Дополнительная образовательная программа «Занимательные математические задачи»

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Дополнительная образовательная программа

по математике для обучающихся 5 классов



«Занимательные математические задачи»
















Составила: учитель математики


Ибрагимова Э.А.




Пояснительная записка

Занимательная математика принадлежит к числу любимых жанров популярной литературы. Решая нестандартные своеобразные задачи, учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики.

Занимательная математика - это прежде всего математика, причем в лучших своих образцах - математика прекрасная. Недаром английский математик Дж. Литлвуд заметил, что хорошая математическая шутка лучше дюжины посредственных работ.

Занимательная математика в обучающихся пробуждает наблюдательность умение логически мыслить, веру в свои силы и драгоценную способность к восприятию прекрасного.

Элемент игры, который делает занимательную математику занимательной, может иметь форму головоломки, состязания, фокуса, парадокса, ошибочного рассуждения или обычной математической задачи с «секретом» - каким-либо неожиданным или забавным поворотом мысли.

Общая цель программы в том, чтобы способствовать развитию логического мышления школьников, развитию математических навыков и умений.

Программы рассчитана на 22 часа, два часа в неделю. Занятия проводятся в школе во внеурочное время.

Общеобразовательные цели:

  • Научить оперировать информацией при решении математических задач.

  • Знать основные приемы оптимального поиска решения математических задач.

  • Иметь представление об основных понятиях и методах решения нестандартных задач.

Воспитательные цели:

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности.

  • Воспитание ответственности.

Развивающие цели:

  • Развитие аналитических качеств личности.

  • Формирование способов умственного труда с использованием оптимальных средств решения математических задач.

  • Развитие и становление коммуникативных свойств личности.

Задачи:

  1. Учащиеся должны приобрести навыки решения занимательных задач и задач по типу отличных от обязательного уровня.

  2. Ознакомить учащихся с методами и приемами решения нестандартных задач.

  3. Обеспечить сознательное овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков.

  4. Выявить умения и способности у учащихся к данному виду деятельности, что позволит сориентироваться в выборе математических задач.

Тематическое планирование

Тема для изучения


Кол-во часов

1

Введение. История занимательной математики.


1

2

Старинные русские занимательные задачи и шутки по математике.


1

3

Приемы быстрого счета.


2

4

Комбинаторика.


1

5

Математические сказки


1

6

Задачи на суммирование.


2

7

Задачи повышенной трудности в курсе.


2

8

Заседание кружка «Любители кроссвордов»


1

9

Хитрые проценты.


2

10

Тематические тесты.


1

11

Заочные математические олимпиады.


1

12

Игра «Математический поезд»


1

13

Оригами.


2

14

Занимательные логические задачи


2

15

Поиск закономерности


1

16

Занимательные топологические модели


1



Литература

1. Барышникова Н.В. Нестандартные уроки. - Волгоград: Учитель, 2007. - 154 с.

2. Карп А.П. Даю уроки математики. - М.:Просвещение,1992.

3. Волошинов А.В. Математика и искусство. - М.: Просвещение,1992.

4. Гарднер Г. Математические головоломки и развлечения. - М.: Мир, 1971.

5. Минаеват С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

6. Васильев Н.Б. Заочные математические олимпиады. - М.: Наука. Гл.ред. физ-мат.лит., 1987.

7. Лихтарников Л. Занимательные логические задачи. - С.-Пб.: Лань, МИК, 1997.

8. Игнатьев Е.И. Царство смекалки. - М.: Наука, 2001.

© 2010-2022