- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 5 класс (в соответствии ФГОС)
Рабочая программа по математике 5 класс (в соответствии ФГОС)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Матерухина Н.Н. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бюджетное образовательное учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области «Шебеньгская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО учителей Директор школы
_______________ Подпись ________________ Подпись
«____»_____________20__ г. «____» ____________ 20__ г.
Рабочая программа по математике
5 класс
Составитель: Матерухина
Наталия Николаевна,
учитель математики
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена на основе примерной программы основного общего образования (Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 кл./ {автор-составитель В.И. Жохов}- М. Мнемозина, 2010), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Рабочая программа по математике для 5 класса ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. (М.: Мнемозина) и рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). Контрольных работ - 14.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Целью изучения математики в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над натуральными числами и десятичными дробями, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения математики учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств, учатся составлять по условию текстовой задачи несложные линейные уравнения и решать их, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Основные задачи:
-
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
-
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
-
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
-
выявить и развить математические и творческие способности;
Для оценки достижений обучающегося используются следующие виды и формы контроля:
-
Контрольная работа
-
Проверочная работа
-
Самостоятельная работа
-
Тест
-
Взаимоконтроль
-
Самоконтроль
-
Фронтальный опрос
Содержание тем учебного курса
-
Натуральные числа и шкалы (15 часов)
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
-
Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час)
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
-
Умножение и деление натуральных чисел (27 часов)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
-
Площади и объёмы (12 часов)
Вычисления по формулам. Прямоугольники. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель: расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объёмов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
-
Обыкновенные дроби (23 часа)
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель: познакомит учащихся с понятием дроби в объёме, достаточном для введения десятичных дробей.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. (13 часов)
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
-
Умножение и деление десятичных дробей (26 часов)
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель: выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 часов)
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины
Основная цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов
10. Повторение. Решение задач (16 часов)
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
-
существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач.
Уметь:
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;
-
находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
при решении несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
в устной прикидке и оценке результатов вычислений;
-
при проверке результата вычисления с использованием различных приёмов.
Общеучебные умения и навыки:
-
привычно готовить рабочее место для занятий и труда;
-
самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда режима дня;
-
понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней;
-
работать в заданном темпе;
-
учиться пооперационному контролю учебной работы (своей и товарища), оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;
-
уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем;
-
оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его;
-
самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;
-
работать с материалами приложения учебника;
-
использовать образцы в процессе самостоятельной работы;
-
отвечать на вопросы по тексту;
-
учиться связно отвечать по плану.
Перечень учебно - методического обеспечения
-
Математика: учеб. для 5 кл. образоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд]; - М.: Просвещение, 2010.
-
Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/авт.-сост. В.И. Жохов. - М.:Мнемозина,2010.
-
Дидактические материалы по математике для 5 класса./ Л. И. Звавич - М.: Просвещение, 2008.
-
А. П. Ершова, «Самостоятельные и контрольные работы по математике», 5 класс - М.: Илекса, 2006.
-
Е. В. Юрченко. «Тесты по математике», 5-6 классы, - М.: Просвещение, 2008.
-
Тетради для контрольных работ.
-
Раздаточный материал для контрольных работ.
-
Инструменты, цветные мелки.
-
Сайт ФИПИ;
-
Сайт газеты «Первое сентября»
Учебно-тематическое планирование
Дата
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Оборудование
Д/з
-
Натуральные числа и шкалы (15 часов)
1
Повторение (Урок - путешествие к острову натуральных чисел. Все действия с натуральными числами)
Урок повторения и систематизации знаний
Арифметические действия с натуральными числами: сложение, вычитание, деление, умножение.
Знать и понимать:
-
понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов;
-
таблицу классов и разрядов, обозначение разрядов;
-
общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа;
-
понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков;
-
единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
-
измерительные инструменты;
-
понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение;
-
понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение;
-
понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки;
-
понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
Уметь:
-
читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные;
-
составлять числа из различных единиц;
-
строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам;
-
выражать длину (массу) в различных единицах;
-
показывать предметы, дающие представление о плоскости;
-
определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков;
-
чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам;
-
сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча;
-
читать и записывать неравенства, двойные неравенства;
Применять теоретический материал при решении задач.
