- Преподавателю
- Математика
- Положительные и отрицательные числа
Положительные и отрицательные числа
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зимина А.И. |
Дата | 07.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Положительные и отрицательные числа».
Обобщающий урок-практикум по проверке и коррекции ЗУН
Цели урока: 1)образовательные: а) способствовать формированию и закреплению ЗУН по теме, б) скорректировать и проверить ЗУН;
2) развивающие: а) способствовать умению концентрировать внимание, совершенствованию логического мышления, аргументированной математической речи, б) способствовать повышению познавательной активности и интереса к предмету;
3) воспитательные: а) воспитывать волю и настойчивость при достижении конечных результатов, б) продолжить воспитание ответственного отношения к учебному труду.
ТСО: компьютеры, мультимедиапроектор.
Структура урока:
-
Организационный момент.(1 мин)
-
Постановка целей урока (1мин.).
-
Актуализация опорных знаний и умений у учащихся в устной работе и письменной фронтальной работе (15 мин.).
-
Проверка знания основных понятий, правил и умения находить аргументированный ответ, выполнение графического диктанта (5 мин.).
-
Физкультурная минутка (1 мин.).
-
Инструкция по выполнению и тестирование (15 мин.).
-
Постановка домашнего задания (2 мин.).
-
Подведение итогов урока (5 мин.).
Целесообразность использования образовательных ресурсов и медиапродукта на занятии:
-
Повышение эффективности усвоения материала за счет экономии времени, привлечения нестандартных форм наглядности и способов её подачи.
-
Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, уменьшение времени подачи предлагаемого материала)
-
Создание положительного эмоционального фона занятия.
-
Развитие познавательного интереса к предмету.
-
Формирование информационной культуры
Структура урока
-
Организационный момент. Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверьте, все ли у вас лежит на парте: учебник, тетрадь, пенал, дневник.
-
Постановка целей урока.
Ставится задача: «К концу урока вы должны ответить на вопрос: Положительные и отрицательные числа - это числа сложные, не очень сложные или совсем не сложные?»
-
Актуализация опорных знаний
1.Теоретический опрос учащихся:
- Чем задается координатная прямая? -Что называется координатой точки на прямой? - Какие числа называются противоположными? - Какое число противоположно самому себе? - Какие числа называются целыми? - Что называется модулем числа? - Правила сравнения чисел - Величина изменилась на "+6" ("-2"). Что это означает в отношении: а) длины пружины, б) температуры, в) координатной прямой?
- Игра "8 тестовых вопросов"
На доске записано отрицательное число "-23". Ученик должен быстро ответить на вопросы, которые учитель задает в краткой форме: 1) Какое это число?, 2) Его модуль?, 3) Где располагается на координатной прямой?, 4) Соседние с ним целые числа?, 5) Два числа, меньших его?, 6) Два числа, больших его?, 7) Противоположное число?, 8) Расстояние между точками с координатами -23 и 23?
2.Проведем математический диктант на проверку внимания.
Записать числа под диктовку.:-15; +10; -3,2; 2 ; -7 ; 0; -4; 10,36; +7
-
Назовите отрицательные числа
-
Назовите натуральные числа.
-
Назовите положительные числа.
-
Выделите квадратиком числа, модули которых равны.
-
Выделите кружочком наибольшее число.
-
Выделите треугольником число с наибольшим модулем.
Учащиеся дают определения натуральных, целых, противоположных чисел. Вспоминают, где на координатной прямой находятся положительные и отрицательные числа.
2.Дидактическая игра « + » и « - »
Мы сталкиваемся с понятием «отрицательное» и «положительное» не только на уроках математики. Слова в русском языке могут также иметь положительное и отрицательное значения. Я буду называть слова, которые необходимо разделить на две группы, подняв карточки с «+» и «-».
Выигрыш, проигрыш, тепло, холодно, отдал, взял, правда, ложь, добро, зло, доход, расход, аванс, долг, проигрыш, выигрыш.
По каким признакам вы разделили слова на две группы? Как называются эти слова в русском языке? А в математике? Придумайте свои сочетания слов.
