- Преподавателю
- Математика
- Интеллектуальная игра Звездный час математики для 5 класса
Интеллектуальная игра Звездный час математики для 5 класса
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Марухленко В.М. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие по математике. Интеллектуальная игра "Звездный час математики". 5-й класс
Марухленко в.м. учитель математики Новоромановской СОШ
Описание игры:
Ведущий: Уважаемые зрители, болельщики, участники игры! Мы рады встретить вас на большой математической игре "Звёздный час математики"
Сегодня с нами те,
Кто хочет учиться с увлечением,
Все, кто любит тайны, загадки, приключения,
Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив!
- Разрешите представить вам участников игры:
(представляет)
- Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость, а смелость, говорят, города берёт и тогда победа будет за вами! Успехов вам! Начинаем игру!
ТУР 1: "Великие учёные - математики"
Ведущий: Перед вами шесть портретов великих математиков (Карл Гаусс, Евклид, Архимед, Франсуа Виет, Пифагор, Лобачевский). Каждый портрет имеет свой номер, который участники игры будут показывать.(1-АРХИМЕД; 2-ГАУСС; 3-ЕВКЛИД; 4- ВИЕТ; 5-ПИФАГОР; 6-ЛОБАЧЕВСКИЙ4 7-ЭРАТОСВЕН)
Вопрос 1: Этот великий учёный математики изучал вопрос о делимости чисел. Он ввёл понятие "совершенного" числа:- число, равное сумме всех его делителей (без самого числа). Например: 6=1+2+3; 28= 1+2+4+7+14;. Итак: числа 6,28, 496- совершенные числа. Четвёртое число-8128 стало известно в 1 веке до нашей эры. Пятое- 33550336- было найдено в 15 веке. А к 1983 году было известно уже 27 совершенных чисел. Но до сих пор учёные не знают, есть ли нечётные совершенные числа, и есть ли самое большое совершенное число. 5- ПИФАГОР)
Вопрос 2: У этого крупнейшего математика 19 века рано появились математические дарования. Рассказывают, что в трёхлетнем возрасте он заметил ошибку в расчётах отца. В семь лет он пошёл в школу. В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников, учитель предложил им сложить все числа от 1 до ста включительно. Не успев отойти от них, он увидел, как маленький мальчик положил свою грифельную доску с записанным числом 5050 - и никаких вычислений. Кто этот математик? (1-КАРЛ ГАУСС)
Вопрос 3 Величайший древнегреческий математик и физик, живший в 287-212 гг. до нашей эры. Он придумал способ описания громадных чисел. Самое большое число, которое умел он называть, было настолько велико, что для его цифровой записи понадобилась бы лента в 2 тысячи раз длиннее, чем расстояние от земли до Солнца. (3: АРХИМЕД)
Вопрос 4 Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступление. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. В своём городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Он ввёл в алгебру буквы и разработал правила действий с буквенными выражениями.
4-ФРАНСУА ВИЕТ)
Вопрос 5: Кто в своих тринадцати книгах под названием "Начала" систематизировал основные в то время геометрические знания? (2-: ЕВКЛИД- древнегреческий геометр)
Вопрос 6: Многие знаменитые математики мира на протяжении 20 веков старались решить величайшую проблему: сколько прямых, параллельных данной можно провести через заданную точку? Кто разрешил эту проблему? (6- ЛОБАЧЕВСКИЙ, русский математик, ректор Казанского университета)
Вопрос 7: Кому принадлежат слова: " Математика-царица наук, арифметика-царица математики"? ( 1-КАРЛ ГАУСС)
Вопрос 8: Кто из математиков доказал, что простых чисел бесконечно много, т.е. за каждым простым числом есть ещё большее простое число? (2-ЕВКЛИД)
Вопрос 9 Древнегреческий математик предложил способ отыскания простых чисел. Он записывал числа на папирусе, натянутом на рамку, составные числа прокалывал. Получалось своеобразное сито, серез которое составные числа просеивались, а простые оставались. Назовите имя математика, предложившего данный способ. 7 Эратосвен
Ведущий подводит итог тура, у кого меньше ответов - выходит из игры
2 тур - исторический.
Мы знаем, что все числа можно условно разделить на две группы: целые и дробные. Для записи чисел сейчас мы пользуемся арабскими цифрами 1, 2, 3, 4, ….