Раздаточный материал (карточки с заданиями)
П.1, №№23, 25, 26, 30(а,б)
2
Повторение (Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач)
Урок - практикум
Индивидуальные задания
3
Входная контрольная работа
Урок контроля знаний и умений
4
Обозначение натуральных чисел
Изучение нового материала
Натуральные числа, чтение и запись, десятичная система счисления, римская нумерация.
П.1. №№24, 27, 29
5
Отрезок. Сравнение отрезков
Урок - практикум
Отрезок, длина отрезка, расстояние между точками, треугольник, многоугольник, периметр
Наглядное пособие «Сравнение отрезков», циркуль
П.2, №№52, 65, 68(а,б)
6
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Решение комбинаторных задач
Урок изучения нового материала
Циркуль
П.2, №№66, 69, 71
7
Плоскость. Прямая.
Комбинированный урок
Плоскость, прямая, луч, дополнительные лучи, их обозначение.
Наглядное пособие «Плоскость. Прямая»
П.3, №№89, 99, 104
8
Луч. Дополнительные лучи.
Урок изучения нового материала
Наглядное пособие «Лучи»
П.3, №№101, 102, 105
9
Шкалы и координаты
Урок - практикум
Шкала, единичный отрезок, координатный луч, координаты точки
Линейка, термометр, координатная доска
П.4, №№124, 138, 139, 140, 141
10
Шкалы и координаты. Линейные диаграммы.
Комбинированный урок
П.4, №№ 137, 142, 144
11
Меньше или больше
Урок изучения нового материала
Меньше, больше, неравенство, двойное неравенство, правила сравнения натуральных чисел.
П.5, №№168, 171, 172(а,б,в)
12
Меньше или больше. Сравнение чисел
Урок - практикум
П.5, №№174, 172(г,д,е), 158
13
Двойные неравенства
Урок применения знаний, умений и навыков
Наглядное пособие «Двойные неравенства»
П.5, №№161, 175, 177
14
Повторение и обобщение знаний по теме «Натуральные числа и шкалы»
Урок закрепления изученного материала
Раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями)
П. 1-5, № 178, 179, 180
15
Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»
Урок контроля знаний и умений
-
Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час)
16
Сложение натуральных чисел и его свойства
Урок изучения нового материала
Сложение натуральных чисел и его свойства: переместительное, сочетатательное, нуля. Периметр.
Знать:
-
понятия действий сложения и
-
вычитания;
-
компоненты сложения и вычитания;
-
свойства сложения и вычитания натуральных чисел;
-
понятие периметра многоугольника.
-
алгоритм арифметических действий над многозначными числами.
-
понятия числового и буквенного выражений;
-
буквенную запись свойств сложения и вычитания;
-
понятия уравнения, его корня;
-
понимать, что значит решить уравнение
Уметь:
-
складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координат. луча;
-
находить неизвестные компоненты сложения и вычитания;
-
использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений;
-
решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания;
-
читать и записывать числовые выражения, находить значения выражений;
-
читать и записывать буквенные выражения, выполнять подстановку числа вместо буквы;
-
·составлять числовые или буквенные выражения по условию задачи;
-
составлять числовые и буквенные выражения для нахождения периметра многоугольника и находить его значение;
-
упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания;
-
находить длину отрезка по его частям и находить часть отрезка, зная величину всего отрезка и других его частей (записывать это с помощью числовых или букв. выражений);
-
решать линейные уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание), выполнять проверку;
-
решать текстовые задачи с помощью составления линейных уравнений.
-- раскладывать число по разрядам и наоборот.
Применять теоретический материал при решении задач.
