 20 см и АН = 16 см.
-
Катеты АС и ВС прямоугольного треугольника АВС равны 6 см и 8 см. Найдите биссектрису AD этого треугольника.
Самостоятельная работа №11 по теме «Итоговое повторение»
Вариант 2
-
Центр окружности, вписанной в треугольник АВС с прямым углом С, удален от вершин А и С на 5 см и см. Найдите отрезки, на которые делит катет АС точка его касания с вписанной окружностью.
-
Из вершины С прямого угла треугольника АВС проведена высота СН. Найдите отрезок АН, если ВС = 15 см и АВ = 25 см.
-
Катеты АС и ВС прямоугольного треугольника АВС равны 9 см и 12 см. Найдите биссектрису ВD этого треугольника.
Самостоятельная работа №11 по теме «Итоговое повторение»
Вариант 3
-
Основания AD и ВС равнобедренной трапеции ABCD равны 10 и 8, высота ВН треугольника ABD равна 4. Где расположен центр описанной около трапеции окружности - внутри трапеции, вне ее или на ее стороне?
-
На основании АВ равнобедренного треугольника АВС отмечена точка D. Найдите расстояние между точками касания прямой CD с окружностями, вписанными в треугольники ACD и BCD, если AD = а, BD = b.
-
В прямоугольный треугольник с катетами, равными 6 и 8, вписан квадрат, который имеет с треугольником общий прямой угол, а одна из вершин квадрата лежит на гипотенузе. Найдите сторону квадрата.
Самостоятельная работа №11 по теме «Итоговое повторение»
Вариант 4
-
Основания AD и ВС равнобедренной трапеции ABCD равны 10 и 6, высота ВН треугольника ABD равна 3. Где расположен центр описанной около трапеции окружности - внутри трапеции, вне ее или на ее стороне?
-
В треугольнике АВС проведена медиана CD. Окружности, вписанные в треугольники ACD и BCD, касаются отрезка CD в точках М и N. Найдите MN, если АС - ВС = 2.
-
В треугольник АВС вписан квадрат PQRS так, что вершины Р и Q лежат на сторонах АВ и АС, а вершины R и S - на стороне ВС, равную а, и проведенную к ней высоту, равную h.
Контрольная работа №1 по теме «Параллельность»
Вариант 1
-
Могут ли две стороны треугольника быть параллельны одной прямой? Ответ обоснуйте.
-
На сторонах АВ и ВС треугольника АВС отмечены точки М и N так, что
MN || АС. Найдите угол CNM, если .
-
Окружность, вписанная в треугольник АВС, касается стороны ВС в точке D. Докажите, что если отрезок AD - медиана треугольника, то АВ = АС.
-
Точка О - центр окружности, описанной около остроугольного треугольника АВС. Найдите углы треугольника, если .
Контрольная работа №1 по теме «Параллельность»
Вариант 2
-
Прямая параллельна стороне АВ угла АВС. Пересекает ли она прямую ВС.
-
Угол АВС равен 640. Прямая, проходящая через точку А параллельно прямой ВС, пересекает биссектрису угла АВС в точке D. Найдите углы треугольника ABD.
-
Окружность, вписанная в треугольник АВС, касается стороны ВС в точке D. Докажите, что если луч AD - биссектриса угла треугольника, то АВ = АС.
-
Точка О - центр окружности, описанной около остроугольного треугольника АВС. Найдите углы ВАО и САО, если .
Контрольная работа №1 по теме «Параллельность»
Вариант 3
-
Внешние углы треугольника АВС с вершина А и В равны 1300 и 1400. На стороне АС и ВС отмечены точки М и N так, что MN || АВ. Найдите углы треугольника CMN.
-
Окружность касается сторон АВ, ВС и СА треугольника АВС в точках К, L и М соответственно, причем МК = ML. Докажите, что луч KM - биссектриса угла АКL.
-
Прямая пересекает боковую сторону АС, основание ВС и продолжение боковой стороны АВ (за точку В) равнобедренного треугольника АВС в точках К, L и М соответственно. Найдите угол А, если известно, что треугольники ВМL и СКL равнобедренные.
-
Вписанная в треугольник АВС окружность касается его сторон в точках L, М и N. Докажите, что треугольник LMN остроугольный.
