Научный доклад Исторический материал как средство развития математического мышления школьников

Работа посвящена развитию математического мышления на уроках математики с помощью исторических материалов. Приведены теоретические основания использования исторического материала и практические примеры применения их на уроках математики. Приведены примеры задач, используемые учителем на уроках.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Научный доклад.

Тема: «Исторический материал как средство развития математического мышления школьников»

Власова Наталья Геннадьевна, учитель математики, МБОУ «Анцирская СОШ».

Аннотация.

Работа посвящена развитию математического мышления на уроках математики с помощью исторических материалов. Приведены теоретические основания использования исторического материала и практические примеры применения их на уроках математики. Приведены примеры задач, используемые учителем на уроках.







































Исторический материал как средство развития математического мышления школьников.

С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Пользоваться основами математики для нас стало обычным и естественным, мы забываем, что когда-то наши предки ничего этого не знали и с большим трудом открывали начала математики. Только увидев этот сложный путь становления математики как науки можно осознать ценность математических знаний. Для ребенка сопоставление истории возникновения математических знаний с фактами, излагаемыми в программах по математике, будет способствовать не только укреплению познавательного интереса к предмету и развитию математического мышления, но и углублению понимания изученного материала, расширению кругозора, повышению общей культуры.

Цели введения истории нам уроках математики:

1)Создание целостной картины мира

2)Повышение интереса к математике, мотивации к изучению предмета

3)Связь математической культуры с общечеловеческой культурой

4) «Синтез практического труда и абстрактной умственной работы»

Решение проблемы формирования математического мышления связано с двумя главными задачами:

1. Содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки

2. Побуждать, поддерживать, подкреплять готовность учащихся овладевать знаниями.

Если объединить все эти идеи, то получается, что применение исторического материала на уроках показывает взаимосвязь математики с общечеловеческой культурой, а ее развитие приближает математику к жизни и окружающей нас действительности, что способствует повышению интереса обучающихся к предмету, способствует ценностному отношению к математическим знаниям.

С биографиями математиков учеников я знакомлю на уроках или при проведении недели математики. Биографии математиков собраны в альбом. Ученики используют их так же при написании тематических рефератов.

Много значит выбор материала и способ его изложения. Современная школьная программа указывает на необходимость знакомства учеников с фактами из истории математики, но в программе нет конкретных указаний. Школьные учебники математики содержат минимум исторических сведений. Знакомство с историей развития математики означает продуманное, планомерное ознакомление на уроках с наиболее важными событиями из истории науки в органической связи с систематическим изучением программного материала. На уроке всегда трудно найти время, необходимое для ознакомления с историческим материалом. Но нельзя считать 3-5 минут (не каждый урок!) для сообщения исторических фактов - потерянным временем, надо только преподносить исторический материал в тесной связи с изучаемым материалом. Я начала такую работу с 5 класса и проводила её систематически. Сейчас эти дети в 7 классе и исторический элемент стал для них необходимой частью урока. Я использую исторический материал не только при введении новой темы, но и на остальных этапах урока, где это уместно. Методическую трудность представляет решение вопроса об отборе конкретного материала по истории математики и о порядке его использования в том или другом классе. В 5 - 6 классах я ограничивалась некоторыми начальными сведениями из истории, обращая внимание учеников на элементарные вопросы развития счёта, математической терминологии, возникновения мер, создания способов измерения и простейших инструментов, развитие понятия числа, начальные сведения из истории уравнений. Есть немало вопросов из истории математики, к которым приходится возвращаться в курсе средней школы несколько раз.

Какая бы ни была форма сообщений сведений по истории математики - краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение исторических задач, показ и разъяснение рисунка, использованное время нельзя считать потерянным, если только учитель сумеет исторический факт подать в тесной связи с излагаемым на уроке теоретическим материалом. В результате такой связи у школьников пробудится повышенный интерес к предмету и тем самым повысится эффективность развития математического мышления.

Например, на одном из уроков в 5 классе, посвященных изучению «Перевода величин в другие единицы измерения», я сообщаю детям, что сутки - первая природная мера времени, замеченная человеком. Она определяется законами вращения Земли вокруг своей оси. Рассматриваем соотношения между единицами измерения времени (1 сутки = 24 ч, 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с), приводя свое обоснование. Наблюдая за изменением длины солнечной тени, которую отбрасывает вертикально поставленная палка, человек придумал солнечные часы. Проводим серию опытов по выяснению, на какое время суток приходится самая короткая тень. Оказывается, что точно на полдень - 12 ч. дня. Рассказываю, что для определения времени ночью и в пасмурные дни в древние времена использовали песочные и водяные часы. Теперь для измерения времени используют сложные приборы - механические и электронные часы. Год - это время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. 100 лет образуют еще одну единицу времени - 1 век, или 1 столетие. Простой год содержит 365 суток. Каждый четвертый год наступает високосный год, содержащий 366 суток. Олимпийские игры, например, организуются именно в високосные годы.

В пятом классе мы с учениками начали изучать старинные меры, такие как: вершок, локоть, пядь, сажень, аршин, верста, миля, пуд, и т.д. Приводили примеры использования старинных мер в пословицах и поговорках, объясняли их смысл. Самым интересным для ребят до сих пор остается решение задач, связанных с переводом из старинных мер в современные и обратно. Например:

  1. Выразите в метрах и сантиметрах:

а) высоту терема, равную трём косым саженям;

б) длину отрезка полотна, равную 15 локтям;

в) ширину горницы, равную двум маховым саженям и трём локтям.

  1. Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?

  2. Идёт один человек в город и проходит в день по 40 вёрст, а другой человек идёт навстречу ему из другого города и в день проходит 30 вёрст. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся?

Использование познавательных заданий приводит к положительным результатам тогда, когда имеет место: систематическая постановка заданий; постепенное и последовательное их положение; осознание учащимися роли и значения заданий для развития их познавательных способностей; максимальное приближение заданий к потребностям и основным тенденциям интеллектуального развития учащихся.

Таким образом, использование исторического материала при изучении величин в школе существенно влияет на более глубокое усвоение основных понятий, дает возможность правильно формировать процесс развития математического мышления и эмоционально настраивать учащихся на положительное восприятие культурного наследия.


© 2010-2022