Наглядное пособие «Свойства натуральных чисел»
п.6, №229,231, 233
17
Применение свойств сложения натуральных чисел
Урок - практикум
Наглядное пособие «Свойства натуральных чисел»
п.6, № 230, 234, 235, 240 (а,б)
18
Решение задач на сложение натуральных чисел
Комбинированный урок
п.6, №236, 237, 238, 240 (в,г)
19
Разложение натурального числа по разрядам
Урок-практикум
Наглядное пособие «Разложение натурального числа по разрядам»
п.6, № 232, 240 (д,е)индивидуальные задания
20
Закрепление темы «Сложение натуральных чисел и его свойства»
Комбинированный урок
п.6, №239, 241
21
Вычитание натуральных чисел и его свойства
Урок изучения нового материала
Вычитание натуральных чисел и его свойства: вычитание суммы из числа, вычитание числа из суммы, свойство нуля, противоположные числа
Наглядное пособие «Свойства вычитания натуральных чисел»
П.7, №№276, 278, 294, 288(г,д,е)
22
Применение свойств вычитания натуральных чисел
Урок - практикум
Наглядное пособие «Свойства вычитания натуральных чисел»
П.7, №№273, 289, 291
23
Решение задач на вычитание натуральных чисел. Решение комбинаторных задач
Комбинированный урок
П.7, №№269, 286, 288(а,б,в),294
24
Закрепление темы «Вычитание натуральных чисел ». подготовка к контрольной работе
Урок закрепления изученного материала
п.7 ,№ 292, 293, 295, 296(а,б)
25
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Урок контроля знаний и умений
26
Анализ контрольной работы
Числовые и буквенные выражения
Урок изучения нового материала
Числовые и буквенные выражения, значение выражения.
П.8, №№318, 328, 330(а,б), 331(а,б)
27
Числовые и буквенные выражения. Решение задач
Урок - практикум
П.8, №№332, 334, 336(а,б)
28
Закрепление по теме «Числовые и буквенные выражения»
Комбинированный урок
П.8, №№335, 336(в), 321
29
Буквенная запись свойств сложения
Урок изучения нового материала
Буквенная запись свойств сложения и вычитания
П.9, №№367, 371(а,б), 350
30
Буквенная запись свойств вычитания
Комбинированный урок
П.9, №№365, 368, 370
31
Закрепление по теме «буквенная запись свойств сложения и вычитания». Решение комбинаторных задач
Урок-практикум
П.9, №№364, 366, 371(а,б)
32
Уравнение
Урок изучения нового материала
Простейшие линейные уравнения, корень уравнения, задачи на решение линейных уравнений
П.10, №№384, 395(а,б,в,г), 397(а)
33
Решение уравнений
Урок - практикум
Наглядное пособие «Решение уравнений»
П.10, №№395(д,е), 397(а), 398
34
Решение задач с помощью уравнений
Комбинированный урок
П.10, №№396, 397(б), 401
35
Закрепление по теме «Уравнение» Подготовка к контрольной работе
Урок закрепления изученного материала
П.10, №№397(в), 400, 403
36
Контрольная работа № 3 по теме «Буквенные выражения. Решение уравнений»
Урок контроля знаний и умений
-
Умножение и деление натуральных чисел (27 часов)
37
Умножение натуральных чисел и его свойства
Урок изучения нового материала
Смысл умножения числа m на число n, компоненты действия умножения, свойства умножения
Знать и понимать:
-
порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел);
-
понятия программы вычислений и команды;
-
таблицу умножения;
-
понятия действий умножения и деления;
-
компоненты умножения и деления;
свойства умножения и деления натуральных чисел наоборот.
-
разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых;
-
деление с остатком, неполное частное, остаток.
-
понятия квадрата и куба числа;
-
таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел.
Уметь:
-
заменять действие умножения сложением и находить неизвестные компоненты умножения и деления.
-
Умножать и делить многозначные числа столбиком.
-
Выполнять деление с остатком.
-
Решать и упрощать выражения, используя свойства умножения;
-
решать уравнения, которые сначала надо упростить;
-
решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием и др.);
-
решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части);
-
изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования;
-
составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений;
- решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
Применять теоретический материал при решении задач.