Контрольная работа №1 по теме «Параллельность»
Вариант 4
-
На медиане ВМ равнобедренного треугольника АВС с основанием АС отмечена точка Е и через нее проведены прямые, параллельные сторонам АВ и ВС. Эти прямые пересекают отрезки АМ и СМ в точках F и G соответственно. Докажите, что AF = CG.
-
Окружность касается сторон АВ, ВС и СА треугольника АВС в точках К, L и М соответственно, причем луч КМ - биссектриса угла АКL. Докажите, что АВ = ВС.
-
Прямая пересекает боковую сторону АС, основание ВС и продолжение боковой стороны АВ (за точку В) равнобедренного треугольника АВС в точках К, L и М соответственно. Найдите угол ВМС, если известно, что треугольники ВМL и СКL равнобедренные.
-
Вписанная в треугольник АВС окружность касается сторон АВ, ВС и АС в точках L, М и N. Найдите угол LMN, если .
Контрольная работа №2 по теме «Многоугольники»
Вариант 1
-
В шестиугольнике АВСDEF равны стороны АВ и AF, диагонали АС и АЕ углы ВАС и EAF. Докажите, что ВС = EF.
-
Докажите, что выпуклый четырехугольник АВСD является параллелограммом, если и .
-
Найдите углы вписанного четырехугольника АВСD, если и .
-
Одно из оснований трапеции в два раза больше другого, а средняя линия равна 12 см. найдите основания трапеции.
Контрольная работа №2 по теме «Многоугольники»
Вариант 2
-
Все стороны выпуклого шестиугольнике АВСDEF равны друг другу и . Докажите, что BF || СЕ.
-
Докажите, что выпуклый четырехугольник АВСD является параллелограммом, если и .
-
На большем основании АD трапеции АВСD отмечена точка Е так, что ВЕ || CD. Найдите углы трапеции, если .
-
Отрезов АВ - диаметр окружности, расстояние от середины хорды ВС до прямой АВ равно 1 см. Найдите хорду АС, если .
Контрольная работа №2 по теме «Многоугольники»
Вариант 3
-
Докажите, что оси симметрии правильного многоугольника пересекаются в одной точке.
-
Докажите, что сумма углов при меньшем основании трапеции больше, чем при большем.
-
Из вершины В параллелограмма АВСD с острым углом А проведен перпендикуляр ВН к прямой AD. Найдите угол С, если
-
Точки А, В, С и D - середины сторон четырехугольника, взятые последовательно, Р и Q - середины его диагоналей. Докажите, что .
Контрольная работа №2 по теме «Многоугольники»
Вариант 4
-
Докажите, что правильный 2n - угольник имеет центр симметрии.
-
Угол А параллелограмма АВСD меньше угла В. Докажите, что BD < AC.
-
Из произвольной точки основания равнобедренного треугольника проведены прямые, параллельные боковым сторонам. Найдите периметр получившегося при этом параллелограмма, если боковая сторона треугольника равна а.
-
Точки А, В, С и D - взятые последовательно середины сторон четырехугольника, отличного от трапеции и параллелограмма, точки Р и Q - середины диагоналей. Докажите, что .
Контрольная работа №3 по теме «Решение треугольников»
Вариант 1
-
Треугольник АВС вписан в окружность радиуса . Найдите АВ, если .
-
Найдите сторону треугольника, лежащую против угла в 1200, если две другие стороны равны 5 и 3.
-
Основания равнобедренной трапеции равны 10 и 24, боковая сторона равна 25. Найдите расстояние между прямыми, содержащими основания трапеции.
-
Через точку А1, делящую сторону ВС треугольника АВС в отношении
ВА1:А1С = 1:3, проведена прямая, параллельная медиане ВВ1. В каком отношении она делит сторону АС?
_______________________________________________________________________________
Контрольная работа №3 по теме «Решение треугольников»
Вариант 2
-
Найдите радиус окружности, описанной около треугольника АВС, в котором
АВ = 1 см, и .
-
Найдите сторону треугольника, лежащую против угла, косинус которого
равен -0,2, если две другие стороны равны 5 и 4.
