- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 7 класс
Рабочая программа по математике 7 класс
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Слободчикова И.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
7 класс (базовый уровень)
Учитель: Слободчикова И.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Примерной программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.
-
Авторская программа «Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы» авт.-сост. ИИ. Зубарева, А.Г. Мордкович - М.: Мнемозина, 2009.
-
Базисный учебный план 2004 года с учётом изменений, которые внесены в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года №1994)
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 7 (общеобразовательном) классе отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю.
В соответствии с письмом МО РФ № 03-93 ин/13-03 от 23.09.2003 года о преподавании комбинаторики, статистики и теории вероятностей в основной общей школе, вводится преподавание вероятностно-статистической линии в 7 классе общеобразовательных учреждений, на основании чего выделено 4 часа на изучение темы: «Простейшие комбинаторные задачи», перед темой «Повторение».
Цели изучения курса математики в 7 классе:
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика),
- овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,
- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Задачи математики в 7 классе:
- выработать умения выполнять действия над степенями с натуральными показателями, познакомить с понятием степени с нулевым показателем.
- обучить схемам рассуждений, составлению и использованию алгоритмов и алгоритмических предписаний; приемам аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач.
- выработать умение выполнять действия над многочленами. Убедить учащихся в практической пользе преобразований многочленов.
- научить строить графики, сознавать важность их использован использования в математическом моделировании нового вида - графических моделей.
- научить решать системы линейных уравнений и применять их при решении текстовых задач.
- на большом количестве примеров и упражнений познакомить учащихся с начальными понятиями, идеями и методами комбинаторики, теории вероятности и статистики.
Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий:
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7-9 классы.- М.; Просвещение, 2004;
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7класс. Рабочая тетрадь- М.; Просвещение, 2012;
-
А.Г. Мордкович, Алгебра, Учебник для 7 класса М.: Мнемозина, 2010
-
А.Г. Мордкович, Алгебра, Задачник для 7 класса М.: Мнемозина, 2010
Количество контрольных работ - 13.
В том числе: по алгебре - 7, по геометрии - 5, итоговая контрольная работа - 1.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
«алгебра»
должны знать/понимать:
-
математический язык;
-
свойства степени с натуральным показателем;
-
определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения; способы разложения на множители;
-
линейную функцию её свойства и график;
-
квадратичную функцию и её график;
-
способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
должны уметь:
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
составлять математическую модель при решении задач;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
выполнять действия над степенями с натуральными показателями показателем не равным нулю, используя свойства степеней;
-
выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения;
-
решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
-
изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
-
строить графики линейной и квадратичной функции;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; интерпретации графиков зависимостей между величинами.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
-
работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
-
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
-
пользоваться предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения информации;
-
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
«геометрия»
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
-
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения геометрических задач; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план 7 класс
5 часов в неделю, всего 179 часов
№ урока
№ урока по теме
Содержание учебного материала
Часы
к/р
Повторение 4 часа
1
Повторение. Действия над целыми числами и дробями
1
2
Повторение. Решение уравнений.
1
3
Повторение. Пропорции. Проценты.
1
4
Повторение Решение текстовых задач.
1
Математический язык. Математическая модель (13часов)
1
Числовые и алгебраические выражения.
3
2
3
4
Что такое математический язык.
2
5
6
Что такое математическая модель.
1
7
Административная контрольная работа
1
8
Что такое математическая модель
2
9
10
Линейное уравнение с одной переменной.
2
11
12
Координатная прямая.
1
13
Контрольная работа №1 по теме «Математический язык. Математическая модель»
1
Начальные геометрические сведения (10 часов)
1
Прямая и отрезок.
1
2
Луч и угол
1
3
Сравнение отрезков и углов.
1
4
Измерение отрезков.
1
5
Измерение углов.
1
6
Смежные и вертикальные углы
1
7
Смежные и вертикальные углы
1
8
Перпендикулярные прямые
1
9
Решение задач
1
10
Контрольная работа по теме №2 «Начальные геометрические сведения».