Наглядное пособие «Свойства умножения натуральных чисел»
П.11, №№450, 451, 452
38
Применение свойств умножения натуральных чисел
Урок - практикум
Наглядное пособие «Свойства умножения натуральных чисел»
П.11, №№455(а,б,в,г), 456, 462(а,б)
39
Решение задач на умножение натуральных чисел
Урок - практикум
П.11, №№453, 461, 442
40
Решение задач на составление выражений
Комбинированный урок
П.11, №№455(д,е,ж,з), 457, 462(в,г)
41
Закрепление по теме «Умножение натуральных чисел и его свойства» Систематизация и подсчёт имеющихся данных в частотных таблицах
Урок закрепления изученного материала
Индивидуальные задания
42
Деление натуральных чисел и его свойства
Урок закрепления нового материала
Действие деления, компоненты, свойства деления
Наглядное пособие «Свойства деления натуральных чисел»
П.12, №№501, 514, 517
43
Применение свойств деления натуральных чисел
Комбинированный урок
Наглядное пособие «Свойства деления натуральных чисел»
П.12, №№502, 518, 520
44
Решение задач на деление натуральных чисел
Урок - практикум
П.12, №№516, 522, 523
45
Решение задач
Урок -практикум
П.12, №№524(а,б,в). 519, 504(а,б)
46
Закрепление по теме « Деление натуральных чисел»
Комбинированный урок
Раздаточный материал (карточки с заданиями)
П.12, №№527, 524(г,д,е), 506
47
Закрепление по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
Урок закрепления изученного материала
Индивидуальные задания
48
Деление с остатком
Урок изучения нового материала
Компоненты действия деления с остатком (делимое, делитель, частное, неполное частное)
П.13, №№542, 550(а,б), 551(а,б)
49
Решение задач на деление с остатком
Урок - практикум
П.13, №№545, 550(в,г), 551(в,г)
50
Решение задач на деление с остатком
Урок - практикум
П.13, №№548(а,б), 553(а,б), 555(а,б)
51
Закрепление по теме «Деление с остатком». Подготовка к контрольной работе
Урок закрепления изученного материала
П.13, №№556, 546
52
Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
Урок контроля знаний и умений
53
Анализ контрольной работы
Распределительное свойство умножения
Урок изучения нового материала
Распределительной свойство умножения
Наглядное пособие «Распределительное свойство умножения»
П.14, №№609(а,б), 610(а,б), 612(а,б), 614(а,б)
54
Упрощение выражений
Урок- практикум
П.14, №№616, 609(в,г), 610(в,г), 611(а,б)
55
Упрощение выражений. (применение свойств умножения при упрощении выражений и при решении уравнений)
Урок - практикум
П.14, №№612(в,г), 613, 614(в,г)
56
Решение задач на части
Комбинированный урок
П.14, №№615, 617, 622
57
Закрепление по теме «Упрощение выражений»
Урок закрепления изученного материала
Раздаточный материал (Тест)
Индивидуальные задания
58
Порядок выполнения действий
Урок изучения нового материала
Действия первой и второй ступени
П.15, №№635(а,б), 644, 645
59
Решение задач на порядок выполнения действий
Урок - практикум
П.15, №№647(а,б,в), 649,638(а,б)
60
Закрепление по теме «Порядок выполнения действий»
Урок закрепления изученного материала
П.15, №№647(г,д,е), 648(а,б)
61
Квадрат числа
Урок изучения нового материала
Степень числа, основание степени, показатель степени
Наглядное пособие «Квадрат и куб числа», куб, таблица степеней
П.16, №№666, 668(а,б,в,г), 669
62
Куб числа. Решение комбинаторных задач
Комбинированный урок
П.16, №№667, 668( д, е, ж, з,и), 669
63
Контрольная работа № 5 по теме «Упрощение выражений»
Урок контроля знаний и умений
-
Площади и объёмы (12 часов)
64
Формулы
Урок изучения нового материала
Формула площади прямоугольника и квадрата, формулы их площадей. Равные фигуры
Знать и понимать:
-
понятие формулы;
-
формулу пути (скорости, времени);
-
понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба;
-
измерения прямоугольного параллелепипеда;
-
формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника;
-
формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба;
-
равные фигуры; свойства
-
равных фигур;
-
единицы измерения площадей и объемов.
Уметь:
-
читать и записывать формулы;
-
вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба;
-
вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней;
-
вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней;
-
решать задачи, используя свойства равных фигур;
-
переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.
Применять теоретический материал при решении задач.