-
Основания равнобедренной трапеции равны 7 и 17, боковая сторона равна 13. Найдите расстояние между прямыми, содержащими основания трапеции.
-
Через точку А1, делящую сторону ВС треугольника АВС в отношении
ВА1:А1С = 1:2, проведена прямая, параллельная медиане ВВ1. В каком отношении она делит сторону АС?
Контрольная работа №3 по теме «Решение треугольников»
Вариант 3
-
На основании АС равнобедренного треугольника АВС отмечена точка D. Докажите, что радиусы окружностей, описанных около треугольников ABD и CBD, равны.
-
Найдите радиус окружности, описанной около равнобедренного треугольника с боковой стороной, равной а, и основанием, равным b.
-
На стороне ВС треугольника АВС отмечена точка D. Найдите расстояние между центрами окружностей, описанных около треугольников ABD и ACD, если .
-
В треугольник вписана окружность радиусом 3. Найдите стороны треугольника, если одна из них разделена точкой касания на отрезки, равные 4 и 3.
Контрольная работа №3 по теме «Решение треугольников»
Вариант 4
-
На стороне АС треугольника АВС отмечена точка D. Докажите, что если радиусы окружностей, описанных около треугольников ABD и CBD, равны, то АВ = ВС.
-
Найдите радиус окружности, вписанной в равнобедренного треугольника с боковой стороной, равной а, и основанием, равным b.
-
На стороне ВС треугольника АВС отмечена точка D. Найдите сторону ВС, если расстояние между центрами окружностей, описанных около треугольников ABD и ACD, равно d .
-
В прямоугольный треугольник с катетами АС = 7 и ВС = 24 вписана окружность. Найдите расстояние от ее центра до вершины А.
Итоговая контрольная работа по геометрии за курс 8 класса
Вариант 1
-
Точки M и N - середины сторон АВ и CD параллелограмма АВСD. Докажите, что четырехугольник AMND - параллелограмм.
-
Биссектриса угла А параллелограмма ABCD делит сторону ВС на отрезки
ВЕ = а и ЕС = b. Найдите стороны параллелограмма.
-
Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О, причем АО : ОВ = DO : OC. Докажите, что .
-
Найдите косинусы углов трапеции с основаниями, равными 4 и 8, и боковыми сторонами, равными 2 и 5.
Итоговая контрольная работа по геометрии за курс 8 класса
Вариант 2
-
В выпуклом четырехугольнике ABCD стороны АВ и CD равны, . Докажите, что AD = BC.
-
Диагонали параллелограмма АВСD пересекаются в точке О, точка Е - середина стороны АВ. Найдите периметр параллелограмма, если АЕ = 4см и ЕО = 6 см.
-
Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О, причем . Докажите, что АО : ОВ = DO : OC.
-
Найдите косинусы углов трапеции с основаниями, равными 2 и 5, и боковыми сторонами, равными 2 и 4.
Математический диктант №1 по теме «Параллельность»
Вариант 1
-
Начертите две параллельные прямые и секущую по отношению к ним. Отметьте два накрест лежащих угла.
-
На плоскости изображены три прямые: прямая а перпендикулярна прямой b, прямая b перпендикулярна к прямой с. Как расположены по отношению друг к другу прямые а и с?
-
На сколько частей разбивает плоскость три попарно параллельные прямые?
а
330
320
Пересекаются ли прямые а и b, изображенные на рисунке?
-
Начертите четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.
-
Начертите две параллельные прямые и изобразите множество всех точек, равноудаленных от этих прямых.
-
Биссектрисы треугольника АВС, в котором , пересекаются в точке О. угол ВОС равен….
-
Точка О - центр окружности, описанной около треугольника АВС, в котором
. Угол ВОС равен….
Математический диктант №1 по теме «Параллельность»
Вариант 2
-
Начертите две параллельные прямые и секущую по отношению к ним. Отметьте два односторонних угла.
-
На плоскости изображены три прямые: прямая а параллельна прямой b, прямая b перпендикулярна к прямой с. Как расположены по отношению друг к другу прямые а и с?
-
На сколько частей разбивает плоскость две параллельные прямые и пересекающая их прямая?
а
750
1050
Пересекаются ли прямые а и b, изображенные на рисунке?
