Рефлексивный отчет по одному уроку

Рефлексивный отчет по уроку геометрии в 11 классе по теме "Решение задач по теме "Пирамида". В данном отчете показано интегрирование 7 модулей Программы для учителей третьего базового уровня. Дается подробный анализ этапов урока: вызова, осмысления, рефлексии. Для проверки домашнего задания использована "Ромашка Блума", показана связь между делением на группы учеников и формулировкой темы урока, на всех этапах урока прослеживается развитие критического мышления учащихся. Применяется критериально...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кантомирова Евгения Евгеньевна портфолио учителя отчет В2

Группа №3 3 уровня

Алматинская область 14.11.2014 г


Рефлексивный отчет по одному уроку серии последовательных уроков

«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков», - так оценил урок выдающийся педагог-ученый Ю.А. Конаржевский.

Урок является главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учителя и ученика в большой мере сосредотачивается на уроке. Поэтому качество подготовки учащихся по предмету во многом определяется уровнем проведения урока, его содержанием и методами , его эмоциональной атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, учитель в ходе подготовки к уроку должен постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

«Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на своё вооружение математические методы» А.Д.Александров.

Для проведения серии последовательных уроков я выбрала 11б класс, где преподаю математику и являюсь классным руководителем. Я знаю уровень подготовки данных учеников, их способности и возможности. Класс естественно-математического направления, основная масса детей (10 из 14) учится вместе с первого класса. Лисовенко Ольга является претендентом на « Алтын белгi» , Каплина Наталья и Шлыкова Елена - на аттестат с отличием. Еще четверо имеют по математике оценку «хорошо» . Большой потенциал к учебе имеет А., но в силу своей природной лени не прилагает никаких усилий к учебе. Класс достаточно организован, много талантливых детей в разных областях: в учебе, спорте, в изготовлении практических предметов. Саморегуляция у учеников находится на разном уровне: от высокого до низкого. Поэтому и отношение детей к учебе различное: от ответственного до безразличного.

Из серии запланированных уроков я выбрала урок по теме «Решение задач по теме «Пирамида». Цель данного урока: продолжать учить учащихся находить площади поверхности пирамиды. Перед собой я поставила следующие задачи: повторить определение и элементы пирамиды, повторить определение правильной пирамиды, работа по нахождению площади боковой и полной поверхности пирамиды, формировать культуру умственного труда, развивать умение смотреть и видеть, слушать и слышать, мыслить осознанно, культуру устной и письменной речи, выделять основные признаки пирамиды и умение делать вывод на основе анализа. Этапы урока следующие: вызов, осмысление (этап постановки темы и цели урока, проверка домашнего задания, этап формирования знаний, физкульминутка, закрепление знаний), рефлексия, домашнее задание.

В начале урока для создания коллаборативной обстановки использована методика «Настрой «Мои пожелания», где ученики говорили свои пожелания на урок, можно одним словом. На данном этапе хорошо выполнили задание С.. О.. Я., Г. Они четко и без стеснения пожелали всем хорошего дня и успешной работы на уроке. М., А. пожелали удачи только после подталкивания их девочками. Деление на группы проводила ученица Я. Подготовлены следующие карточки: правильный треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб и шестиугольник. В результате деления получились 5 групп по 3 человека. Учащиеся этого класса уже знакомы с данной методикой, поэтому при раздаче карточек две девочки, которые неразлучны, быстро поменялись одной карточкой и оказались в одной группе. Я не стала на этом акцентировать внимание , так как О. и С. работают лучше вместе.

Рефлексивный отчет по одному уроку

Фото 1. Деление на группы.

Чтобы определить тему и цель урока, была проведена аналитическая беседа, в ходе которой выяснили, какое отношение имеют фигуры на карточках к пирамиде, что является основанием пирамиды, в какое понятие входит основание пирамиды. Тему урока назвала Н.: «Мы будем решать задачи на вычисление площади поверхности пирамиды». Для меня было сложно переключится с ранее объявляемой мной темой в начале урока к тому, чтобы подвести самих детей к формулировке темы.

Для проверки домашнего задания подготовлена «Ромашка Блума», где рассматривался теоретический материал и применение пирамид на практике.

Рефлексивный отчет по одному уроку

Фото 2.Работа с «Ромашкой Блума».

Вопросы следующие:

1.Какая фигура называется пирамидой?

2.Назовите основные элементы пирамиды.

3. Где применяется пирамида в окружающем нас мире?

4.Почему пирамида не нашла широкого применения?

5.Как вычислить площадь полной поверхности пирамиды?

6.Где, по вашему мнению, можно применять пирамиду?