Наглядное пособие «Формулы»
П.17, №№700, 701, 704
65
Формулы. Вычисления по формулам
Урок - практикум
П.17, №№702, 705, 707(а,б)
66
Площадь. Формула площади прямоугольника
Урок изучения нового материала
Наглядное пособие «Формулы», раздаточный материал для вычисления площади прямоугольника
П.18, №№737, 740, 742 , 739
67
Решение задач на нахождение площади прямоугольника
Урок - практикум
П.18, №№738, 741, 745 , 744
68
Единицы измерения площадей
Урок изучения нового материала
Единицы измерения площадей
Наглядное пособие «Единицы измерения площадей»
П.19, №№781, 782, 788
69
Единицы измерения площадей. Диаграммы в форме прямоугольников (столбчатые диаграммы)
Комбинированный урок
П.19, №№779, 780, 789(а,б)
70
Закрепление по теме «Единицы измерения площадей»
Урок закрепления изученного материала
П.19, №№784, 7887
71
Прямоугольный параллелепипед
Урок изучения нового материала
Прямоугольный параллелепипед и его элементы
Макет параллелепипеда
П.20, 811, 812, 807,
72
Решение задач на вычисление площадей поверхностей
Урок - практикум
П.20, №№813, 814, 818
73
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда
Урок изучения нового материала
формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба
Наглядное пособие «Объёмы»
П.21, №№840, 842, 847
74
Объёмы. Соотношения между единицами объёма. Подготовка к контрольной работе
Урок закрепления изученного материала
П.21, №№841, 844, 848(а,б)
75
Контрольная работа № 6 по теме «Площади и объёмы»
Урок контроля знаний и умений
-
Обыкновенные дроби (23 часа)
76
Анализ контрольной работы. Окружность и круг
Урок изучения нового материала
Окружность, круг, центр окружности, радиус, диаметр, дуга окружности
Знать и понимать:
-
понятия окружности, круга и их элементов;
-
понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби;
основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.
Уметь:
-
понятия равных дробей, большей и меньшей дробей;
-
понятия правильной и неправильной дроби.
-
правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
-
изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы;
-
читать и записывать обыкновенные дроби;
-
называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают;
-
изображать дроби, в том числе равные на координатном луче;
-
распознавать и решать три основные задачи на дроби;
-
сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями;
-
сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом;
-
складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем;
-
записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей;
-
записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби;
-
выделять целую часть из неправильной дроби;
-
представлять смешанное число в виде неправильной дроби;
складывать и вычитать смешанные числа.
Применять теоретический материал при решении задач.
Наглядное пособие «Окружность»
П.22, №№874, 875, 878 (а,б)
77
Окружность и круг. Практическая работа по сбору, организации и подсчёту данных
Урок - практикум
П.22, №№876, 880, 878(в,г)
78
Доли. Обыкновенные дроби
Урок изучения нового материала
Доли, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель
Доли, наглядное пособие «Обыкновенные дроби»
П.23, №№915, 925, 927
79
Доли. Обыкновенные дроби
Урок - практикум
Доли, наглядное пособие «Обыкновенные дроби»
П.23, №№928, 934, 936
80
Решение задач с дробями
Комбинированный урок
П.23, №№929, 932, 937
81
Закрепление по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Урок - практикум
П.23, №№938, 924, 939
82
Сравнение дробей
Урок изучения нового материала
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
Наглядное пособие «Сравнение дробей»
П.24, №№952, 965, 968
83
Сравнение дробей. Решение задач
Урок - практикум
Раздаточный материал для сравнения дробей
П.24, №№964, 969, 971
84
Сравнение дробей. Относительная частота данных с определённым признаком
Комбинированный урок
Индивидуальные задания
85
Правильные и неправильные дроби
Урок изучения нового материала
Правильные и неправильные дроби
Наглядное пособие «Правильные и неправильные дроби»
П.25, №№987, 1000, 1001
86
Правильные и неправильные дроби. Решение задач. Подготовка к контрольной работе
Урок закрепления изученного материала
П.25, №№1002, 995
87
Контрольная работа № 7 по теме «обыкновенные дроби»
Урок закрепления знаний и умений
88
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Урок изучения нового материала
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Наглядное пособие «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
П.26, №№1033, 1041, 1042(а)
89
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач
Урок - практикум
П.26, №№ 1042(б), 1043, 1045
90
Закрепление по теме «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
Комбинированный урок
Индивидуальные задания
91
Деление дроби
Урок изучения нового материала
Представление частного в виде дроби
Наглядное пособие «Деление дроби»
П.27, №№1067,1076, 1078
92
Решение задач на деление дробей
Урок - практикум
П.27, №№1077, 1080, 1082
93
Смешанные числа
Урок изучения нового материала
Смешанный числа. Целая и дробная часть числа
Наглядное пособие «Смешанные числа»
П.28, №№1106, 1109, 1110
94
Решение задач на смешанные числа
Комбинированный урок
П.28, №№1111, 1112, 1107
95
Сложение и вычитание смешанных чисел
Урок изучения нового материала
Правила сложения и вычитания смешанных чисел
П.29, №№1136(а,б,в,г), 1137, 1141
96
Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел
Урок - практикум
П.29, №№1136(д,е,ж,з), 1138, 1143
97
Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Подготовка к контрольной работе
Урок закрепления изученного материала
Раздаточный материал (сложение и вычитание смешанных чисел)
П.29, №№1139, 1142, 1130
98
Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Урок контроля знаний и умений
-
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов)
99
Анализ контрольной работы. Десятичная запись дробных чисел
Урок изучения нового материала
Десятичная дробь
Знать и понимать:
-
понятие десятичной дроби, его целой и дробной части;
-
правило сравнения десятичных дробей.
