Работа с учебником на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с учебником на уроках математики.

Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве испытания практически во всех вузах России, - это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и маткматики. в этом учебном году изменилось содержание тестов. Возникла проблема - дети не видят в тексте ключевых слов, не понимают условий некоторых заданий.

Работа с учебником на уроках носит эпизодический характер. Необходимо каждому учителю обратить внимание на работу по овладению учениками навыков понимания прочитанного, так как ещё К.Д. Ушинский сказал: « Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело».

Степень Развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умения и навыков учебного труда.

Самостоятельная работа учащихся, т. е. работа в отсутствие учителя или, по крайней мере, без обращения к его помощи в течение какого-либо промежутка времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математики могут быть учпешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так как учебник имеет обучающую фукцию, во многом аналогичную функции учителя. Но от учителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощью учебника более учпешным - научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться. Самостоятельное изучение математического материала по учебнику дело сложное. Это зависит, прежде всего, от изложения материала в учебнике. К особенностям учебников математики можно отнести: своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения (одна из основных проблем современного учебника), мирокое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации, тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами. Следует отметить, что в текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теории. Ученики не всегда самостоятельно могут восстановить эти «пробелы текста» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы. Ученики не всегда самостоятельно могут восстановить эти «пробелы текста». В силу изложенных особенностей математического текста самостоятельное чтение приводит к недопониманию прочитанного, тем более неумению применять полученные знания в нестандартных ситуациях. По мнению В.В.Репьева, трудности эти возникают в большинстве случаев у тех подростков, которым требуется значительное напряжение воли, сосредоточенное внимание и интенсивное мышление.

Поэтому считаю, что работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Я вижу три этапа, по которым следует проводить работу учащихся с учебником на уроках математики.

- 1 этап - Работа до чтения;

- 2 этап - Работа с текстом учебника непосредственно;

- 3 этап - Работа после чтения;

Общие приёмы работы с учебником математики:

  • Найти задание по оглавлению

  • Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: О чём идёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?)

  • Прочитать содержание пункта(параграфа)

  • Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей)

  • Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чём здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?)

  • Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия

  • Выделить основные теоремы или правила

  • Изучить определения понятий

  • Изучить теоремы (правила)

  • Разобрать иллюстрации (чертёж, схему, рисунок)

  • Разобрать примеры в тексте и придумать свои

  • Провести самостоятельно доказательство теоремы

  • Составить схемы, рисунки, таблицы, чертежи, используя свои обозначения

  • Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, мнемонические приёмы, повторение трудных мест и т. п.)

  • Ответить на конкретные вопросы в тексте

  • Придумать и задать себе такие вопросы.

Памятка работы с параграфом учебника математики для учащихся 7-9 классов.

Памятка работы с учебником математики для учащихся 10-11 классов.

во всём многообразии её видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.

© 2010-2022