- Преподавателю
- Математика
- Пять П в работе над проектами
Пять П в работе над проектами
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Еланцева С.В. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ Малокрасноярская ООШ
Кыштовского района Новосибирской области
Пять «П» в работе над проектом.
Методические рекомендации.
Учитель математики:
Еланцева С.В.
2015г
В последние годы метод проектов находит всё большее распространение не только за рубежом, но и в школах России. В большей степени это связано с требованиями, которые современное общество предъявляет к выпускникам и которые сформулированы в ФГОС нового поколения.
Под методом проектов мы понимаем творческую работу учащихся для самостоятельного решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта: доклада, реферата, компьютерной презентации, сценария игры или праздника, газеты и т.п.
Каждый учитель стремится к тому, чтобы в результате работы над проектом учащиеся получали удовольствие, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход.
При работе над групповым проектом ставим цель: развитие коммуникативных навыков учащихся, умение работать в коллективе.
Организуя работу с проектами учителю необходимо научить детей:
-
Планировать свою работу, заранее подсчитывать возможные результаты.
-
Использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал;
-
Анализировать отобранный материал;
-
Аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
-
Распределять обязанности внутри группы, если это групповой проект;
-
Представлять созданный продукт перед аудиторией;
-
Оценивать себя и других.
Я хочу ещё раз остановиться на методических рекомендациях при организации работы над проектом.
В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация.
Остановимся на каждом этапе подробно:
-
Первая П: Проблема:
Что является проблемой проекта?
-Это любая проблема математики и практически любая реальная проблема обыденной жизни.
Кто формулирует проблему?
- Учитель или учащиеся.
Учитель ни в коем случае не должен навязывать проблему учащимся! Роли учителя и учащихся изменяются по сравнению с классно-урочной системой: учащийся перестаёт играть роль простого исполнителя: учитель - из преподавателя превращается во вдохновителя, консультанта, координатора. Он способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Каким требованиям должна удовлетворять проблема?
- проблема должна быть важной, интересной для учащихся.
- при решении проблемы должны быть использованы интегрированные знания, исследовательские методы.
-
Вторая П: Проектирование.
Если обратиться к ВИКИПЕДИИ, то под словом проектирование понимается «целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений… Проектирование - это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект».
Этап проектирования распадается на две составляющих: подготовительный этап и планирование.
На подготовительном этапе необходимо:
-
Сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;
-
Определить цели проекта
-
Обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, буклет и т. д.)
-
Тип проекта (исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный);
При организации работы на этапе проектирования нужно:
-
Определить возраст участников проекта (одного возраста или разных возрастов; одного класса или из разных классов);
-
Определить количество участников проекта (проект может быть индивидуальным, парным или групповым);
-
Определить степень самостоятельности выполнения проекта учащимися;
-
Назначить сроки выполнения проекта и соблюдать их;
-
Подготовить и ознакомить учащихся с памяткой для для учащихся. В памятки должны содержаться рекомендации по работе, полезные ссылки веб-сайты;
При планировании работы над проектом необходимо ответить на вопросы:
Проблема проекта
Почему?
Цель проекта
Зачем мы это делаем?
Задачи
Что мы делаем?
Методы и способы
Как мы делаем?
Оценка имеющихся и недостающих ресурсов
Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает?
Сроки выполнения
Когда мы делаем?
Конечный продукт
В каком виде будем презентовать результат своего труда?
-
Третья П: Поиск информации
Этот этап работы называется этапом реализации проекта. Учащиеся ищут информацию в различных источниках. Иногда учащиеся излишне увлекаются поиском информации, а бывает так, что активность некоторых учащихся снижается. Учителю необходимо поддерживать мотивацию учащихся к выполнению проекта.
-
Четвертая П: Продукт
Продуктом труда является запланированный результат. В какой форме будет представлен продукт проекта -зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работал. Продукты одного и того же проекта могут быть различны. Например: мультимедийный продукт (видеофильм, видеоролик или веб-сайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина, математический праздник для малышей), альбом или задачник.
-
Пятая П: Презентация.
Этап представления и защиты проекта - это серьёзное испытание для ребят. Чтобы хорошо выступить, нужно составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, сопровождающую выступление, а также составить речь, которую нужно произнести. Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта.
-
Шестое П: учебного проекта Портфолио.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом.
Заметим, что плюсы использования в школе метода проектов очевидны: ребята с удовольствием, поскольку для них это важно, участвуют в проектной деятельности, приобретая и знания, и опыт их применения, и умения общаться.