Рабочая программа по математике 7 класс

      Рабочая программа по математикеориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе авторской программы «Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы» авт.-сост. ИИ. Зубарева, А.Г. Мордкович - М.: Мнемозина, 2009. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 7 (базовом) классе отводится 170 часов  из расчёта 5 часов в неделю.
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

7 класс (базовый уровень)

Учитель: Слободчикова И.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Примерной программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.

  2. Авторская программа «Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы» авт.-сост. ИИ. Зубарева, А.Г. Мордкович - М.: Мнемозина, 2009.

  3. Базисный учебный план 2004 года с учётом изменений, которые внесены в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года №1994)

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 7 (общеобразовательном) классе отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю.

В соответствии с письмом МО РФ № 03-93 ин/13-03 от 23.09.2003 года о преподавании комбинаторики, статистики и теории вероятностей в основной общей школе, вводится преподавание вероятностно-статистической линии в 7 классе общеобразовательных учреждений, на основании чего выделено 4 часа на изучение темы: «Простейшие комбинаторные задачи», перед темой «Повторение».

Цели изучения курса математики в 7 классе:

- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика),

- овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,

- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.

Задачи математики в 7 классе:

- выработать умения выполнять действия над степенями с натуральными показателями, познакомить с понятием степени с нулевым показателем.

- обучить схемам рассуждений, составлению и использованию алгоритмов и алгоритмических предписаний; приемам аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач.

- выработать умение выполнять действия над многочленами. Убедить учащихся в практической пользе преобразований многочленов.

- научить строить графики, сознавать важность их использован использования в математическом моделировании нового вида - графических моделей.

- научить решать системы линейных уравнений и применять их при решении текстовых задач.

- на большом количестве примеров и упражнений познакомить учащихся с начальными понятиями, идеями и методами комбинаторики, теории вероятности и статистики.

Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий:

  • Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7-9 классы.- М.; Просвещение, 2004;

  • Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7класс. Рабочая тетрадь- М.; Просвещение, 2012;

  • А.Г. Мордкович, Алгебра, Учебник для 7 класса М.: Мнемозина, 2010

  • А.Г. Мордкович, Алгебра, Задачник для 7 класса М.: Мнемозина, 2010

Количество контрольных работ - 13.

В том числе: по алгебре - 7, по геометрии - 5, итоговая контрольная работа - 1.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

«алгебра»

должны знать/понимать:

  • математический язык;

  • свойства степени с натуральным показателем;

  • определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения; способы разложения на множители;

  • линейную функцию её свойства и график;

  • квадратичную функцию и её график;

  • способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

должны уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подста­новку одного выражения в другое; выражать из формул одну пере­менную через остальные;

  • составлять математическую модель при решении задач;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретиро­вать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • выполнять действия над степенями с натуральными показателями показателем не равным нулю, используя свойства степеней;

  • выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения;

  • решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

  • изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с задан­ными координатами;

  • строить графики линейной и квадратичной функции;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической де­ятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, для составления формул, вы­ражающих зависимости между реальными величинами; для на­хождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; интерпретации графиков зависимостей между величинами.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

  • работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;

  • извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

  • пользоваться предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения информации;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;


«геометрия»


В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения геометрических задач; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).






Учебно-тематический план 7 класс

5 часов в неделю, всего 179 часов

№ урока

№ урока по теме


Содержание учебного материала

Часы

к/р


Повторение 4 часа


1

Повторение. Действия над целыми числами и дробями

1


2

Повторение. Решение уравнений.

1


3

Повторение. Пропорции. Проценты.

1


4

Повторение Решение текстовых задач.

1



Математический язык. Математическая модель (13часов)


1

Числовые и алгебраические выражения.

3


2


3


4

Что такое математический язык.

2


5


6

Что такое математическая модель.

1


7

Административная контрольная работа

1


8

Что такое математическая модель

2


9


10

Линейное уравнение с одной переменной.

2


11


12

Координатная прямая.

1


13

Контрольная работа №1 по теме «Математический язык. Математическая модель»


1

Начальные геометрические сведения (10 часов)


1

Прямая и отрезок.

1


2

Луч и угол

1


3

Сравнение отрезков и углов.

1


4

Измерение отрезков.

1


5

Измерение углов.

