Использование на уроках 1С: Математического конструктора

Определяющим фактором удачной сдачи ЕГЭ по математике является системное и качественное изучение данного предмета. Как помочь всем справиться достойно с этой задачей? Как учить результативно? Любой педагог сталкивается с проблемой демонстрировать учащимся наглядный материал. Справиться с проблемой демонстрации учителю помогают информационно-коммуникативные технологии.  Программная среда "1С: Математический конструктор" предназначена для создания интерактивных чертежей (моделей) по математике, со...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Определяющим фактором успешной сдачи ЕГЭ по математике является системное и качественное изучение данного предмета. Для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо развивать у учащихся логическое мышление, способствовать повышению мотивации обучения, отрабатывать навыки решения задач различного уровня. Как помочь всем справиться достойно с этой задачей? Как подготовить тех выпускников, которые поставили перед собой цель преодолеть порог минимального балла ЕГЭ? Как учить результативно? Из опыта работы с такими учащимися понимаешь - необходимо подбирать соответствующие технологии обучения. Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Применение новых технологий позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Любой педагог сталкивается с потребностью демонстрировать учащимся визуальные материалы. Справиться с проблемой демонстрации учителю помогают современные интерактивные технологии, которые позволяют создавать и применять на уроке инновационные разработки, не нарушая привычного ритма работы.

Специфика учебного процесса вечернего отделения ГБОУ ЦО № 669 связанна с особым контингентом учащихся. Они в значительном большинстве слабо подготовлены к систематическому изучению математических дисциплин, у многих из них имеются большие пробелы в знаниях, полученных ранее, им требуется значительное время для его закрепления. Кроме того - это в большинстве дети из социально неблагополучных семей, которые не имеют возможности дополнительной подготовки в домашних условиях. Но, независимо от этого, их тоже ждут экзамены. Для них важно уверенно выполнять 6-7 заданий части В.

Определенные трудности подготовки к ЕГЭ возникают при решении задач на умение «читать» графики, задач с практическим (прикладным) содержанием, задач по геометрии. Но при приобретении соответствующих навыков выпускники могут получить дополнительно баллы именно за практико-ориентированные задания. Этот вопрос может быть решён при использовании на уроках «1С: Математического конструктора», который вызывает неподдельный интерес у учащихся к работе и способствует решению ими различных математических задач.

Программная среда «1С: Математический конструктор» предназначена для создания интерактивных чертежей (моделей) по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент. Динамический наглядный механизм «Математического конструктора» предоставляет полнофункциональную среду для конструирования и решения задач. В отличие от традиционного геометрического чертежа, выполненного на листе бумаги, чертеж, созданный в среде динамической геометрии, - модель, сохраняющая не только результат построения, но и исходные данные, алгоритм построения и математические зависимости между объектами. При этом все данные легко доступны для изменения (можно перемещать мышью точки, варьировать длины отрезков, вводить с клавиатуры новые значения числовых данных и т.п.). И результат этих изменений тут же, в динамике, виден на экране компьютера. Добавим к этому расширенный набор инструментов построений (включающий, например, геометрические преобразования), возможности оформления чертежа (стиль линий, цвет), возможность анимации (автоматического перемещения объектов) - и мы получим представление об основных возможностях, предоставляемых типичной средой динамической геометрии.

Объем этой статьи не позволяет подробно и в деталях описать работу с данной программой, но хотелось бы показать несколько примеров по использованию математического конструктора на уроках при подготовке к государственной итоговой аттестации в Центре образования.

Например, в некоторых задачах В-6 необходимо найти площадь изображенной фигуры. Одним из способов решения задач такого типа является достраивание данной фигуры до прямоугольника, нахождение площади искомой фигуры сводится к разности площадей прямоугольника и треугольников. Этот способ является преимущественным для детей данной группы, так как используются всего две формулы для нахождения площадей прямоугольника и прямоугольного треугольника. Разбор большого количества однотипных задач позволяет таким детям легко запомнить алгоритм решения. Математический конструктор позволяет наглядно показать, каким образом это происходит.

Использование на уроках 1С : Математического конструктора

К группе заданий, которые дают возможность учащимся набрать дополнительный балл, относятся задачи типа В-2. Такие задания не относятся к разряду сложных, но поскольку в курсе старшей школы они не встречаются, поэтому некоторое количество занятий необходимо уделить именно этой теме. Чертеж, нарисованный в графическом редакторе, принципиально отличается от чертежа, построенного в «Математическом конструкторе», который позволяет при необходимости легко видоизменять элементы чертежа как динамически связное целое, добившись указанных в задаче соотношений. К примеру, задачи на нахождение разности между наибольшей и наименьшей температурой.

Использование на уроках 1С : Математического конструктораИспользование на уроках 1С : Математического конструктора

Использование электронных ресурсов позволяет эффективно организовать работу учащихся, при этом активизируются восприятие, внимание, память, происходит пробуждение познавательного интереса. Применение цвета, графики и анимации дает возможность увидеть то, что трудно воспроизвести обычным рисунком на доске.

Работа с «1С: Математический конструктор» позволяет увеличить объем изучаемого в процессе урока материала. Качественные рисунки помогают увидеть элементы чертежа.

Специфическим классом задач, в которых манипулирование компьютерной моделью предоставляет ученику качественно новые возможности, являются стереометрические чертежи. Развитие пространственного воображения - одна из важнейших целей при изучении стереометрии. Нередко в стереометрической задаче достаточно взглянуть на пространственную конструкцию с нужной точки - и принцип решения станет понятен без долгих объяснений.

Использование на уроках 1С : Математического конструктора

Задачи В-9 на нахождение объема достаточно сложные для учеников нашего Центра образования. Учащийся должен выбрать путь решения и проделать цепочку различных действий. Например, при отработке таких заданий в математическом конструкторе можно не только создавать фигуры, но и передвигать их, вращать в разных плоскостях, что позволяет ученикам более детально рассмотреть фигуру. Также во время выполнения этих заданий каждый желающий может подойти к доске, создать свою фигуру и увидеть, что же произойдет при ее изменении. Это хорошо видно в задачах, где цилиндр меняет свою высоту и радиус основания.

Использование на уроках 1С : Математического конструктора

Задания В-8 по теме: «Производная» в вариантах ЕГЭ значительно отличаются от встречающихся в учебнике. В них по графику производной нужно указать количество промежутков, длину промежутков монотонности или указать точки минимума и максимума. Для объяснения взаимосвязи между графиком функции и графиком производной необходимо выполнить большое количество рисунков. Каждый новый график необходимо чертить заново. Облегчая работу учителя, математический конструктор позволяет получить качественные чертежи, все объекты которого легко редактируются и сохраняются для дальнейшего использования. Эти возможности данной программы позволяют решить проблему в объяснении заданий типа В-8.

Накопленный опыт применения «1С: Математический конструктор», частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем, что в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, трудная, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа.


© 2010-2022