1
Линейная функция (11 часов)
1
Координатная плоскость.
2
2
3
Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
5
4
5
6
7
8
Линейная функция и ее график.
2
9
10
Взаимное расположение графиков линейных функций.
1
11
Контрольная работа № 3 по теме «Линейная функция».
1
Система двух линейных уравнений с двумя переменными (13 часов)
1
Основные понятия.
2
2
3
Метод подстановки.
3
4
5
6
Метод алгебраического сложения.
3
7
8
9
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
4
10
11
12
13
Контрольная работа № 4 по теме «Система двух линейных уравнений с двумя переменными»
1
Треугольники (17 часов)
1
Первый признак равенства треугольников.
3
2
3
4
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
2
5
6
Свойства равнобедренного треугольника.
2
7
8
Второй и третий признаки равенства треугольников.
4
9
10
11
12
Задачи на построение.
3
13
14
15
Решение задач по теме «Треугольники»
2
16
17
Контрольная работа №5 по теме «Треугольники»
1
Степень с натуральным показателем и ее свойства (6 часов)
1
Что такое степень с натуральным показателем.
1
2
Таблица основных степеней.
1
3
Свойства степени с натуральным показателем.
2
4
5
Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями.
1
6
Степень с нулевым показателем.
1
Одночлены. Операции над одночленами (8 часов)
1
Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена.
1
2
Сложение и вычитание одночленов.
2
3
4
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.
2
5
6
Деление одночлена на одночлен.
2
7
8
Контрольная работа № 6 по теме «Одночлены. Операции над одночленами».
1
Параллельные прямые (13 часов)
1
Признаки параллельности двух прямых.
4
2
3
4
5
Аксиома параллельных прямых.
5
6
7
8
9
10
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
3
11
12
13
Контрольная работа по теме №8 «Параллельность прямых».
1
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 часов)
1
Основные понятия.
1
2
Сложение и вычитание многочленов.
2
3
4
Умножение многочлена на одночлен.
5
5
6
7
8
9
Формулы сокращенного умножения.
5
10
11
12
13
14
Деление многочлена на одночлен.
1
15
Контрольная работа № 7
по теме «Многочлены. Арифметические операции над многочленами»
1
Соотношение между сторонами и углами треугольника (7 часов)
1
Сумма углов треугольника.
2
2
3
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
3
4
5
6
Решение задач по теме«Соотношение между сторонами и углами треугольника».
1
7
Контрольная работа № 9
по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
1
Разложение многочлена на множители (18 часов)
1
Что такое разложение многочленов на множители.
1
2
Вынесение общего множителя за скобки.
2
3
4
Способ группировки.
2
5
6
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.
5
7
8
9
10
11
Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов.
3
12
13
14
Сокращение алгебраических дробей.
3
15
16
17
Тождества.
1
18
Контрольная работа № 10 по теме «Разложение многочлена на множители».
1
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники (11 часов)
1
Прямоугольные треугольники.
1
2
Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
2
3
4
Решение задач с использованием свойств прямоугольных треугольников.
1
5
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
2
6
7
Решение задач с использованием признаков равенства прямоугольных треугольников.
1
8
Построение треугольника по трем элементам.
2
9
10
Решение задач. по теме «Прямоугольные треугольники».
1
11
Контрольная работа №12 по теме «Прямоугольные треугольники».
1
Функция y = x² (9 часов)
1
Функция y=x².
3
2
3
4
Графическое решение уравнений.
2
5
6
Что означает запись y=f(x).
3
7
8
9
Контрольная работа №11 по теме «Функция y = x²».
1
Комбинаторика (4 часа)
1
Простейшие комбинаторные задачи
2
2
3
Правило умножения и дерево вариантов
2
4
Повторение (9 часов)
1
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
1
2
Действие со степенями.
1
3
Действия с многочленами.
1
4
Формулы сокращенного уравнения
1
5
Решение задач по теме «Треугольники»
1
6
Решение задач по теме «Треугольники»
1
7
Решение задач по теме «Параллельность прямых».