-
Начертите четырехугольник, у которого две стороны параллельны и две другие стороны также параллельны.
-
Начертите прямую и отрезок. Изобразите множество всех точек, удаленных от данной прямой на расстояние, равное длине данного отрезка.
-
Биссектрисы треугольника АВС, в котором , пересекаются в точке О. угол ВОС равен….
-
Точка О - центр окружности, описанной около треугольника АВС, в котором
. Угол ВОС равен….
Математический диктант №2 по теме «Многоугольники»
Вариант №1
-
Как называется отрезок, соединяющий несоседние вершины многоугольника?
-
Начертите шестиугольник, стороны которого попарно параллельны.
-
Периметр ромба равен 40 см. чему равна его сторона?
-
Диагонали параллелограмма равны. Как называется такой параллелограмм?
-
Один из углов параллелограмма равен 900. Является ли этот параллелограмм прямоугольником?
-
Сколько осей симметрии имеет равносторонний треугольник?
-
Отрезок, соединяющий середины сторон АВ и AD параллелограмма ABCD, равен 3 см. Длина диагонали BD равна …
-
Основания трапеции равны 5 см и 7 см. Чему равна ее средняя линия?
Математический диктант №2 по теме «Многоугольники»
Вариант №2
-
Как называется отрезок, соединяющий соседние вершины многоугольника?
-
Начертите восьмиугольник, стороны которого попарно параллельны.
-
Одна из диагоналей прямоугольника равна 4 см. Чему равна вторая диагональ?
-
Диагонали параллелограмма перпендикулярны. Как называется такой параллелограмм?
-
Две смежные стороны параллелограмма равны. Является ли этот параллелограмм ромбом?
-
Сколько осей симметрии имеет квадрат?
-
Диагональ BD параллелограмма ABCD равна 7 см. Отрезок, соединяющий середины сторон АВ и AD равен…
-
Одно из оснований трапеции равно 6 см, а средняя линия равна 5 см. Чему равно другое основание трапеции?
Математический диктант №3 по теме «Решение треугольников»
Вариант №1
-
Угол А треугольника АВС прямой. Отношению каких сторон треугольника равен косинус угла В?
-
Чему равен косинус угла в 1200?
-
Косинус острого угла равен 0,6. Чему равен синус этого угла?
-
Угол А ромба ABCD равен α, сторона ромба равна а. Чему равна диагональ АС?
-
В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС = 10 см проведена высота ВН = 12 см.Чему равны синусы углов А и АВН?
-
Стороны треугольника равны 3 см, 4 см и 5 см. Чему равен синус наименьшего угла этого треугольника?
-
На сторонах АВ и АС треугольника АВС отмечены точки М и N так, что MN||BC. Чему равен отрезок AN, если АМ = 5, АВ = 8 и NC = 6?
-
Стороны треугольника равны 13, 13 и 24. Радиус вписанной в треугольник окружности равен…
Математический диктант №3 по теме «Решение треугольников»
Вариант №2
-
Угол В треугольника АВС прямой. Отношению каких сторон треугольника равен синус угла С?
-
Чему равен косинус угла в 1350?
-
Синус острого угла равен 0,8. Чему равен косинус этого угла?
-
Угол А ромба ABCD равен α, диагональ АС равна d. Чему равна сторона ромба?
-
В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС = 48 см проведена высота ВН = 7 см.Чему равны синусы углов А и АВН?
-
Стороны треугольника равны 3 см, 4 см и 5 см. Чему равен синус среднего по величине угла этого треугольника?
-
На сторонах АВ и АС треугольника АВС отмечены точки М и N так, что MN||BC. Чему равен отрезок NС, если АМ = 6, МВ = 4 и АC = 20?
-
Катеты прямоугольного треугольника равны 5 и 12. Радиус вписанной в треугольник окружности равен…
Список литературы
1. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Приказ Минобрнауки России от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
4. Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Сборник рабочих программ» В.Ф. Бутузов и др.: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011;
5. УМК по геометрии к учебнику В.Ф. Бутузов и др. - «Геометрия -8»:
-
рабочая тетрадь
-
дидактические материалы
-
тематические тесты
-
контрольные работы
-
методические рекомендации