1


6

Смежные и вертикальные углы

1


7

Смежные и вертикальные углы

1


8

Перпендикулярные прямые

1


9

Решение задач

1


10

Контрольная работа по теме №2 «Начальные геометрические сведения».


1

Линейная функция (11 часов)


1

Координатная плоскость.

2


2


3

Линейное уравнение с двумя переменными и его график.

5


4


5


6


7


8

Линейная функция и ее график.

2


9


10

Взаимное расположение графиков линейных функций.

1


11

Контрольная работа № 3 по теме «Линейная функция».


1

Система двух линейных уравнений с двумя переменными (13 часов)


1

Основные понятия.

2


2


3

Метод подстановки.

3


4


5


6

Метод алгебраического сложения.

3


7


8


9

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.

4


10


11


12


13

Контрольная работа № 4 по теме «Система двух линейных уравнений с двумя переменными»


1


Треугольники (17 часов)


1

Первый признак равенства треугольников.

3


2


3


4

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

2


5


6

Свойства равнобедренного треугольника.

2


7


8

Второй и третий признаки равенства треугольников.

4


9


10


11


12

Задачи на построение.

3


13


14


15

Решение задач по теме «Треугольники»

2


16


17

Контрольная работа №5 по теме «Треугольники»


1


Степень с натуральным показателем и ее свойства (6 часов)


1

Что такое степень с натуральным показателем.

1


2

Таблица основных степеней.

1


3

Свойства степени с натуральным показателем.

2


4


5

Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями.

1


6

Степень с нулевым показателем.

1



Одночлены. Операции над одночленами (8 часов)


1

Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена.

1


2

Сложение и вычитание одночленов.

2


3


4

Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.

2


5


6

Деление одночлена на одночлен.

2


7


8

Контрольная работа № 6 по теме «Одночлены. Операции над одночленами».


1


Параллельные прямые (13 часов)


1

Признаки параллельности двух прямых.

4


2


3


4


5

Аксиома параллельных прямых.

5


6


7


8


9


10

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

3


11


12


13

Контрольная работа по теме №8 «Параллельность прямых».


1




Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 часов)


1

Основные понятия.

1


2

Сложение и вычитание многочленов.

2


3


4

Умножение многочлена на одночлен.

5


5


6


7


8


9

Формулы сокращенного умножения.

5


10


11


12


13


14

Деление многочлена на одночлен.

1


15

Контрольная работа № 7

по теме «Многочлены. Арифметические операции над многочленами»


1


Соотношение между сторонами и углами треугольника (7 часов)


1

Сумма углов треугольника.

2


2


3

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

3


4


5


6

Решение задач по теме«Соотношение между сторонами и углами треугольника».

1


7

Контрольная работа № 9

по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».


1


Разложение многочлена на множители (18 часов)


1

Что такое разложение многочленов на множители.

1


2

Вынесение общего множителя за скобки.

2


3


4

Способ группировки.

2


5


6

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.

5


7


8


9


10


11

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов.

3


12


13


14

Сокращение алгебраических дробей.

3


15


16


17

Тождества.

1


18

Контрольная работа № 10 по теме «Разложение многочлена на множители».


1


Соотношение между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники (11 часов)


1

Прямоугольные треугольники.

1


2

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

2


3


4

Решение задач с использованием свойств прямоугольных треугольников.

1


5

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

2


6


7

Решение задач с использованием признаков равенства прямоугольных треугольников.

1


8

Построение треугольника по трем элементам.

2


9


10

Решение задач. по теме «Прямоугольные треугольники».

1


11

Контрольная работа №12 по теме «Прямоугольные треугольники».


1


Функция y = x² (9 часов)


1

Функция y=x².

3


2


3


4

Графическое решение уравнений.

2


5


6

Что означает запись y=f(x).

3


7


8


9

Контрольная работа №11 по теме «Функция y = x²».


1


Комбинаторика (4 часа)


1

Простейшие комбинаторные задачи

2


2


3

Правило умножения и дерево вариантов

2


4



Повторение (9 часов)


1

Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.

1


2

Действие со степенями.

1


3

Действия с многочленами.

1


4

Формулы сокращенного уравнения

1


5

Решение задач по теме «Треугольники»

1


6

Решение задач по теме «Треугольники»

1


7

Решение задач по теме «Параллельность прямых».

