«РАСКРЕПОЩЕННОЕ РАЗВИТИЕ» УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«РАСКРЕПОЩЕННОЕ РАЗВИТИЕ» УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Алейникова Татьяна Владимировна

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одно из самых перспективных образовательных систем ХХІ века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у ребенка закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля - психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью ученика. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают гармоничное, бесконфликтное функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного индивидуума, так и всего коллектива.

Роль учителя в том и состоит, чтобы организовать процесс обучения математике параллельно с развитием личностных качеств учащихся на фоне положительной эмоциональной реакции на успехи и у детей, и у педагога, и самого ученика. При планировании урока в таких условиях надо тщательно продумывать индивидуальные методы работы, исходя из уровня развития и эмоционального состояния детей: один любит выступать перед аудиторией, а второй предпочитает работать самостоятельно или ему нужна незаметная для одноклассников помощь учителя. Другому ребенку лучше удаются письменные ответы - тогда ему можно дать индивидуальную карточку, а третий - с удовольствием работает с одноклассником, который помогает ему советом. В такой ситуации каждый ребенок сможет достичь успеха и получить хороший результат. Неважно, что он пользовался помощью учителя или консультанта, важно, что он достиг успеха, пусть и на своем уровне. При организации дифференцированной работы таким образом почти каждый учащийся может проявить себя и получает положительную отметку в течение урока.

Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности.

Позы учащихся и их чередование зависят от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма. Поэтому грамотный учитель использует методы, направленные на активизацию инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это свободная беседа, выбор способа решения задачи, выбор приема взаимодействия, обсуждение в группах, ролевая или дидактическая игра (математическая эстафета), методы направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения. Можно предложить учащимся придумать интересную задачу по данной краткой записи, подготовить сообщение об истории чисел, математических открытиях. Очень любят ученики 5 классов математическое лото - пазл по теме «Действия с десятичными дробями»: и считать интересно, и картинку можно собрать.

Как же учителю добиться внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии здоровьесбережения.

1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.
2. Использование нескольких рабочих досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

3. Решение задач «по цепочке», когда ученики друг за другом в течение урока 2-3 раза выходят к доске (хорошо применять для закрепления стандартных навыков).

4. Максимально включать в урок ситуации по перемещению учащихся в классе: во время сдачи тетрадей, листочков для устного счета, пересаживание на период работы в группах и перед самостоятельной работой. Все эти меры позволяют детям раскрепоститься, сбросить напряжение, передохнуть и подготовиться к следующему этапу работы.

5. Практические работы на уроках математики помимо своей дидактической цели выполняют важнейшую функцию: сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся; включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

  2. Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.

  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

  5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

  6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

  7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

  8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

4

© 2010-2022