Ученики в группах из 3 человек обсуждали вопросы, находили ответы. На первые три вопроса ответы ученики нашли быстро, без проблем. На одном из лепестков был вопрос, который не изучался на предыдущем уроке: как вычислить площадь полной поверхности пирамиды? Ответ на этот вопрос и являлся новой темой. На него ответил А.: «Тема урока - площадь полной поверхности пирамиды». Бурное обсуждение вызвал вопрос о применении пирамиды. Н. назвала применение в пищевой промышленности: изготовление пакетиков чая, конфет в форме пирамид. С. увидел применение в строительстве. Е. привел доводы, почему пирамида не нашла широкого применения: « Из-за своей формы, не очень удобная для применения в жизни». Таким образом этот метод активизировал мыслительную деятельность учащихся, подготовил их к дальнейшему восприятию учебного материала.

Индивидуальным домашним заданием была подготовка презентации «Применение пирамиды», которую подготовила и продемонстрировала К. В ней показано применение пирамиды в архитектуре, в строительстве, в промышленности. Здесь применяется саморегуляция ученика и модуль «Одаренные и талантливые». Ученику надо было осмыслить тему задания, найти теоретический материал, проанализировать, отобрать нужную информацию, затем представить ее одноклассникам.

Рефлексивный отчет по одному уроку

Фото 3.Презентация «Применение пирамиды».

В качестве домашнего задания было изготовление модели пирамиды. Над разверткой пирамиды на уроке мы не работали. Поэтому это задание нужно было критически проанализировать и сделать саму модель. В итоге учащиеся сделали модели различными способами: из одного листа бумаги, из вырезанных многоугольников. Ученики не были ограничены в выборе вида пирамиды, поэтому сделали треугольные и четырехугольные пирамиды. Для оценки работы учеников я применила критериальное оценивание. Для этого совместно разрабатывали критерии оценивания модели пирамиды: наличие пирамиды, качество, размер, прочность. Наибольшее количество баллов получила А. - 19. Я., Е.,А. не сделали модель пирамиды и адекватно поставили себе нули. На этом примере ярко проявляются уровни саморегуляции учеников: кто умеет распределить рационально время и ответственно относится к выполнению домашнего задания, а кто не прилагает никаких усилий к учебе.

Рефлексивный отчет по одному уроку

Фото 4.Критериальное оценивание модели пирамиды.

Критическое мышление развивалось у учеников и в ходе выполнения самостоятельной работы. Вывод формул для вычисления площади боковой и полной поверхности пирамиды ученики выполняли самостоятельно по материалу учебника «Геометрия 11 кл», с. 20. Работа в группах была с учетом возрастных особенностей, темп работы был различным. Быстро справились с заданием две группы, где в составе были ученики более сильного уровня: О., Н. и Е. Три других группы справились с заданием немного позднее.

Рефлексивный отчет по одному уроку

Фото 5. Самостоятельная работа с учебником.

Нужно было разобрать определение 14 и доказать теорему 5. Здесь применяется модуль развития критического мышления, обучение тому, как надо обучаться, саморегуляция ученика, работа в группах. Ученики оказывали помощь друг другу в разборе непонятных моментов при доказательстве теоремы 5. «… Дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию » (Руководство для учителя, с.156)

На следующем этапе урока для снятия усталости выполнили упражнение «Руки».

Рефлексивный отчет по одному уроку

Фото 6.Упражнение «Руки».

Не все ученики выполняли его добросовестно. М. сидел и отдыхал с открытыми глазами, С. вертелся на стуле, рассматривая, что делают другие.

Для практического применения теоремы 5 было запланировано решение задачи №20: вычислить площадь полной и боковой поверхности пирамиды. Одним из моментов решения задачи являлось применение теоремы Пифагора. Чтобы увидеть способ нахождения апофемы пирамиды, необходимо сделать соответствующий пространственный рисунок. Это вызвало затруднения у Ю. и Н. Им потребовалась помощь группы. Более сильные ученики справились быстрее и начали объяснять решение задачи другим членам группы. В результате не осталось непонятных вопросов. «Саморегулирование способствует более высокому уровню вовлеченности в задание» (Руководство для учителя, с.151)

Обсуждение решения данной задачи привело к двум способам решения, один из которых был рациональным, а другой более длинным. В итоге согласились, что решать надо рациональным способом. «Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений …» (Руководство для учителя, с.154)

В конце урока я провела рефлексию «Одноминутное эссе», где ученики выражают свое мнение по отношению к уроку в течение одной минуты. Почему я выбрала именно этот способ? У нас на уроках математики всегда не хватает времени, хочется решить другие интересные задачи, отработать применение формул на других вопросах. Поэтому приходится экономить время. Ученица Я. написала: «Усвоение материала происходит быстрее и нагляднее. Работа в группах сплочает и возникает большее понимание».

