Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм»

Мир наглядной геометрии окружает нас с самого рождения. Уроки наглядной геометрии в 5 классе помогают развить наглядное воображение, логическое мышление, творческие способности обучающихся. Урок, обучающий складыванию головоломки Танграм как нельзя лучше способствует этой задаче и играет пропедевтическую роль к восприятию геометрии в 7 классе. Нужно учить ребят терпению, подавить желание сразу заглянуть в ответы, организовать различные формы работы - в парах, группами, мозговой штурм и т.д. И то...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».МОУ «СОШ с.Терса Вольского района саратовской области»








Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе

Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».






Урок подготовила и провела

учитель математики

Токарева Е.В.




2014

Сценарий урока в 5классе.

Учитель: Токарева Екатерина Владимировна

Тема: «Танграм».

Формируемые УУД:

  • личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование начальных элементов конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;

  • метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;

  • предметные: представление об игре «Танграм».

Оснащение урока:

- проектор и доска;

- раздаточный материал;

- ножницы.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Устные упражнения на развитие воображения

Упражнение «Пять предметов». Представьте пять предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина и т.д.). Представьте пять предметов больше автобуса (кит, поезд и т.п.). Представьте пять предметов, имеющих форму шара, прямой, прямоугольного параллелепипеда.

  1. Постановка проблемы

2слайд

Начнем мы наш урок с отгадывания следующего ребуса.

  • Кто догадался, какое слово зашифровано здесь?

Предположительный ответ: танграм.

  • А кто-нибудь знает, что это такое?

Предположительный ответ: да.

  • А как вы думаете, ребята, может нам наше знание пригодиться где-то в жизни?

Предположительный ответ: Конечно.

  • А вы знаете, в какой области жизни вам это может пригодиться?

Предположительный ответ: нет. Поэтому поставим перед собой еще одну задачу: узнать, где Танграм нам может пригодиться в жизни.

  1. Изучение нового материала

Так что же такое Танграм? Откуда вообще появилось это слово.

Сообщения учеников (исследовательская работа).

  1. О названии «Танграм»

Местом, где была изобретена игра, является Китай.

3слайд

  • Слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. Само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова «Тань», что означает на кантонском диалекте «китайский», и распространенного суффикса «грамм», что в переводе с греческого означает «буква». (первый ученик)

4слайд

  • Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка, тан по-китайски означает - падшая женщина. Американские моряки, покупавшие головоломку у девушек - танка, могли назвать ее танграмом - головоломкой доступных девушек. (второй ученик)

5слайд

  • В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм трактуется, как старинное английское слово, обозначающие игрушка - головоломка. (третий ученик)

6слайд

  • Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») - головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на семь частей - 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). (четвертый ученик)







































  1. Существует множество мифов о создании игры «Танграм».

7слайд

  • Легенда первая: о разбитой плитке

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Гипотеза: Если бы не разбилась фарфоровая плитка на семь частей, то возможно, не была бы придумана игра-головоломка «Танграм». (пятый ученик)

8слайд

  • Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. (шестой ученик)

9слайд

  • Легенда 3: семь книг Тана

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, - утверждал Лойд, - имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. (седьмой ученик)

  1. «Танграм» в литературных произведениях

10слайд

  • Льюис Кэрролл

Все мы хорошо знаем книгу "Алиса в стране чудес" Л.Кэрролла. Однако это его не единственное произведение. В книге "Модная китайская головоломка" он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, "упражняя свое терпение и находчивость". (восьмой ученик)

11слайд

  • Эдгар По

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. (девятый ученик)

12слайд

  • Роберт Ван Гулик

Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе "Убивающие ногтями" построил весь сюжет книги вокруг танграма. (десятый ученик)

13слайд

В игре «Танграм» (как и в любой другой игре) существуют определенные правила:

В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

Элементы фигур должны примыкать один к другому.

Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

  1. Геометрическая физминутка.

Угадать тело, находящееся в мешочке.

Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».

14слайд

А теперь наша задача вырезать детали для игры «Танграм». Сейчас я раздам каждому на стол картонку, на которой изображен квадрат, разделенный на семь частей.

  1. Закрепление изученного материала

15слайд

А первое задание предлагаю попробовать выполнить в парах (вместе с соседом по парте). Ваша задача состоит в том, чтобы используя все семь частей, сложить фигурку, приведенную на слайде.

Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».


Работа в интерактивном режиме (напомнить о вопросе, поставленном в начале урока)

16слайд

А теперь следующее задание. Ваша задача собрать любую фигуру из семи частей «Танграма». Наклеить её на альбомный лист и при помощи цветных карандашей дорисовать окружающую обстановку. Соответствующую тематике собранной фигуры. Через 10 минут я вам предоставлю слово для защиты вашего мини-проекта. Варианты работы: - в парах; - самостоятельно.Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».


  1. Домашнее задание

Используя все семь частей, сложите любые три фигурки, приведенные на рисунке, и наклейте их на альбомном листе.

Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».

  1. Рефлексия

В какую игру мы сегодня с вами играли?

Предположительный ответ: «Танграм».

Ребята, смогли мы решить задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Предположительный ответ: да.

А какие качества личности помогли нам развить задания на уроке?

Предположительный ответ: внимательность, логику, пространственное воображение, быстроту мысли, самостоятельность.

А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?

Предположительный ответ: при ремонте (разрезание обоев или плитки), конструирование каких-то деталей.

Выставление оценок за урок.

17слайд

И хотелось бы закончить наш урок словами А.Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».



© 2010-2022