1


8

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1


9

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1


169-170

Итоговая контрольная работа №13


1

Итого:

157

13


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Повторение курса 5-6 класса-4ч

Действия с обыкновенными дробями. Действия с десятичными дробями. Совместные действия с дробями.

Математический язык. Математическая модель -- 13ч., из них контрольная работа - 1ч.

Числовые и алгебраические выражения. Что такое математический язык. Что такое математическая модель. Линейное уравнение с одной переменной. Координатная прямая

Начальные геометрические сведения- 10ч, из них контрольная работа - 1ч.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка.

Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства.

Перпендикулярные прямые.

Линейная функция 11ч., из них контрольная работа - 1ч.

Координатная плоскость. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Линейная функция и ее график. Линейная функция y=kx. Взаимное расположение графиков линейных функций.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными - 13ч, из них контр. работа - 1ч

Основные понятия. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.

Треугольники- 17ч, из них контрольная работа - 1ч.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Степень с натуральным показателем и ее свойства - 6ч, из них контр. работа - 1ч

Что такое степень с натуральным показателем? Таблицы основных степеней. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковым показателем. Степень с нулевым показателем.

Одночлены. Арифметические операции над одночленами - 8ч, из них контр. работа - 1ч

Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена. Сложение и вычитание одночленов.

Умножение одночленов. Возведение одночлена в натур степень. Деление одночл на одночлен.

Параллельные прямые -13ч, из них контрольная работа - 1ч.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Многочлены. Арифметические операции над многочленами - 15ч, из них контр. работы - 1ч

Основные понятия. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен.

Умножение мног на многочлен. Формулы сокращ умножения. Деление многочлена на одночлен.

Соотношения между сторонами и углами треугольник -7ч, из них контрольные работы -1ч.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Разложение многочленов на множители - 18ч, из них контр. работа - 1ч

Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. Комбинированные примеры, связанные с разложением многочлена на множители. Сокращение алгебраических дробей. Тождества.

Соотношения между сторонами и углами треугольник -11ч (продолжение), из них контрольные работы -1ч.

Функция у = x2 - 9ч, из них контр. работа - 1ч

Функция у = х2 и ее график. Графическое решение уравнений. Что означает в математике запись у =f(x).

Простейшие комбинаторные задачи -4ч.

Знакомство с простейшими комбинаторными задачами

Повторение - 9ч

Контрольная работа - 2ч.


Средства контроля обученности


Контрольные работы проводятся: (прилагаются)

  1. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 7 класс/Сост. Н.Ф.Гаврилова. - М.:ВАКО, 2011. - 96 с. - (Контрольно-измерительные материалы)

  2. Алгебра.7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.А.Александрова; под ред. А.Г.Мордковича. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Мнемозина, 2009. - 39с.:ил.





Литература


  1. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович. М.:Мнемозина, 2010.

  2. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений: под ред. А.Г. Мордковича. М.:Мнемозина, 2010

  3. Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119.

  4. Ткачева М.В., Федорова Н.Е. «Элементы статистики и вероятность». М., «Просвещение», 2007.

  5. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 7 класс/ сост. Л.И. Мартышова. - М.:ВАКО,2010.

  6. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс.Изданье третье, переработанное и дополненное. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону:Легион, 2008.

  7. Алгебра. 7-9 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская; под ред. А.Г. Мордковича.-8-е изд.,стер.-М: Мнемозина, 2009.

  8. Алгебра. 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Александрова: под ред. А.Г. Мордковича. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2009.

  9. Алгебра. 7 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Александрова ; под ред. А.Г. Мордковича. -5-е изд.,стер. - М.:Мнемозина, 2009.

  10. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений - М. : Просвещение, 2008. - 384 с. : ил.

  11. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. - 7-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 128 с. : ил.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


  1. Министерство образования РФ: ed.gov.ru/; edu.ru/

  2. Тестирование online: 5 - 11 классы: kokch.kts.ru/cdo/

  3. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: teacher.fio.ru

  4. Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main/

  5. Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru/~nauka/

  6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru

  7. Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:rubricon.ru/; encyclopedia.ru/
















Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.


Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Оценка устных ответов обучающихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя

Ответ оценивается отметкой «4»,если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


© 2010-2022