1
8
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
9
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
169-170
Итоговая контрольная работа №13
1
Итого:
157
13
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Повторение курса 5-6 класса-4ч
Действия с обыкновенными дробями. Действия с десятичными дробями. Совместные действия с дробями.
Математический язык. Математическая модель -- 13ч., из них контрольная работа - 1ч.
Числовые и алгебраические выражения. Что такое математический язык. Что такое математическая модель. Линейное уравнение с одной переменной. Координатная прямая
Начальные геометрические сведения- 10ч, из них контрольная работа - 1ч.
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка.
Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства.
Перпендикулярные прямые.
Линейная функция 11ч., из них контрольная работа - 1ч.
Координатная плоскость. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Линейная функция и ее график. Линейная функция y=kx. Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными - 13ч, из них контр. работа - 1ч
Основные понятия. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
Треугольники- 17ч, из них контрольная работа - 1ч.
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Степень с натуральным показателем и ее свойства - 6ч, из них контр. работа - 1ч
Что такое степень с натуральным показателем? Таблицы основных степеней. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковым показателем. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Арифметические операции над одночленами - 8ч, из них контр. работа - 1ч
Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена. Сложение и вычитание одночленов.
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натур степень. Деление одночл на одночлен.
Параллельные прямые -13ч, из них контрольная работа - 1ч.
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами - 15ч, из них контр. работы - 1ч
Основные понятия. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен.
Умножение мног на многочлен. Формулы сокращ умножения. Деление многочлена на одночлен.
Соотношения между сторонами и углами треугольник -7ч, из них контрольные работы -1ч.
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Разложение многочленов на множители - 18ч, из них контр. работа - 1ч
Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. Комбинированные примеры, связанные с разложением многочлена на множители. Сокращение алгебраических дробей. Тождества.
Соотношения между сторонами и углами треугольник -11ч (продолжение), из них контрольные работы -1ч.
Функция у = x2 - 9ч, из них контр. работа - 1ч
Функция у = х2 и ее график. Графическое решение уравнений. Что означает в математике запись у =f(x).
Простейшие комбинаторные задачи -4ч.
Знакомство с простейшими комбинаторными задачами
Повторение - 9ч
Контрольная работа - 2ч.
Средства контроля обученности
Контрольные работы проводятся: (прилагаются)
-
Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 7 класс/Сост. Н.Ф.Гаврилова. - М.:ВАКО, 2011. - 96 с. - (Контрольно-измерительные материалы)
-
Алгебра.7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.А.Александрова; под ред. А.Г.Мордковича. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Мнемозина, 2009. - 39с.:ил.
Литература
-
Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович. М.:Мнемозина, 2010.
-
Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений: под ред. А.Г. Мордковича. М.:Мнемозина, 2010
-
Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119.
-
Ткачева М.В., Федорова Н.Е. «Элементы статистики и вероятность». М., «Просвещение», 2007.
-
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 7 класс/ сост. Л.И. Мартышова. - М.:ВАКО,2010.
-
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс.Изданье третье, переработанное и дополненное. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону:Легион, 2008.
-
Алгебра. 7-9 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская; под ред. А.Г. Мордковича.-8-е изд.,стер.-М: Мнемозина, 2009.
-
Алгебра. 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Александрова: под ред. А.Г. Мордковича. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2009.
-
Алгебра. 7 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Александрова ; под ред. А.Г. Мордковича. -5-е изд.,стер. - М.:Мнемозина, 2009.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений - М. : Просвещение, 2008. - 384 с. : ил.
-
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. - 7-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 128 с. : ил.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
-
Министерство образования РФ: ed.gov.ru/; edu.ru/
-
Тестирование online: 5 - 11 классы: kokch.kts.ru/cdo/
-
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: teacher.fio.ru
-
Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main/
-
Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru/~nauka/
-
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru
-
Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:rubricon.ru/; encyclopedia.ru/
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя
Ответ оценивается отметкой «4»,если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.