- Преподавателю
- Математика
- Интегрированный урок математика + литература
Интегрированный урок математика + литература
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филатова С.И. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок математика + литература
по рассказу А.П.Чехова «Репетитор», 5 класс
Цель:
-
Формирование умения решать задачи арифметическим способом.
-
Воспитание интереса к математике, побуждение детей к самостоятельному творчеству.
-
Развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Ход урока
-
Оргмомент
Приветствие учащихся, приглашение к сотрудничеству. Запись эпиграфа к уроку.
"Нет силы более могучей, чем знание:
человек, вооруженный знаниями, непобедим"
М.Горький
-
В рамках традиционной недели русского языка и литературы учащиеся прочли рассказ А.П.Чехова «Репетитор» и под руководством учителя литературы О.В.Родиончик подготовили инсценировку «урока», данного героем рассказа Егором Зиберовым своему подопечному Пете Удодову. (Полностью инсценировка была показана на литературной гостиной «В гостях у любимых писателей» накануне проводимого урока.)
3. Итак, давайте вспомним, какую же задачу не смог решить Егор Зиберов?
« Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а чёрное 3 руб.?»
В тексте задачи встретились новые для нас слова: «аршин» и «сукно». Что они означают?
А) Арши́н - русская единица измерения длины, равная 71 см.
Б) Сукно - шерстяная или полушерстяная ткань с гладким ворсом.
4. Прежде, чем приступить к решению задачи о купленном сукне, рассмотрим не менее интересную древнекитайскую задачу про кроликов и фазанов.
Задача № 615. В клетке сидят кролики и фазаны. Всего у них 12 голов и 34 ноги. Сколько фазанов и сколько кроликов в клетке?
Ребята, представим, что сверху на клетку, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до морковки.
Сколько ног в этот момент будет стоять на земле?
24 (12 · 2 = 24)
Но в условии задачи даны 34 ноги, где же остальные?
Остальные не посчитаны - это передние лапы кроликов.
Значит, у кроликов 10 передних ног (34 - 24 = 10).
Поскольку каждому кролику принадлежит одна пара передних ног , то всего кроликов 5 ( 10 : 2 = 5).
Тогда фазанов 7 (12 - 5 = 7).
Учащимся сообщается название этого метода - "метод предположения по недостатку", предлагается объяснить это название (у сидящих в клетке 2 или 4 ноги, а мы предположили, что у всех наименьшее из этих чисел - 2 ноги).
Затем перед учащимися ставится следующая проблема: решить эту задачу методом предположения по избытку, решение задачи этим методом оформляется в тетрадях:
1) 12 4 = 48 (ноги) были бы в клетке, если бы у всех было по 4 ноги.
2) 48 - 34 = 14 (ноги) лишние, ноги фазанов.
3) 14 : 2 = 7 (фазанов) в клетке.
4) 12 - 7 = 5 (кроликов) в клетке.
Ответ: 7 фазанов, 5 кроликов.
-
Затем учащиеся решают задачу № 623 :
По тропинке вдоль кустов шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также мог, что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда - то петухи и поросята.
А теперь вопрос таков: сколько было петухов?
И узнать я был бы рад, сколько было поросят?
вариант I - методом предположения по недостатку;
вариант II - методом предположения по избытку.
Решения заслушиваются.
-
Вернемся к нашему герою Егору Зиберову, ученику 7-го класса, который так и не смог решить задачу о синем и чёрном сукне.
Давайте представим себе, как рассуждал Удодов-старший, сумевший решить эту задачу «по - нашему, по - неучёному».
Если бы всё купленное сукно было синим, то купцу пришлось бы заплатить 138 5 = 690 руб.
Таким образом, он переплатит за товар 690-540 = 150 руб.
За каждый аршин он переплачивал бы 5-3 = 2 руб.
Следовательно, чёрного сукно было 150 : 2 = 75 аршин.
Синего сукна было 138 - 75 = 63 аршин.
(На доске записываются только действия без пояснений. Учащиеся решение не записывают, только поясняют устно каждое действие.).
Методом предположения по недостатку или по избытку решена эта задача?
( По избытку.)
7. Дома учащимся предлагается записать решение этой задачи методом приближения по недостатку, а учащимся, проявляющим интерес к математике, решить её ещё и алгебраическим способом.
8. Итог урока.
Вновь обратим внимание на слова М. Горького, записанные на доске. В справедливости этих слов вы, наверное, убедились. Действительно, знание - большая сила. Егор Зиберов не смог решить задачу - ему не хватило знаний, мы же сможем найти даже несколько решений.