- Преподавателю
- Математика
- Программа математического кружка 5-9кл (32ч)
Программа математического кружка 5-9кл (32ч)
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щёголева Л.Ф. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ Ромашкинская СОШ
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МОУ Ромашкинская СОШ
________/ Бакчеева З. Д./ __________/ Реброва Е. С./
«___»________2010г. «___»________2010г.
Программа математического кружка
«ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ»
32 час
Автор - составитель: учитель математики Щёголева Л. Ф.
2010 год
Пояснительная записка
Программа математического кружка создана автором для занятий с учащимися 5-10 классов. Данная программа рассчитана на 1 год, 32 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении. Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 12-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.
Внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности способствует развитию логического мышления, расширяет кругозор, развивает способности учащихся, имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, оформляют математическую газету, принимают участие в конкурсных программах, готовятся к олимпиадам.
Для реализации поставленных целей и задач и разработана программа кружковых занятия по математике «Любопытные факты» для 5-10 классов.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся 5-10 классов.
Тематическое планирование
Занятие № 1.
1. Как играть, чтобы не проиграть /методические рекомендации/.
2. Игры «Кто первым назовёт число 100?», «Поставь на ноль».
Литература: 1) Гусев В. А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М.: Просвещение, 1977.
Занятие № 2.
1. Множество натуральных чисел /доклады учащихся/.
2. Решение занимательных задач (№2126-2149).
Литература: 1) Глейзер Г. И. История математики в школе. 4-6 классы. - М.: Просвещение, 1981.
2) Пономарёв С. А. и др. Сборник задач по математике для 4-5 классов. - М.: Просвещение, 1979.
Занятие № 3.
1. Счёт у первобытных людей /доклады учащихся/.
2. Решение занимательных задач игры «Кенгуру».
Литература: 1) Депман И. Я. За страницами учебника математики.-
М.: Просвещение, 1996.
Занятие № 4.
1. Выпуск математической газеты № 1.
Занятие № 5-6.
1. Цифры у разных народов /доклады учащихся/.
2. Решение занимательных задач (№ 5-8).
Литература:1) Глейзер Г. И. История математики в школе. 4-6 классы. - М.: Просвещение, 1981.
2) Зубелевич Г. И. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах.
3) Вырезка из журнала «Математика в школе».
Занятие № 7-8.
1. Круги Эйлера /рассказ учителя/.
2. Решение задач (№2.3 - 2.6).
3. Игра «Полоска».
Литература: 1) 1) Гусев В. А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М.: Просвещение, 1977. Тема 2.
2) Газета «Математика» 2008.№ 21.
Занятие № 9.
1. Выпуск математической газеты № 2.
Занятие № 10-11.
(для 9-11 класса).
1.Метод перебора при решении математических задач /рекомендации учителя/.
2. Решение задач методом перебора (№1-8).
Литература: 1) Демидов А. И. Метод перебора. Вырезка из журнала «Математика в школе».
Занятие № 12-13.
1. Старинные меры и метрическая система /доклады учащихся/.
2. Решение олимпиадных задач.
Литература: 1) Депман И. Я. За страницами учебника математики.-
М.: Просвещение, 1996.
2) Багаев Е. Г. Старые русские меры в истории и речи народной. Вырезка из журнала «Математика в школе».
Занятие № 14.
1. Выпуск математической газеты № 3.
Занятие № 15-16.
1. Логика как наука /рассказ учителя/.
2. Решение логических задач (№ 139-179).
Литература: 1) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юрфаков и институтов. - М.: Юристъ, 1995.
2) Сборник занимательных задач. Гл.1 параграф 2.
3) Удовенко Л. Н. Упражнения, развивающие логические способности учащихся. Вырезка из журнала «Математика в школе».
4) Гаврилова И. Логические задачи. Вырезка из газеты «Математика» №5-2009.
Занятие № 17-18.
1. Различные системы счисления.
2. Переход от одной системы счисления к другой. Разные задачи.
Литература: 1) Сборник занимательных задач. Гл. 2, стр. 47-55; стр.65-70.
Занятие № 19.
1. Выпуск математической газеты № 4.
Занятие № 20-21-22-23.
1. Положение о международной математической игре «Кенгуру».
2. Решение задач игры «Кенгуру».
Литература: 1) Газета «Математика» ,2008,2009г.
2) Тексты задач игры «Кенгуру» предыдущих лет и 2010г.
Занятие № 24.
1. Выпуск математической газеты № 5.
Занятие № 25-26.
1. Великаны в мире чисел.
2. Легенда о шахматной доске.
Литература: 1) Перельман Я. И. Живая математика. М., «Наука», 1987., гл. 7, стр. 71-91.
Занятие № 27-28.
1. Что такое «графы».
2. Использование графов при решении логических задач.
Литература: 1) Гусев В. А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М.: Просвещение, 1977. Тема 8.
Занятие № 29.
1. Выпуск математической газеты № 6.
Занятие № 30.
1. Принцип Дирихле.
2. Задача А. Н. Колмогорова, ряд Фибоначчи.
Литература: 1) Гусев В. А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М.: Просвещение, 1977. Тема 15.
Занятие № 31-32.
1. Лист Мёбиуса.
2.Задача Пуассона.
Литература: 1) Гусев В. А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М.: Просвещение, 1977. Тема 3-4.