- Преподавателю
- Математика
- Работа с учебником на уроках математики
Работа с учебником на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Голобородько Л.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа с учебником на уроках математики.
Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве испытания практически во всех вузах России, - это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и маткматики. в этом учебном году изменилось содержание тестов. Возникла проблема - дети не видят в тексте ключевых слов, не понимают условий некоторых заданий.
Работа с учебником на уроках носит эпизодический характер. Необходимо каждому учителю обратить внимание на работу по овладению учениками навыков понимания прочитанного, так как ещё К.Д. Ушинский сказал: « Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело».
Степень Развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умения и навыков учебного труда.
Самостоятельная работа учащихся, т. е. работа в отсутствие учителя или, по крайней мере, без обращения к его помощи в течение какого-либо промежутка времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математики могут быть учпешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так как учебник имеет обучающую фукцию, во многом аналогичную функции учителя. Но от учителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощью учебника более учпешным - научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться. Самостоятельное изучение математического материала по учебнику дело сложное. Это зависит, прежде всего, от изложения материала в учебнике. К особенностям учебников математики можно отнести: своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения (одна из основных проблем современного учебника), мирокое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации, тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами. Следует отметить, что в текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теории. Ученики не всегда самостоятельно могут восстановить эти «пробелы текста» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы. Ученики не всегда самостоятельно могут восстановить эти «пробелы текста». В силу изложенных особенностей математического текста самостоятельное чтение приводит к недопониманию прочитанного, тем более неумению применять полученные знания в нестандартных ситуациях. По мнению В.В.Репьева, трудности эти возникают в большинстве случаев у тех подростков, которым требуется значительное напряжение воли, сосредоточенное внимание и интенсивное мышление.
Поэтому считаю, что работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Я вижу три этапа, по которым следует проводить работу учащихся с учебником на уроках математики.
- 1 этап - Работа до чтения;
- 2 этап - Работа с текстом учебника непосредственно;
- 3 этап - Работа после чтения;
Общие приёмы работы с учебником математики:
-
Найти задание по оглавлению
-
Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: О чём идёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?)
-
Прочитать содержание пункта(параграфа)
-
Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей)
-
Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чём здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?)
-
Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия
-
Выделить основные теоремы или правила
-
Изучить определения понятий
-
Изучить теоремы (правила)
-
Разобрать иллюстрации (чертёж, схему, рисунок)
-
Разобрать примеры в тексте и придумать свои
-
Провести самостоятельно доказательство теоремы
-
Составить схемы, рисунки, таблицы, чертежи, используя свои обозначения
-
Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, мнемонические приёмы, повторение трудных мест и т. п.)
-
Ответить на конкретные вопросы в тексте
-
Придумать и задать себе такие вопросы.
Памятка работы с параграфом учебника математики для учащихся 7-9 классов.
Памятка работы с учебником математики для учащихся 10-11 классов.
во всём многообразии её видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.