-
правило сравнения десятичных дробей по разрядам;
-
понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей;
-
правило сложения и вычитания десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия);
-
свойства сложения и вычитания десятичных дробей;
-
понятия приближенного значения числа с недостатком (с избытком); понятие округления числа; правило округления десятичных дробей до заданных разрядов.
Уметь:
-
иметь представление о десятичных разрядах;
-
читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби;
-
выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей;
-
изображать десятичные дроби на координатном луче; складывать и вычитать десятичные дроби;
-
раскладывать десятичные дроби по разрядам;
-
решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями;
округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда
Применять теоретический материал при решении задач.
П.30, №№1166, 1161, 1168
100
Десятичные дроби
Урок - практикум
П.30, №№1167, 1169, 1171(а)
101
Сравнение десятичных дробей
Урок изучения нового материала
Сравнение десятичных дробей
Наглядное пособие «Сравнение десятичных дробей»
П.31, №№1192, 1200, 1205(а,б,в)
102
Решение задач на сравнение десятичных дробей
Урок - практикум
П.31, №№1201, 1205(в,г,д). 1206
103
Закрепление по теме «Сравнение десятичных дробей»
Комбинированный урок
П.31, №№1203, 1204, 1208
104
Сложение десятичных дробей
Урок изучения нового материала
Сложение и вычитание десятичных дробей
Наглядное пособие «Сложение и вычитание десятичных дробей»
П.32, №№1255(а,б), 1256(а,б,в), 1251
105
Вычитание десятичных дробей
Комбинированный урок
Наглядное пособие «Сложение и вычитание десятичных дробей»
П.32, №№1255(г,д,е), 1256(г,д,е), 1252
106
Разложение десятичной дроби по разрядам
Комбинированный урок
П.32, №№1257, 1258, 1265
107
Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей. Решение комбинаторных задач
Урок закрепления изученного материала
Шахматная доска
П.32, №№1259, 1261, 1263(а,б)
108
Приближённые значения чисел
Урок - практикум
Приближенные значения числа с недостатком м с избытком, округление чисел
Весы
П.33, №№1297(а), 1299, 1292
109
Округление чисел
Урок - практикум
П.33, №№1297(б), 1301, 1293(а,б)
110
Округление чисел. Таблица относительных частот. Подготовка к контрольной работе
Комбинированный урок
Таблица относительных частот
П.33, №№1298, 1302, 1291
111
Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Урок контроля знаний и умений
-
Умножение и деление десятичных дробей (26 часов)
112
Умножение десятичных дробей на натуральные числа
Урок изучения нового материала
Умножение десятичной дроби на натуральное число
Знать и понимать:
-
правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия);
-
правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия);
-
правило деления на 10, 100, 1000 и т. д;
-
правило деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д; свойства умножения и деления десятичных дробей;
-
понятие среднего арифметического нескольких чисел;
-
понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.
Уметь:
-
умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь;
-
выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями;
-
применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений;
-
вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби;
-
решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями;
-
находить среднее арифметическое нескольких чисел; находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.;
находить среднее арифметическое нескольких чисел; находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.
Наглядное пособие «Умножение десятичных дробей»
П.34, №№1330(а,б,в,г), 1331, 1320
113
Умножение десятичных дробей на 10,100,1000
Урок - практикум
П.34, №№1332, 1333(а - е), 1334(а)
114
Закрепление по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
Комбинированный урок
П.34, №№1330(д,е), 1333(ж-и), 1335
115
Деление десятичных дробей на натуральные числа
Урок изучения нового материала
Деление десятичных дробей
Наглядное пособие «Деление десятичных дробей»
П.37, №№1483(а-в), 1484, 1489(а,б)
116
Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000
Урок - практикум
П.37, №№1483(г-е), 1485, 1492(а)
117
Решение задач на деление десятичной дроби на натуральное число
Урок -практикум
П.37, №№1483(ж-и), 1486, 1494
118
Закрепление по теме «деление десятичных дробей на натуральное число»
Урок закрепления изученного материала
Раздаточный материал (карточки с заданиями)
П.37, №№1487, 1492(б), 1495
119
Обобщение темы «умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа». Подготовка к контрольной работе
Урок закрепления изученного материала
П.37, №№1488, 1489(в,г), 1492(в,г)
120
Контрольная работа№10 по теме «умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»
Урок контроля знаний и умений
121
Анализ контрольной работы.