3. Расположите в порядке возрастания числа и вы познакомитесь с фамилией чешского учёного математика, который ввёл в математический язык символы «+» и «-»
9 - Н; 0 - Д; 3,5 -М; -5,08 -В; -5,008 -И; 5,62 - А (Я.Видман)
4. На доске записаны уравнения: а) -х = 150; б) -у = -12; в) -р = 0, г)/х/=5, д) /х/ = -7,2, е) /х-3/ =3 Решите их.
5. Рассказ типичной ситуации на экзамене:
Профессор: Является ли число -3 - отрицательным числом?
Студент: Конечно!
Профессор: Если взять произвольное число а и перед ним поставить знак «минус», то будет ли число -а - отрицательным?
Студент: Конечно!
Как вы думаете, какую оценку получит студент и почему?
Ответ: при а›0 число будет отрицательным, но при а‹0 число будет положительным.
6. Выпиши верные неравенства, если известно,
что a и b- положительные числа; х и у - отрицательные числа.
1) a > у 2) х < у 3)-х > 0 3)-х > 0 5) -a < 0 6) у < 0 7) -b > 0 8) |х| > у
7. А теперь работаем в тетрадях.(Работа у доски) стр. 156 №933 (е-з)
№933 Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами:
е) 2 и 5; ж) -7 и -4; з) -11 и -3
IIIV . Графический диктант: (верное высказывание соответствует знаку « ^ », а неверное - знаку «-») (взаимопроверка)
Я утверждаю, что:
1)Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами.
2)Существует число, имеющее два противоположных ему числа.
3)Модуль положительного числа равен самому себе?.
4)Прямую, с выбранными на ней началом отсчёта и единичным отрезком, называют координатной прямой.
5)Число - 5 на координатной прямой расположено правее, чем -1?
6)Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.
Ответ: ^-^^-^ Ребята меняются тетрадями, выставляют оценки
V. Физкультурная минутка.
Предлагает ребятам выйти из-за парт и выполнить несколько упражнений.
Быстро встали, тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг-другу улыбнулись,
Рот закрыли на замок, Продолжается урок
VI.Работа за компьютером
Инструкция по выполнению и тестирование.
Учащиеся проходят каждый за компьютер и выполняют задание, используя модуль «отрицательные и положительные числа» образовательных ресурсов.
VII Постановка домашнего задания.
Записано на доске: Д/З п. 27, №989, 1010.
VIII Подведение итогов урока.
Учитель просит слабых учеников заполнить пропуски в словарных словах. Дать определение.
Мод..ль ч..сла, ..трицательное ч..сло, Ув..л..чение, К..рдинатная пр..мая, нач..ло ..тсчёта, ед..ничный ..трезок, ра..тояние, п..лож..тельное число
Предлагает разгадать ребус.
Вспомните: Какие числа называют целыми ?
(Просит дать определение)
Итак, какой ответ вы дадите на вопрос, прозвучавший в начале урока: «Отрицательные и положительные числа - это числа сложные, не очень сложные или совсем не сложные?»
При наличии времени, читает сказку:
В точечном царстве, в координатном государстве, на берегу нулевой реки жили-были числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от нулевой реки. Только одни из них поселились на левом берегу, а другие - на правом, противоположном, поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, ... стали называть
Но случилась беда: стали теряться пары противоположных чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Почему исчезали пары чисел? Это мы узнаем на следующих уроках.
Учитель выставляет оценки за урок.
Литература
-
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика 6 класс: учебник для общебразовательных учреждений/М.:Мнемозинина, 2008.-288с.
-
Виленкин Н.Я., Депман И.Я. За страницами учебника математики. Москва, 1981. - 217 с.
-
Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва «Просвещение», 1981.
-
Акимова С. Занимательная математика. Нескучный учебник. Санкт - Петербург, «Тригон», 1997. - с.222-229.
Образовательные ресурсы сети Интернет
fcior.edu.ru/card/13619/polozhitelnye-i-otricatelnye-chisla-k1.html Положительные и отрицательные числа.