- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока Арифметические и геометрические прогрессии (9 класс)
Конспект урока Арифметические и геометрические прогрессии (9 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кожевникова Л.А. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Кожевникова Л.А.
Обобщающий урок алгебры в 9 классе
«Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цели урока:
1) образовательные: обобщить и систематизировать теоретические знания арифметической и геометрической прогрессий; совершенствовать навыки нахождения n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий с помощью формул; отработать навыки построения графиков на компьютере;
2) развивающие: развивать память учащихся, их способность к аналитико-синтетической и сравнительной деятельности, умение проводить аналогии; развивать познавательный интерес учащихся путём самостоятельного поиска информации в Интернете; учить их видеть связь математики с окружающей жизнью;
3) коррекционные: формировать грамотную речь учащихся, совершенствовать чёткое проговаривание всех терминов и понятий;
4) воспитательные: воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов, а также уважительное отношение к одноклассникам.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал.
I .Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой.
Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Мы
- знаем: определения и формулы арифметической и геометрической прогрессий;
- умеем: применять их при нахождении членов и сумм прогрессий;
- хотим: узнать больше про эти прогрессии и научиться применять свои знания при решении практических задач.
Учитель. Давайте вспомним определения прогрессий.
1 группа. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.
2 группа. Геометрической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и то же число.
Учитель. Давайте сравним формулы n-ых членов прогрессий. Что мы замечаем?
an+1 = an + d bn+1 = bn * q
Ученик. Прочитав подряд определения арифметической и геометрической прогрессий, можно обратить внимание на то, что они похожи. Надо лишь заменить сложение умножением или наоборот. А зная формулу n-го члена арифметической прогрессии, можно получить формулу для геометрической прогрессии, если заменить сложение умножением и умножение - возведением в степень.
III. Мотивация.
Учитель. Сейчас класс разделится на две учебные группы, каждая из которых работает с одним видом прогрессий. Во время работы вы должны внимательно следить как за ответами членов своей группы, так и за ответами соперников, по мере необходимости дополняя и исправляя их. Все ответы будут учтены и оценены в конце урока.
ІV. Задания для групп.
1) «Найди и продолжи последовательности»:
-
3; 8; 13; …
-
2; 6; 18; …
-
1; 2; 3; 5; 8; …
-
3; 1; -1; …
-
-1; 2; -4; 8; …
-
1,2; 1,3; 1,4; …
-
0,5; 0,05; 0,005; …
Каждой группе необходимо выбрать «свои» последовательности, а затем продолжить их.
В процессе работы учащиеся следят за ответами товарищей, делают записи в тетради. Проверка на доске и на слайде.
2) «Установи соответствия»:
На слайде установить соответствие между названием и формулой (ученики работают на компьютере).
арифметическая прогрессия: геометрическая прогрессия:
3) «Построй график прогрессии»:
Карточка №1. Вертикальные цирковые стержни имеют такую длину: наименьший 1 дм, а каждый следующий на 2 дм длиннее.
Задания:
-
Запишите последовательность в соответствии с условием задачи.
-
Постройте график заданной прогрессии по данным задачи,
если 1 ≤ n ≤ 7.
-
Сделайте вывод о графике.
Карточка № 2. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две.
Задания:
-
Запишите последовательность в соответствии с условием задачи.
-
Постройте график заданной прогрессии по данным задачи,
если 1 ≤ n ≤ 7.
-
Сделайте вывод о графике.
Графики ученики строят на компьютере:
Учитель. Какой вывод о членах прогрессии мы можем сделать, исходя из графиков?
Ученик. При одинаковых исходных данных, значения членов геометрической прогрессии возрастают быстрее, чем значения членов арифметической.
Учитель. Действительно, ребята. Даже в жизни мы часто применяем такое выражение: «Расти в геометрической прогрессии», что означает «очень быстро».
V. Из истории прогрессий.
Учитель: Ребята. С прогрессиями люди были знакомы уже много лет назад и сейчас мы узнаем об истории прогрессий.
1сообщение: С формулой
a1 + an
Sn = * n
2
связан один из эпизодов биографии К.Ф.Гаусса.
Однажды на уроке, чтобы занять первоклассников, пока он будет заниматься с учениками третьего класса, учитель велел сложить все числа от 1 до 100, надеясь, что это займет много времени, но маленький Гаусс сразу сообразил, что 1+100=101, 2+99=101 и т.д.
И таких чисел будет 50. Осталось умножить 101 • 50. Это маленький мальчик сделал в уме. Едва учитель закончил чтение условия, он предъявил ответ, записанный на грифельной доске, Изумленный учитель понял, что это самый способный ученик в его практике. В дальнейшем Гаусс сделал много замечательных открытий. Его даже называли "царем математики".
2 сообщение: С IX века известна легенда об изобретении шахматной игры. В награду за свое изобретение автор потребовал от индийского царя пшеницу. Ее должно быть столько, чтобы на первую клетку доски можно положить одно зерно, на вторую - два, на третью - четыре, т.е. чтобы число зерен все время удваивалось.
Сначала индийский царь обрадовался, что дешево отделался, и лишь потом выяснил, что такого количества пшеницы нельзя собрать со всех полей Земли в течение десятков лет. Чтобы поместить это зерно в амбаре, то его размеры будут: высота 4 м, ширина 10 м, длина будет 30 000 000км - вдвое больше, чем расстояние от Земли до Солнца. А чтобы его получить, то надо засеять пшеницей площадь всей Земли, считая моря, океаны, горы, пустыни, Арктику с Антарктидой.
3 сообщение: О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствуют папирусы Ахмеса.
Некоторые задачи имеют отвлеченный характер. Например:
«В доме было 7 кошек.
Каждая кошка съедает 7 мышей.
Каждая мышь съедает 7 колосьев.
Каждый колос дает 7 растений.
На каждом растении вырастает 7 мер зерна.
Сколько всех вместе?»
Автора задачи не интересует, о каких вещах идет речь, важно только их общее количество.
И на Руси решались похожие задачи. Еще в XIX веке в деревнях загадывали:
«Шли 7 старцев.
У каждого старца по 7 костылей.
На каждом костыле по 7 сучков.
На каждом сучке по 7 кошелей.
В каждом кошеле по 7 пирогов.
В каждом кошеле по 7 воробьев.
Сколько всего?»
А ведь это та же задача Ахмеса. Прожившая тысячелетия, она сохранилась почти неизменной.
VІ. Решение практических задач.
Учитель. Сейчас знание формул арифметической и геометрической прогрессий помогает решать множество практических задач.
Задача 1. Чтобы определить глубину шахты, используют следующий приём: тело бросают вниз и засекают время, за которое оно достигает дна шахты.
Определите глубину шахты, если известно, что тело при свободном падении достигло дна за 7 секунд (начальная скорость равна 0, а за каждую следующую секунду тело пролетает на 9,8м больше, чем за предыдущую).
Задача 2. Вкладчик внёс в банк 50000 рублей. Определите величину вклада через два года, если сбербанк начисляет ежегодно 10% годовых.
VІІ. Домашнее задание. Придумать задачу на применение формул арифметической и геометрической прогрессий.
VІІІ. Завершение урока.
Учитель. Итак, сегодня на уроке мы вспомнили определения и формулы арифметической и геометрической прогрессий, узнали об истории этих прогрессий, научились строить графики прогрессий и проводить их сравнительный анализ, применяли формулы прогрессий для решения практических (жизненных) задач.
Я надеюсь, что наш сегодняшний урок не пройдёт для вас даром и знания, полученные на нём, пригодятся вам в жизни.