Умножение десятичных дробей
Урок изучения нового материала
Умножение десятичных дробей
Наглядное пособие «Умножение десятичных дробей»
П.36, №№1431(а), 1432(а-г), 1433
122
Умножение десятичных дробей. Решение задач
Урок - практикум
Наглядное пособие «Умножение десятичных дробей»
П.36, №№1431(б), 1432(д-з), 1434
123
Умножение десятичных дробей
Комбинированный урок
П.36, №№1431(в), 1432(и-м), 1435
124
Умножение десятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001
Урок практикум
Наглядное пособие «Умножение десятичных дробей»
П.36, №№1437(а,в), 1439(а,в), 1440(а)
125
Закрепление по теме «Умножение десятичных дробей»
Урок закрепления изученного материала
Индивидуальные задания
126
Деление десятичных дробей
Урок изучения нового материала
Деление на десятичную дробь
Наглядное пособие «Деление десятичных дробей»
П.37, №№1483(а-в), 1484, 1489(а,б)
127
Деление на десятичную дробь. Решение задач
Урок - практикум
П.37, №№1483(г-е), 1485, 1492(а)
128
Закрепление по теме «Деление на десятичную дробь»
Комбинированный урок
Раздаточный материал (карточки с заданиями)
П.37, №№1483(ж-и), 1486, 1494
129
Деление десятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001
Урок изучения нового материала
П.37, №№1487, 1492(б), 1495
130
Решение комбинаторных задач
Урок - практикум
П.37, №№1488, 1489(в,г), 1492(в,г)
131
Закрепление по теме «Деление десятичных дробей»
Урок закрепления изученного материала
Индивидуальные задания
132
Среднее арифметическое
Урок изучения нового материала
Среднее арифметическое нескольких чисел, средняя скорость движения
П. 38, № 1524, 1525, 1526.
133
Решение задач на нахождение среднего арифметического. Среднее значение и мода как характеристики совокупности числовых данных
Урок - практикум
Раздаточный материал (карточки на нахождение среднего арифметического)
П. 38, № 1527, 1528, 1529
134
Решение задач на нахождение средней скорости движения
Комбинированный урок
П.38, № 1530, 1531, 1534
135
Закрепление по теме «Среднее арифметическое»
Урок закрепления изученного материала
П. 38, № 1535, 1532, 1533
136
Закрепление по теме «Умножение и деление десятичных дробей». Подготовка к контрольной работе
Урок закрепления изученного материала
Индивидуальные задания
137
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей».
Урок контроля знаний и умений
-
Инструменты для вычислений и измерений (17 часов)
138
Микрокалькулятор
Урок изучения нового материала
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе
Знать и понимать:
-
понятие процента. Знак, обозначающий «процент»;
-
правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот;
-
основные виды задач на проценты;
-
понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов;
-
знак, обозначающий «угол»;
-
свойство углов треугольника;
-
измерительные инструменты;
-
понятие биссектрисы угла;.
-
алгоритм построения круговых диаграмм.
Уметь:
-
пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями;
-
обращать десятичную дробь в проценты и наоборот;
-
вычислять проценты с помощью калькулятора.
-
распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.
Применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.