1) В древности числа обозначались буквами алфавита с особым знаком над ними.
Вопрос :Как этот знак называется?
Титло , тавро , черточка , бирка . (титло)
2)В старину для измерения длины использовали части тела человека. Какое слово не является единицей длины?
Ладонь , пядь , локоть , плечо . (плечо)
3)В очень древнем китайском манускрипте (более 4000 лет до н.э.)эти числа назывались женственные и мужественные. Что это за числа?
Целые и дробные , смешанные числа , четные и нечетные. (четные и нечетные)
4)Это древнейшее изобретение человечества. Его первыми придумали римляне, он много раз изменялся. В переводе с латинского это «долговая книга»
Учебник ,календарь , калькулятор , альбом. (календарь)
5)В древности их называли клепсидрами. Эта вещь на протяжении веков изменялась. В математике без этого предмета трудно обойтись. Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные ,водяные, водонепроницаемые, песочные, механические.
Зайчики , часы , очки , цветы . (часы)
(Ведущий подводит итоги и вручает "звёзды" победителям этого тура и подарки выбывшим)
3 тур- целые числа
1)Часто бывает так, что новые открытия встречаются в штыки людьми, привыкшими к старому. «Зачем обозначать то, чего нет!»-восклицали они. Что они имели в виду?
Круг ,точка , ноль , тень. (0)
Этому числу в столице Венгрии, Будапеште поставлен каменный памятник.
2)Найти произведение чисел: 0 * 1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6
720 , 90 , 1080 , 0 . (0)
3) А это число считается счастливым. Его связывают с семьёй и даже с радугой. Что это за число?
7 , 5 , 13 , 100 . (7)
Перечислить все цвета радуги.
Тур 4: IY тур Математический ералаш.
-
(для болельщиков) За одну минуту составить как можно больше слов из букв:
ф, о, л, и, у, а, ц, р, г, м, к
…формула, фигура, круг, цифра, ар…
…лицо , кол, курица, горлица, роли, гром, улица, гора, лук, луг, гол, игра, липа, мак, маг, морг, ком, кора, цирк, миг, игла, угар, мука, мир, луна….
Самое длинное слово - ФОРМУЛА - 7 букв.
-
Даётся минута, за которую надо составить как можно больше математических терминов, слов, связанных с математикой на определённую букву. Например, если это буква "к"- квадрат, куб, круг, корень, координата, класс и т.д.
А вы попробуйте составить слова, связанные с математикой на букву "П".
Зрители в это время участвуют в мини - конкурсе на самое длинное слово.
(В этом туре выбывает 1 человек)
Тур 5: " В лабиринтах мысли"
Ведущий:- Перед вами старинные единицы измерения:
1 -галлон
2-локоть
3-пядь
4-дюйм
5-сажень
(; локоть-расстояние от конца среднего пальца руки до локтя 38-46 см сажень простая -примерно 152 см, пядь- расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки 18-23см, дюйм-25мм.
Ведущий: Я полагаю, что все эти старинные единицы измерения массы. Если это не так, то поднимите карточку, где находится другая какая-то единица измерения (ГАЛЛОН- единица измерения объёмов- около 4 литров)
Ведущий: Да, остальные - пядь, локоть, дюйм, сажень,- это единицы измерения длины.
Назовите точно дату, когда начинается ХХI век.
1. 31 декабря 2001 года.
2. 1 января 2000 года.
3. 1 января 2001 года.
Тур 5: "Логика в математике"
Ведущий в сказке:
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка- на тебе-живёт!
В своей избушке где-то-
И самый старый сторожил
Не даст тебе ответа
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было-
Всё сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живёт в любом дому
И странствует по свету.
А почему?
Да потому, что без неё нельзя нам!
Выбрать иллюстрацию к сказке, которая больше всего подходит к математическому «Звездному часу»:
-
«Иван - царевич».
-
«Семеро козлят».
-
«Мороз Иванович».
-
«Василиса Прекрасная»
ФИНАЛ: "Математические обгонялки"
Ведущий: Перед вами слово "АРИФМЕТИКА". Составьте из него как можно больше слов за 1 минуту. (ар, риф, метр, тик, фирма, рифма, акр, тема, миф и т.д.)
Итоги. Награждение.