Также ученики оценили степень участия каждого члена своей группы в работе на уроке. В каждой группе наибольшее количество баллов поставили лидеру группы, остальным - на 1 балл меньше. Таким образом, взаимооценивание ученики провели адекватно.

Какие трудности возникли у меня при проведении урока? Во-первых, мне было сложно перейти к другому способу написания плана урока. До курсов я писала планы уроков по развивающему обучению, это у меня отработано, даже сделан сокращенный вариант. Произошло изменение в структурепоурочного плана.

Во-вторых. Для проведения урока мне приходилось перемещаться в другой класс, где есть интерактивная доска. Оказываясь в другой обстановке, чувствуешь себя не совсем уверенно, не знаешь, что и где расположено. Это небольшой барьер, но и его необходимо преодолеть.

В - третьих, не знаешь, как поведут себя ученики при такой форме проведения урока. Хотя этот класс уже знаком с данной методикой проведения урока в прошлом учебном году, у меня были опасения, что я многое не успею сделать на уроке.

После проведения урока я сделала вывод о том, что мне не хватает обратной связи в том плане, что я вижу лишь то, что делают ученики в группах, но не вижу уровня усвоения материала данным конкретным учеником. Здесь мне надо продумать методы оценивания для ученика, учитывая и его самооценку. Будет ли его оценка совпадать с моей? Все это надо отработать на практике.

Надо запланировать работу над составлением вопросов, задания на «Ромашку Блума» можно поручить подготовить самим ученикам. Учить детей составлению вопросов - это важная часть для изучения и анализа учебного материала. С их помощью можно добиться осознанного восприятия материала, развивать умение выделять главное в содержании учебного текста.

На данном уроке поставленная мною цель нахождения площадей поверхности пирамиды достигнута для групп. В группах ученики разобрали вывод формулы, в решении задачи на практике применили эту формулу для вычисления площадей поверхности пирамиды. Это было мне видно для групп, но я не знаю уровень усвоения данной формулы каждым учеником.

Темп работы на уроке был достаточно высокий, успели выполнить все задания. На уроке была коллаборативная обстановка, ученики вели себя доброжелательно и толерантно относились к мнению других. Но при делении на группы мне надо более требовательно относиться к составу групп, не допускать замены одного ученика другим.

Применение «Ромашки Блума» на данном уроке дало хороший эффект, ученики мыслили, анализировали, критически перерабатывали учебный материал, работали над проблемным вопросом.

Показ презентации, подготовленной и прокомментированной ученицей, был направлен на развитие умений применять ИКТ и умений учеников смотреть и видеть, слушать и слышать. В дальнейшем я планирую чаще использовать этот прием для применения его на уроках, если не получится на интерактивной доске, то у себя в классе на моноблоке.

Разработка критериев оценивания пирамиды в группах сначала шла вяло, затем учащиеся стали предлагать различные варианты. По критериям было легче проводить оценивание выполнения модели пирамиды. Я планирую дальше продолжить работу по критериальному оцениванию, мне нравиться данный метод: он способствует лучшему восприятию учебного материала, выделяет главное и существенное, становиться все четко и понятно.

Самостоятельную работу с учебником я применяла и раньше в различных вариантах: и индивидуально, и в группах. В малых группах работа эффективна, разбор определения и доказательства теоремы не вызвал особых трудностей. Здесь развивается умение самостоятельно добывать и перерабатывать полученную информацию, затем применять ее на практике. Сейчас самостоятельному обучению уделяется большое внимание, ведь полученные таким путем знания осознанны и глубоки. Самостоятельная работа является важным моментом в обучении. Я буду продолжать данную работу, искать новые методы и приемы, чаще привлекать Интернет-ресурсы для поиска нужной информации.

На этом уроке вместо физминутки я решила взять упражнение «Руки», так как на прошлом уроке были пожелания ее не проводить. Это упражнение было на снятие эмоционального напряжения. Я сделала вывод, что необходимо менять методы для переключения на другой вид работы и снятия усталости, не использовать одни физминутки.

После обучения на курсах мне нужно будет использовать данную методику в своей работе. На уроках я по возможности буду применять групповую работу. В дальнейшем я буду применять новые приемы к определению темы урока, с 5 класса работать по определению темы урока с учетом возрастных особенностей учащихся. В среднем звене, я думаю, не будет проблем с проведением физминуток. Продолжу применять метод составления пазлов в 5 и 6 классах для закрепления теоретического материала. Надеюсь, что мои ученики будут более образованными и саморегулируемыми, а я - творчески работающим учителем.

Использованная литература.

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый ) уровень.2012 г.

  2. Интернет-ресурсы.


© 2010-2022