Микрокалькулятор
П.39, №№1556(а-в), 1557
139
Выполнение действий на микрокалькуляторе
Урок - практикум
Микрокалькулятор
П.39, №№1558, 1560
140
Проценты
Урок изучения нового материала
Проценты, основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, величины по её проценту
Наглядное пособие «Проценты»
П.40, №№1598, 1599, 1600
141
Решение задач на проценты
Урок - практикум
П.40, №№1601, 1602, 1612(а)
142
Нахождение процентов от числа
Урок - практикум
П.40, №№1603, 1604, 1612(б)
143
Нахождение числа от процентов
Урок - практикум
П.40, №№1605, 1606, 1596
144
Закрепление по теме «Проценты»
Урок закрепления изученного материала
П.40, №№1607, 1609, 1592(а,б)
145
Контрольная работа № 12 по теме «Проценты»
Урок контроля знаний и умений
146
Анализ контрольной работы. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник
Урок изучения нового материала
Угол, элементы угла, обозначение угла, развернутый угол, прямой угол
Чертёжный треугольник, наглядное пособие «Углы»
П.41, №№1638, 1639, 1641
147
Построение прямого и развёрнутого угла с помощью чертёжного треугольника
Урок - практикум
Чертёжный треугольник
П.41, №№1640, 1643, 1646, 1625
148
Закрепление по теме «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник»
Комбинированный урок
П.41, №№1643, 1647, 1642(а), 1626
149
Измерение углов. Транспортир
Урок изучения нового материала
Транспортир, градус, острый угол, тупой угол, биссектриса угла
Транспортир
П.42, №№1671, 1682, 1684
150
Построение углов заданной величины. Решение комбинаторных задач
Комбинированный урок
транспортир
П.42, №№1683, 1685, 1689
151
Сравнение величин углов. Классификация углов по градусной мере
Урок закрепления изученного материала
П.42, №№1685, 1688, 1691
152
Круговые диаграммы
Урок изучения нового материала
Круговые диаграммы
П.43, №№1707, 1700, 1704
153
Повторение по теме «Круговые диаграммы». Подготовка к контрольной работе
Урок закрепления изученного материала
П.43, №№1708, 1709, 1701
154
Контрольная работа № 13 по теме «Измерение углов»
Урок контроля знаний и умений
-
Итоговое повторение. Решение задач (16 часов)
155
Повторение. Натуральные числа и шкалы
Урок применения знаний и умений
Понятие натурального числа, обыкновенной дроби, десятичной дроби, арифметические действия с указанными числами, свойства действий
Раздаточный материал (карточки с заданиями)
№№1815(а-г), 1816, 1821(а,б)
156
Повторение. Арифметические действия с натуральными и дробными числами
Урок применения знаний и умений
№№1815(д,е), 1820, 1825, 1826
157
Повторение. Арифметические действия с натуральными и дробными числами
Урок применения знаний и умений
№№1829, 1834(г-е), 1838
158
Повторение. Буквенные выражения
Урок применения знаний и умений
Буквенные выражения, формулы: пути, площади и периметра прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда
№№1817, 1828, 1835
159
Повторение. Упрощение выражений
Урок применения знаний и умений
№№1838, 1836, 1830
160
Повторение. Формулы
Урок применения знаний и умений
№№1842, 1844, 1847
161
Повторение. Уравнение.
Урок применения знаний и умений
Уравнение, корень уравнения, компоненты арифметических действий
Раздаточный материал (карточки с заданиями)
№№1824, 1832, 1834(а,б)
162
Повторение. Решение уравнений
Урок применения знаний и умений
№№1834(в,г), 1833, 1839
163
Повторение. Решение задач с помощью уравнений
Урок применения знаний и умений
№№1829, 1825, 1826
164
Повторение. Инструменты для измерений и вычислений
Урок применения знаний и умений
Процент, угол, виды углов.
№№1848, 1843, 1841
165
Повторение. Инструменты для вычислений и измерений
Урок применения знаний и умений
№№1845, 1830, 1828
166
Решение задач на движение по воде
Урок применения знаний и умений
Формула пути, скорость по течению и против течения, собственная скорость
Индивидуальные задания
167
Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе за год
Урок обобщения и систематизации знаний
Индивидуальеные задания
168
Итоговая контрольная работа
Урок контроля знаний и умений
169
Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по разделу «Числа и вычисления»
Урок - игра
Компьютер, карточки с заданиями
Индивидуальные задания
170
Обобщающий урок по разделу «Буквенные выражения»
Урок - игра
Компьютер. Карточки с заданиями
Список литературы
-
Виленкин Н. Я., В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2010
-
З.С. Стромова, О.В. Пожарская. Поурочные планы по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина. Волгоград: Учитель, 2008
-
А. С. Чесноков, К. И. Нешков . Дидактические материалы по математике для 5 класса. М. Просвещение, 2010
-
А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. М.: ИЛЕКСА, 2009